Занятие по риторике в 6 классе "Обращения в речи человека".
Оценка 5

Занятие по риторике в 6 классе "Обращения в речи человека".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
30.03.2019
Занятие по риторике в 6 классе "Обращения в речи человека".
Занятие по риторике в 6 классе "Обращения в речи человека". Цель: развивать воображение, образное мышление школьников, помогающее понять себя и окружающий мир. Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить, И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. (В.Солоухин. “Слово о словах”)
Занятие по риторике Такие разные обращения. 6-й класс.doc
Занятие по риторике "Такие разные обращения". 6­й класс  Цель: развивать воображение, образное мышление школьников, помогающее понять себя и  окружающий мир. Оборудование: раздаточный материал. Ход урока ­ Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Вы видите у себя на столах  стилизованные картинки (“мордашки”). Каждая из картинок обозначает одно из 3­х чувств: скуку, безразличие, интерес. Возьмите ту картинку, которая передает ваше настроение в  данную минуту. ­ Ну что ж, в начале нашего урока преобладают различные чувства.  Попробуем сделать так, чтобы к концу учебного занятия ваше настроение улучшилось. И  начнем с игры, ведь у нас необычный урок, а значит, и начаться он тоже должен необычно.  Я предлагаю вам игру “Отгадай слово”:           первая буква в этом слове обозначает второстепенный член предложения,  отвечающий на вопросы “Где?”, “Куда?”, “Откуда?” и другие (обстоятельство); обозначение звука на письме (буква); родной язык большинства россиян (русский язык); третья буква в названии части речи, обозначающей действие предмета (буква “а” в  слове “глагол”); буква в слове “вещь”, обозначающая шипящий звук (щ); последняя буква в слове, обозначающая предмет изучения в синтаксисе (буква “е” в слове “предложение”); как называется предложение, состоящее только из грамматической основы  (нераспространенное); самый распространенный союз (и); последняя буква в слове, обозначающем второстепенный член предложения,  отвечающий на вопросы “Какой?”, “Чей?” и другие (определение). ­ Итак, назовите, что у вас получилось. Скажите, когда мы произносим слово “обращение”,  какие ассоциации возникают у вас. (Ответы учащихся). ­ Да, слово “обращение” многозначное.  Но сегодня мы будем говорить об обращении как о  слове или группе слов, называющих лицо или предмет. Ведь человек постоянно обращается к кому­либо: к окружающим его людям, родным и близким, знакомым и незнакомым.  Обращается в домашней обстановке и официальной, устной и письменной форме. И  каждый раз обращение будут разным.  ­ А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся).  ­ Тема нашего учебного занятия – “Такие разные обращения”. Сегодня мы узнаем, как  можно вежливо и тактично обратиться к человеку, чтобы привлечь его внимание. Знаете ли вы, что в русском языке обращение считалось таким важным, что существовал даже 7­й,  звательный падеж. Пример существительного в звательном падеже – слово “старче”. Вы  помните: именно так обращалась к старику рыбка в сказке А.С.Пушкина. ­ Как вы думаете, а по каким признакам можно обратиться к человеку? (Ответы  учащихся).  ­ Действительно, выбор конкретного обращения зависит, прежде всего от того, к кому мы  обращаемся. Если мы знакомы с человеком, то, как правило, вежливее обратиться к нему  по имени или по имени и отчеству. Кстати, а знаете ли вы, что отчество, образованное от  имени отца, ­ это русская национальная традиция, которой нет в европейской культуре. В  западных странах в официальной обстановке принято называть друг друга по должности  (господин профессор, господин президент) или социальному статусу (сэр, мадмуазель,  мистер, мадам) и т.д. Но чаще всего мы обращаемся друг к другу по имени. Ведь мы живем в мире имен.  Недаром Гомер в своей “Одиссее” писал: Между живущих людей безымянным никто не бывает Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный. Имя свое от родителей в сладостный дар получает… Имя в нашей жизни значит очень много. Наверное, поэтому японские художники­ философы согласно традиции трижды в жизни меняют свое имя, чтобы лучше познать себя  и мир через новое “я”. Замечено также, что после перемены клички у животных меняется  характер. Так что знаменитая пословица “Хоть горшком назови, только в печку не ставь”  не находит подтверждения в мировой истории имяупотребления. ­ Каждый из нас носит свое имя. А знаете ли вы, что оно обозначает и почему вас так  назвали?  Звучат рассказы учащихся об истории своего имени. ­ Замечаете ли вы, ребята, что в течение дня вы можете быть, например, и Костькой, и  Костей, и Константином, и Костенькой. Некоторые обращения звучат ласково, другие –  официально, третьи – обидно. Я предлагаю вам еще одну игру, но для этого вам  необходимо пройти к компьютерам.  Компьютерная игра ­ Итак, обращение помогает определить отношение к человеку. Давайте попробуем  доказать это, составив записку 1 вариант – родителям, брату или сестре; 2 вариант – директору школы; 3 вариант – приятелю.  Самостоятельная работа учащихся. ­ Очень важно правильно обратиться к человеку, чтобы не обидеть его. Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить, И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. (В.Солоухин. “Слово о словах”) ­ Каких же обращений следует избегать, чтобы не обидеть человека? (Ответы учащихся). ­ Да, ребята, никогда не следует называть незнакомых людей с помощью имен  нарицательных (дяденька, бабушка, мамаша, девушка и т.д.), потому что они  воспринимаются человеком не только как невежливые, неуместные, но и как обидные.  Такие обращения могут заменить слова извините, Вы не скажете, будьте добры;  подскажите, пожалуйста, и другие. ­ Не секрет, что правильное обращение друг к другу воспитывается прежде всего в семье.  Давайте посмотрим 2 сценки и ответим на вопрос, в какой семье вам было бы приятнее  жить и почему. ­ Ребята, о каких обращениях сегодня на уроке мы еще не говорили? Правильно, о  прозвищах. Как вы думаете, зачем люди придумывают прозвища? Как вы сами относитесь к прозвищам? ­ Итак, к человеку надо относиться очень бережно, как к хрупкому сосуду,  который мы боимся разбить, а еще бережнее надо к человеку обращаться, чтобы ненароком не обидеть его. Не случайно народная мудрость гласит: “Хорошо там и тут, где по имени  зовут”. ­ Кстати, как вы понимаете это выражение?  ­ Ребята, я прошу вас снова взять в руки стилизованные рисунки­мордашки.. Я вижу, что  улыбок стало больше; стало быть, урок получился. ­ Итак, чему же научило вас сегодняшнее занятие?

Занятие по риторике в 6 классе "Обращения в речи человека".

Занятие по риторике в 6 классе "Обращения в речи человека".

Занятие по риторике в 6 классе "Обращения в речи человека".

Занятие по риторике в 6 классе "Обращения в речи человека".

Занятие по риторике в 6 классе "Обращения в речи человека".

Занятие по риторике в 6 классе "Обращения в речи человека".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019