Методическая разработка из серии уроков по развитию речи на тему "Времена года". Данный материал можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе и в дошкольных учреждениях. Данные занятия развивают не только речь, но и кругозор. данное занятие по теме "Сентябрь".
            
        
        
        
                    
                
                    Занятие по развитию речи. Тема : «Сентябрь».
Занятие №1.
Тема : «Сентябрь».
           Осень — красивое время года. Золотая пора листопада, первая утренняя корочка 
льда на лужице, первый лёгкий снежок. Богатство грибов. Осенью и у воробья пиво.
Сентябрь — месяц листопада, хмурого неба, завывающего ветра. В пословицах и 
поговорках сентябрь — задумчивый прощальный с летом месяц. Случаются первые 
осенние холода в дождливом и пасмурном месяце. Сентябрь пахнет яблоками, грушами, 
грибами, увядающими травами. Деревья прощаются с листьями, птицы улетают на юг, 
много клюёт рыбы. Сентябрю рыболовы рады.
И. Суриков.
Осень. 
Осень, осень.
В гости просим!
Осень, осень,
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
М.Садовский.
Сентябрь
Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданный, долгожданный
Звонкий праздник сентября!
Послушайте сказку и выполните задание в читательском дневнике.
О том, как маленькая лисичка
про осень узнала 
Лариса Соколова 
Весело жилось маленькой лисичке в лесу. Много всякого она 
узнала. А уж сколько историй с ней приключилось и не 
сосчитать. Но вот однажды проснулась она, вылезла из своей 
норки, потянулась... Смотрит вокруг и ничего не понимает. Вродебы все как всегда, а все же что–то не так. Потянула лисичка 
носом, принюхалась. Как–то по–новому лес пахнет, а что нового, 
не понятно. Решила она прогуляться. Видит, белочка с дерева 
спрыгнула, выхватила что–то из травы и опять на дерево. 
Смотрит лисичка, а в лапках у белочки маленький гриб. Насадила
она его на веточку и опять вниз. Смотрела–смотрела маленькая 
лисичка, как ловко белочка грибы собирает, да и спрашивает: 
– Здорово ты, белочка, грибы собираешь. А зачем тебе так много?
Ты же маленькая. Съешь так много, будешь толстой, как медведь.
Услыхала лисичкины слова белочка и давай смеяться: 
– Ха–ха–ха! Разве не знаешь ты, зачем белкам запасы? 
– Конечно, знаю, – схитрила маленькая лисичка. Уж больно не 
хотелось, чтобы над ней белочка смеялась. 
– А ну, скажи, если знаешь. 
– Гостей, наверное, пригласила. Вот и готовишь всякие 
вкусности. 
– Ха–ха–ха! – еще больше развеселилась белочка. – Опять не 
угадала. 
Обидно стало маленькой лисичке, что над ней белочка 
насмехается. 
– Не стану я больше гадать, пойду лучше у медведя спрошу. 
Сказала так лисичка и пошла по лесной тропинке медведя искать.
Шла она шла и вдруг слышит, что шуршит кто–то в траве. 
– Мышка! – подумала маленькая лисичка. – Самое время 
позавтракать. 
Притаилась да как прыгнет! А это и не мышка вовсе, а колючий 
старый ёж. Уколола рыжая лапку, села на траву, плачет. Вылез из
травы ёж, посмотрел на лисичку, покачал головой: 
– Что, не понравилась тебе моя прическа? 
– Какая там прическа? – удивилась маленькая лисичка и даже 
плакать перестала. – У тебя и волосто нет. 
– Как нет? Волос у меня хоть отбавляй. Вон они какие! – 
выставил ёж колючки. 
– Ну и насмешил! Вот у меня волосы – красота да и только. Один
хвост чего стоит! А это не волосы, а просто колючки. Зачем они 
только нужны такие? 
– Ну, это как посмотреть, – улыбнулся ёж и сел на пенек. – Мои 
колючки очень мне помогают. 
– Это как? – заинтересовалась маленькая лисичка. 
– Очень просто. От хищников спасают: свернусь я в клубочек, 
выставлю иголки. Попробуй съешь меня! Исколешься весь, вот и 
все дела. 
Лисичка только больную лапку поджала. 
– А еще? 
– Еще? Смотри! 
С этими словами ёжик подошел к грибу, что рос неподалеку, 
выставил иголки и надел на них гриб. Дальше пошел, а гриб на 
колючках понес. 
– Как? И ты грибы собираешь? – удивилась маленькая лисичка. – 
Что же такое творится? Что, сегодня в лесу грибной день? Белкасобирает, на ветку нанизывает. Ты – на иголках грибы носишь. 
Ничего не понимаю. 
Засмеялся старый ёж. 
– Эх, ты, глупышка! Никакой сегодня не грибной день, просто 
