Занятие по шахматам "Ферзь против ладьи, слона."

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребенка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.
Иконка файла материала Ферзь против ладьи, слона..docx
Тема: Ферзь против ладьи, слона. Цель: формирование умения проводить элементарные  шахматные  комбинации   на шахматной доске.    Задачи:   ­ пополнять знания о шахматах; ­ закрепление  определения ходов шахматной фигуры «Ферзь»;  ­формировать твердость характера и желание добиваться успехов. Оборудование: демонстрационная шахматная доска, настольные наборы  шахмат, интерактивная доска,  рисунки детей с изображением шахматных  фигур, шахматные фигуры сделанные руками ребят.     Ход занятия. 1.Организационный момент.  Проверка готовности учащихся к уроку. 2.Сообщение темы и цели занятия. Постановка и формулирование  учебной задачи. Скучно было детворе Ранним утром во дворе. — Знаю я одну игру, — Сказал ребятам Петя. — Где бы ни был я, везде В нее играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король — Его хранит отряд.  Хочу задание вам дать: Игры названье угадать! (Шахматы).   ­   Ребята!   Сегодня   мы   совершим   путешествие   в   шахматную   страну.   Но прежде, чем совершить путешествие, давайте, выберем слова, которые нам будут помогать в течение всего занятия. Какие качества личности  нам нужны для того, чтобы играть в шахматы? Почему?(любознательность,   доброжелательность уважение к сопернику, смекалка) 3. Повторение пройденного материала.   трудолюбие,   умение   добиваться   цели, ­ Ребята загадают вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре  идёт речь.   Маленькая, удаленькая, Через поле пройдет И награду найдет. (Пешка) Не живет в зверинце он И не весит сорок тонн, Но и ловок, и силен. Догадались? Это... (слон) Узнать его легко: он с гривой, С осанкой важной, горделивой. Красавца этого не тронь! Узнал, кто  же это? Это... (конь) Этот важный господин Захватил всю власть один. Слушаться его изволь. Кто это такой? (Король) Я смотрю на первый ряд, По краям они стоят…(ладьи)  Всех он смелее и сильней,                   И не узнать его нельзя,                       Он победит слонов, коней, Конечно, ты узнал... (ферзя) Чтобы в шахматы играть, Надо все законы знать: Как поставить доску нам, По каким ходить полям, Где ладья стоит, где слон, Где король воссел на трон. Конь с ферзем дополнит ряд, Пешек их прикрыл отряд,Вот и армия в строю, Не уронит честь в бою.   – А сейчас посмотрите на экран и догадайтесь, какие буквы спрятались в  словах:  Коньки, заслонка, спешка, оладьи? – Измените одну букву, чтобы получилось название фигуры:  бадья, печка, корь, пушка.  4. Введение в тему урока.   ­  Слово  "ферзь"  в  русский   язык   пришло   из   персидского.  Есть   несколько предположений,   что   именно   оно   значит.   Возможно   "ферзь"   ­   это   farzana (мудрец,   советник),   возможно   ferz   ­   "полководец"   или   "визирь"   (первый министр). В Европе в 15 веке "визирь" превратился в "королеву". Эта весьма слабая фигура теперь получила новые возможности ­ ходить бывший ферзь мог уже не по одной клеточке по диагонали, а по всем линиям и диагоналям на любое расстояние. Многие историки шахмат связывают это с ролью в жизни Европы могущественной королевы Изабеллы Кастильской. Практически во всех языках ферзь стал называться королевой или дамой. Во Франции и Германии ­ Dame, В Италии ­ Donna, в Англии ­ Queen, в Болгарии ­   Царица,   В   Македонии   ­   Кралица.   Любопытно,   что   только   в   Польше появилось собственное название для ферзя ­ гетман (hetman).   Ферзь   –   самая   сильная   шахматная   фигура.   Как   сказал   кардинал   Ришелье, играя в шахматы с Д’Артаньяном: «Это королева, она ходит как угодно…». Кардинал сказал по существу верно, за исключением того, что «королева» ­ не самое правильное название. Эта фигура называется «Ферзь».  5.Практическая деятельность. ­  Ферзь   ходит   во   все   стороны   по   вертикали   и   диагонали   на   любые расстояния. То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. НЕ может перепрыгивать через фигуры. Схематично указано на диаграмме ниже.  Важность ферзя сложно переоценить. Он очень эффективен и в защите и в нападении, очень мобильный и сильный. Единственный минус, который связан с ферзем, это то, что его надо оберегать от нападений. Например, в позиции на следующей диаграмме ферзь белых может ударить одну из нескольких фигурчерных: коня, слона и пешку. Однако все эти фигуры находятся под защитой черного   ферзя.   Если   белый   ферзь   решит   ударить   кого­либо   из   них, следующим своим ходом черный ферзь ударит белого.  И любой такой размен белым будет невыгоден, ведь они лишатся своей самой сильной фигуры, а заберут за неё фигуру меньшего достоинства. Поменять ферзя, скажем на коня или слона практически всегда не выгодно. Равноценно ферзя можно поменять лишь на ферзя соперника, либо сразу на несколько фигур. Хотя бывают случаи, когда шахматисты специально отдают ферзя   для   достижения   какой­либо   задачи.   Но   об   этом   позже.   Пока   вам необходимо осознать, что ферзя стоит беречь и использовать рационально как самое сильное ваше оружие. Дидактическая игра «Атака неприятельской фигуры»,  Дидактическая игра «Двойной удар»,  Дидактическая игра «Взятие» (работа в парах) 6. Итог урока. Рефлексия.  Самым интересным было… Самым трудным было… Я узнал, что… Я научился… Мне ещё надо учиться… Какие качества личности помогли мне добиться успеха на уроке… Самыми активными участниками на уроке были… Какое настроение было у вас на уроке? (смайлик )