Занятие «Праздник Светлой Пасхи» ( старшая группа)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вид деятельности:занятие Возрастная группа: старшая группа Цель: развивать духовно-нравственный потенциал воспитанников; создать мотивацию праздника через предварительную работу по знакомству с историей праздника, его традициями, понятиями, обычаями, играми. Задачи: Образовательные:  познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа  развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа  научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества  пробуждение интереса детей к народной культуре Развивающие:  развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;  содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности. Воспитательные:  воспитывать у детей бережное отношение к традициям русского народа, интерес к православным праздникам  воспитание нравственных качеств личности  воспитание патриотизма, нравственности
Иконка файла материала занятие..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ­ ДЕТСКИЙ САД № 5 «СКАЗКА»  Занятие  Тема: «Праздник Светлой Пасхи» для детей старшей  группы Слащёва Любовь Владимировна педагог высшей  квалификационной категории МБДОУ ЦРР ­ детского сада №5 «Сказка»г. Озёры Вид деятельности: занятие Возрастная группа: старшая группа Цель:  развивать духовно­нравственный потенциал воспитанников; создать мотивацию праздника через предварительную работу по знакомству с  историей праздника, его традициями, понятиями, обычаями, играми. Задачи:  Образовательные:  познакомить   детей   с   основами   духовно­нравственных   традиций русского народа    развивать   творческие   способности;   воспитывать   уважение   к традициям русского народа  научить   видеть   красоту,   своеобразие   и   самобытность   изделий народного творчества  пробуждение интереса детей  к народной культуре Развивающие:  развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы,  художественную литературу и продуктивную деятельность;  содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению  выразительности, навыкам речевого общения в совместной  деятельности. Воспитательные:  воспитывать у детей бережное отношение к традициям русского народа, интерес к православным праздникам воспитание нравственных качеств личности  воспитание патриотизма, нравственности  Интеграция образовательных областей:  Познавательное развитие   Развитие речи   Художественно – эстетическое развитие Методы обучения:  Словесные (рассказ, беседа)  Наглядные (показ иллюстраций, мультимедийная презентация) Приёмы:   аутотренинг,  слушание музыкальных произведений, вопросы и ответы, беседа, демонстрация книг, рассматривание, рассказы детей. Предварительная работа: чтение детской Библии, журнала «Свечечка», детских рассказов. Экскурсия в  храм, знакомство с иконами. Прослушивание Библейских записей,  рассматривание иллюстраций, беседы, мини­выставка коллекции сувенирных  яиц. Материалы:  подборка литературы;  тематические иллюстрации и картинки на библейскую тематику,  рисунки, старинные пасхальные  открытки,   книги о ПасхеОборудование:  медиапроектор;  презентация Ход образовательной деятельности: Воспитатель  :  Ребята, здравствуйте!  Тихо спустилась на землю тёмная  весенняя ночь. Всё на земле притаилось в ожидании чего­ то таинственного… И вот на всей нашей необъятной Родине, наступает полночь. И везде, где есть  храмы, церкви, зажигаются огоньки, будто звёздочки падают с небес, звонят  колокола. Полночь быстро движется по просторам России от Дальнего  Востока к нам в Озёры: за нею будто светлый поток, течёт по лицу родной  нашей земли свет пасхальных огней и торжественный колокольный звон.  Гудят тысячи колоколов, горят миллионы огней. Настал праздник – Светлое  Христово Воскресение .  Воспитатель  :   Ребята, знаете ли вы, что такое Пасха?  Почему на Пасху  красят яйца и пекут куличи? Какие обряды связаны с этим праздником? (ответы детей) Воспитатель  :   История пасхи­ это путешествие сквозь тысячилетия. Листая её страницы, можно каждый раз открывать для себя что­то новое, ведь  история происхождения Пасхи­ это переплетение традиций, верований и  обычаев. Давайте отправимся в такое путешествие! Вы согласны? (ответы детей) Воспитатель  :   Пасха праздник Светлого Христова Воскресения .  Пасху радостно встречаем  И поем: «Христос воскрес!» Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес!»Чередой проходят годы  Под лазурностью небес.  И поют везде народы: «Он воистину воскрес!»  Всюду радость и объятья: «Брат, сестра, Христос воскрес! Ад разрушен, нет  проклятья: Он воистину воскрес!» Воспитатель  :    Пасха – самый большой и светлый праздник христианской  церкви. К Пасхе люди готовятся  очень долго.  В это время каждый человек  должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о  своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и  исправить это.  Воспитатель  :   Праздник Пасхи отмечают очень торжественно.  В России  Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей.  Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином  чувстве, настроении и состоянии души.  Такие праздники объединяли семьи.  Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные  общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым  застольем. Воспитатель:   Вот и сейчас Пасха, а с ней и те обряды, обычаи, что  складывались веками, возвращаются на русскую землю. Накануне Светлого  Воскресения Христова, в субботу вечером, в церквях начинаются  праздничные службы и длятся всю ночь и продолжаются утром и днем.   Церкви в эти дни особенно нарядны.  Освещены сотнями огней, и кажется, что даже стены светятся и воздух. Всю следующую неделю после Пасхи люди  поздравляют друг друга.  В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они  радостно говорят: «Христос воскрес!» ­ «Воистину воскрес!» ­ и троекратно  расцеловываются. Все накрывают праздничные столы, где главные  угощения   куличи и крашеные яйца. Куличи пекут  в форме церковной башенки с  куполом.Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, а почему красят  и угощаются  яйцами? (ответы детей) Воспитатель:   Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего  спасения от грехов (плохих поступков). Он был добрым, справедливым,  никогда и никого не осуждал и боролся со злом. Цари боялись, что Иисус  Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на  кресте.  Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и  посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и  скорбный день.  Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и  положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем. В воскресенье  женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень  удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут. Ангел сообщил  радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит стал бессмертным. Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить  римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо,  которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это  яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес» Яйцо тут же  стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.  (рассказ сопровождается показом тематических иллюстраций) Воспитатель:   Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай  красить яйца  ­ уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Чтобы новый дом получился  красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, в  фундамент дома закладывали яйцо. Прежде, чем приступить к весеннему  севу, яйцо крошили и рассыпали по свежим бороздам в земле. Тогда будет  хороший урожай.Воспитатель:  А как могли выразить наши предки глубокое уважение к нему? Конечно украсив любимый предмет. Так возникли крашенки. Яйцо красили в  луковой шелухе, тополиных почках, и яйца окрашивались в яркий красный и  жёлтый цвет.  (показывает иллюстрации с крашенками). Воспитатель:  Позднее на крашенки стали наносить красивый орнамент –  узор, расписывать яйца. Так появились – писанки (показывает писанку).  Узоры на яйцо наносили с помощью травинок, листочков, расписывали  воском.  Воспитатель:  А сейчас, я вам предлагаю поиграть.  В праздник популярны  яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в  народе. Это простая и забавная игра: кто­то держит яйцо носиком вверх, а  «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула ,тот  и победил и продолжает « чокаться» с другим человеком. Воспитатель:  Писанки и крашенки клали венчиком вокруг кулича и три  свечи горели. Кулич был царём пасхального стола: его готовили из муки, а  сырную пасху изготавливали из творога в специальной деревянной форме,  напоминающей церковную башенку.  Воспитатель:   Я предлагаю вам разрисовать яйца  выточенные из дерева, или  просто их бумажные силуэты. Выбирайте себе любые. Воспитатель:   Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми  мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для  кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и  пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе  вам поможет творчество, фантазия и музыка. (Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию). Воспитатель:   Ребята, о чем вы думали, когда готовили их? (ответы детей)Воспитатель:   Ребята, С какими чувствами украшали пасхальные яйца?  (ответы детей) Воспитатель:   Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные,  прекрасные. Воспитатель:   Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей  работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с  наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.  Итог занятия. Воспитатель:   Вот мы и закончили наше занятие. Ребята, с какими  праздниками мы познакомились? Скажите мне, дети, что является символом  праздника Пасхи? А какое угощение готовили для пасхального стола? Что  вам понравилось на занятии и что интересного вы узнали на занятии? (Ответы  детей.)  Воспитатель:   Молодцы, ребята!  Всего Вам доброго! Пусть в ваших сердцах сохранится радость, светлое настроение и везде сопутствует вам удача.