осень наступила. 
– На кого наступила? Зачем наступила? – не поняла Лисичка. – И
вообще, кто такая эта осень, чтобы на кого–то наступать? Она 
что, большая? 
– Очень большая. 
– Как медведь? 
– Больше. 
– Неужели как лось? 
– удивилась рыжая. 
– Больше. Во много раз больше, – махнул лапкой ёжик. 
– Боюсь–боюсь! – заверещала маленькая лисичка. – Больше лося 
я и не видела никого. Надо прятаться! 
Вскочила она на ноги и бежать собралась. Насилу старый ёж 
удержал: 
– Глупышка, не надо от нее прятаться. Осень – это время года 
такое. Она к зиме зверям готовиться помогает. 
– А зима – это тоже время года? Она что, подружка осени? 
– спросила лисичка. 
– Конечно. Их, подруг, всего четверо: осень, зима, весна и лето. 
– А я только лето и знаю, – вздохнула рыжая. 
– Ничего, скоро со всеми познакомишься. 
– А как звери к зиме готовятся? 
– Медведь впрок наедается, потому что всю зиму спать будет. 
Мы, ежи, тоже жир копим, чтобы зиму перезимовать. 
– А белки? – не унимается маленькая лисичка. – Белки тоже 
спят? 
– Нет, белки не спят. Но зимой им труднее еду добыть. Вот они 
впрок и запасают. 
– А как же я? Ято грибов не запасла? Побегу собирать, а то мне 
и не хватит, если все их собирать возьмутся. 
– Эхе–хе, – только и вздохнул ёжик. – Тебе, лисичка, они ни к 
чему. Ты зимой не спишь, охотишься. 
– А какая она, эта осень? Страшная? 
– Что ты! Она просто красавица, рыжая, совсем как ты. Осень все
вокруг красивым делает, скоро увидишь сама. А теперь пора мне,
заболтался я с тобой. 
Сказал так ёж и в траве скрылся. А маленькая лисичка решила 
белочке помочь. Насобирала она грибов и к ее дереву принесла. 
Выглянула белочка из дупла. Что такое? Под деревом целая 
горка грибов: и подосиновики, и подберезовики, и белые грибы. 
– Кто же это так помог мне? – удивилась белка. 
– Это я, маленькая лисичка, – выглянула из–за дерева рыжая. – 
Решила помочь тебе к зиме готовиться. 
– Спасибо тебе, лисичка! Теперь не страшно будет и зиму 
встречать!Обрадовалась маленькая лисичка и побежала по своим делам. А 
через несколько дней, когда листики на осине и березе желтыми 
стали, поняла рыжая, что осень в гости пожаловала. 
Работа    в   читательском дневнике.
 Автор ……………………….
 Название……………………
 О чём эта 
книга ....................................................................................................................................
................................................................
 Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки
 Чему научила тебя эта сказка? 
……………………………………………………………………
Найдите в тексте слова, противоположные по значению.
Странный в сентябре лес  в нём рядом весна и осень.
Жёлтый лист и зелёная травинка.
Поблёкшие травы и зацветающие цветы.
Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер.
Увядание и расцвет.
Песни и тишина.
И грустно и радостно! 
(Н.Сладков)
Послушайте стихотворение. Как вы думаете, почему оно об астре?
Астра.
Вс. Рождественский 
Осень над парком тенистым… ложится
Золото клёнов на воды пруда.
Кружатся листья… умолкнули птицы…
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра звезда.
              Астру с прямыми её лепестками
              С древних времён называли «звездой»
               Так бы её вы назвали и сами.
               В ней лепестки разбежались лучами
               От сердцевины совсем золотой.
Близятся сумерки. Тонкий и острыйВ небе созвездий колышется свет.
Астра на клумбе, душистой и пёстрой,
Смотрит, как светят далёкие сёстры,
И посылает с земли им привет.
(Найдите с стихотворении строчки, в которых описываются лепестки астры. С чем 
сравнивает поэт астру? Почему?)
Прочтите предание об астре.
*********
         Лепестки астр, как лучи звезды, расходятся во все стороны.
Сохранилось предание, что астра выросла из пылинки упавшей звезды. Вот почему в тихую 
звёздную ночь, по преданию, у клумб с астрами слышится слабый шёпот: это астры 
беседуют с родными звёздами.
(опишите свой любимый цветок)
Устные зарисовки школьников на тему "Осень".
Итог.
«Солнышко» 
Моё настроение похоже на: 
солнышко, 
солнышко с тучкой, 
тучку, 
тучку с дождиком, 
тучку с молнией.