Вид деятельности:занятие
Возрастная группа: старшая группа
Цель: развивать духовно-нравственный потенциал воспитанников;
создать мотивацию праздника через предварительную работу по знакомству с историей праздника, его традициями, понятиями, обычаями, играми.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа
развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа
научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества
пробуждение интереса детей к народной культуре
Развивающие:
развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;
содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к традициям русского народа, интерес к православным праздникам
воспитание нравственных качеств личности
воспитание патриотизма, нравственности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 5 «СКАЗКА»
Занятие
Тема: «Праздник Светлой Пасхи»
для детей старшей группы
Слащёва Любовь Владимировна
педагог высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада №5 «Сказка»г. Озёры
Вид деятельности: занятие
Возрастная группа: старшая группа
Цель: развивать духовнонравственный потенциал воспитанников;
создать мотивацию праздника через предварительную работу по знакомству с
историей праздника, его традициями, понятиями, обычаями, играми.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с основами духовнонравственных традиций
русского народа
развивать творческие способности; воспитывать уважение к
традициям русского народа
научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий
народного творчества
пробуждение интереса детей к народной культуре
Развивающие:
развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы,
художественную литературу и продуктивную деятельность;
содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению
выразительности, навыкам речевого общения в совместной
деятельности.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к традициям русского народа,
интерес к православным праздникам воспитание нравственных качеств личности
воспитание патриотизма, нравственности
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Развитие речи
Художественно – эстетическое развитие
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа)
Наглядные (показ иллюстраций, мультимедийная презентация)
Приёмы: аутотренинг, слушание музыкальных произведений, вопросы и
ответы, беседа, демонстрация книг, рассматривание, рассказы детей.
Предварительная работа:
чтение детской Библии, журнала «Свечечка», детских рассказов. Экскурсия в
храм, знакомство с иконами. Прослушивание Библейских записей,
рассматривание иллюстраций, беседы, минивыставка коллекции сувенирных
яиц.
Материалы:
подборка литературы;
тематические иллюстрации и картинки на библейскую тематику,
рисунки, старинные пасхальные открытки,
книги о ПасхеОборудование:
медиапроектор;
презентация
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель : Ребята, здравствуйте! Тихо спустилась на землю тёмная
весенняя ночь. Всё на земле притаилось в ожидании чего то таинственного…
И вот на всей нашей необъятной Родине, наступает полночь. И везде, где есть
храмы, церкви, зажигаются огоньки, будто звёздочки падают с небес, звонят
колокола. Полночь быстро движется по просторам России от Дальнего
Востока к нам в Озёры: за нею будто светлый поток, течёт по лицу родной
нашей земли свет пасхальных огней и торжественный колокольный звон.
Гудят тысячи колоколов, горят миллионы огней. Настал праздник – Светлое
Христово Воскресение .
Воспитатель : Ребята, знаете ли вы, что такое Пасха? Почему на Пасху
красят яйца и пекут куличи? Какие обряды связаны с этим праздником?
(ответы детей)
Воспитатель : История пасхи это путешествие сквозь тысячилетия. Листая
её страницы, можно каждый раз открывать для себя чтото новое, ведь
история происхождения Пасхи это переплетение традиций, верований и
обычаев. Давайте отправимся в такое путешествие! Вы согласны?
(ответы детей)
Воспитатель : Пасха праздник Светлого Христова Воскресения .
Пасху радостно встречаем
И поем: «Христос воскрес!»
Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес!»Чередой проходят годы
Под лазурностью небес.
И поют везде народы: «Он воистину воскрес!»
Всюду радость и объятья: «Брат, сестра, Христос воскрес! Ад разрушен, нет
проклятья: Он воистину воскрес!»
Воспитатель : Пасха – самый большой и светлый праздник христианской
церкви. К Пасхе люди готовятся очень долго. В это время каждый человек
должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о
своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и
исправить это.
Воспитатель : Праздник Пасхи отмечают очень торжественно. В России
Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей.
Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином
чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники объединяли семьи.
Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные
общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым
застольем.
Воспитатель: Вот и сейчас Пасха, а с ней и те обряды, обычаи, что
складывались веками, возвращаются на русскую землю. Накануне Светлого
Воскресения Христова, в субботу вечером, в церквях начинаются
праздничные службы и длятся всю ночь и продолжаются утром и днем.
Церкви в эти дни особенно нарядны. Освещены сотнями огней, и кажется, что
даже стены светятся и воздух. Всю следующую неделю после Пасхи люди
поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они
радостно говорят: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!» и троекратно
расцеловываются. Все накрывают праздничные столы, где главные угощения
куличи и крашеные яйца. Куличи пекут в форме церковной башенки с
куполом.Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а почему красят и угощаются
яйцами?
(ответы детей)
Воспитатель: Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего
спасения от грехов (плохих поступков). Он был добрым, справедливым,
никогда и никого не осуждал и боролся со злом. Цари боялись, что Иисус
Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на
кресте. Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и
посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и
скорбный день. Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и
положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем. В воскресенье
женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень
удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут. Ангел сообщил
радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит
стал бессмертным. Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить
римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо,
которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это
яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес» Яйцо тут же
стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.
(рассказ сопровождается показом тематических иллюстраций)
Воспитатель: Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай
красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо –
символ солнца, нового дела, новой жизни. Чтобы новый дом получился
красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, в
фундамент дома закладывали яйцо. Прежде, чем приступить к весеннему
севу, яйцо крошили и рассыпали по свежим бороздам в земле. Тогда будет
хороший урожай.Воспитатель: А как могли выразить наши предки глубокое уважение к нему?
Конечно украсив любимый предмет. Так возникли крашенки. Яйцо красили в
луковой шелухе, тополиных почках, и яйца окрашивались в яркий красный и
жёлтый цвет.
(показывает иллюстрации с крашенками).
Воспитатель: Позднее на крашенки стали наносить красивый орнамент –
узор, расписывать яйца. Так появились – писанки (показывает писанку).
Узоры на яйцо наносили с помощью травинок, листочков, расписывали
воском.
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю поиграть. В праздник популярны
яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в
народе. Это простая и забавная игра: ктото держит яйцо носиком вверх, а
«соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула ,тот
и победил и продолжает « чокаться» с другим человеком.
Воспитатель: Писанки и крашенки клали венчиком вокруг кулича и три
свечи горели. Кулич был царём пасхального стола: его готовили из муки, а
сырную пасху изготавливали из творога в специальной деревянной форме,
напоминающей церковную башенку.
Воспитатель: Я предлагаю вам разрисовать яйца выточенные из дерева, или
просто их бумажные силуэты. Выбирайте себе любые.
Воспитатель: Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми
мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для
кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и
пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе
вам поможет творчество, фантазия и музыка.
(Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию).
Воспитатель: Ребята, о чем вы думали, когда готовили их?
(ответы детей)Воспитатель: Ребята, С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
(ответы детей)
Воспитатель: Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные,
прекрасные.
Воспитатель: Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей
работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с
наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.
Итог занятия.
Воспитатель: Вот мы и закончили наше занятие. Ребята, с какими
праздниками мы познакомились? Скажите мне, дети, что является символом
праздника Пасхи? А какое угощение готовили для пасхального стола? Что
вам понравилось на занятии и что интересного вы узнали на занятии? (Ответы
детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Всего Вам доброго! Пусть в ваших сердцах
сохранится радость, светлое настроение и везде сопутствует вам удача.