Цель: 1. Закрепить понимание значения обобщающего слова «посуда».
2. Закреплять образование существительных в родительном падеже единственного
и множественного числа, совершенствовать умение употреблять
существительные в косвенных падежах.
3. Учить согласовывать существительные с числительными (ОДИН – ОДНА –
ОДНО).
4. Учить образовывать относительные прилагательные (стеклянная, деревянная,
пластмассовая, металлическая, серебряная, фарфоровая, глиняная).
5. Учить пересказывать рассказ «Чайник» с опорой на сюжетную картинку.
Занятие (развитие связной речи)
Тема: «Посуда».
Цель: 1. Закрепить понимание значения обобщающего слова «посуда».
2. Закреплять образование существительных в родительном падеже
единственного
и множественного числа, совершенствовать умение употреблять
существительные в косвенных падежах.
3. Учить согласовывать существительные с числительными (ОДИН –
ОДНА –
ОДНО).
4. Учить образовывать относительные прилагательные (стеклянная,
деревянная,
пластмассовая, металлическая, серебряная, фарфоровая, глиняная).
5. Учить пересказывать рассказ «Чайник» с опорой на сюжетную
картинку.
Оборудование: мяч, предметные картинки по теме, разрезные картинки по
теме, сюжетная картинка к рассказу «Чайник».
Методические приёмы: беседа, дидактическое упражнение «Один много»,
дидактические игры: «Помоги Федоре починить посуду», «Помоги
Незнайке»,
рассматривание сюжетной картинки «Чайник» и беседа по вопросам, пересказ
рассказа несколькими детьми.
Развитие психических процессов: дидактическое упражнение: «Составь
целое из частей».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактическая игра «Помоги Федоре починить посуду»(чего нет у кружки, у чайника, у кувшина, у кастрюли?)
Родительный падеж существительных в единственном числе.
2. Вспомните и назовите:
чайную посуду;
столовую посуду;
кухонную посуду.
3.Дидактическое упражнение «Один много»:
Один чайник, а в магазине …(чайники). Много чего? (много чайников);
Одна чашка, а в магазине …(чашки). Много чего? (много чашек);
Один нож, а в магазине …(ножи). Много чего? (много ножей);
Одно блюдце, а в магазине …(блюдца). Много чего? (много блюдец);
Одна тарелка, а в магазине …(тарелки). Много чего? (много тарелок);
Одна сковорода, а в магазине …(сковороды). Много чего? (много
сковородок);
Одна кастрюля, а в магазине …(кастрюли). Много чего? (много кастрюль);
Один самовар, а в магазине …(самовары). Много чего? (много самоваров);
Одна кружка, а в магазине …(кружки). Много чего? (много кружек).
4. Физминутка: «Чайник»
Вот большой стеклянный чайник, (надули животик, одна рука на
поясе,
Очень важный, как начальник другая изогнута как носик)
Вот фарфоровые чашки, (присели. одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни, разобьютсяВот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над
головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Легли на ковер, вытянулись)
Он посуду нам принес.
5. Рассматривание сюжетной картинки «Чайник» и беседа по вопросам:
Чем занимался мальчик?
Придумайте имя мальчику.
Где играл Петя с мячом?
Что случилось?
Почему Петя разбил чайник?
Как вы думаете, что будет дальше?
6. Пересказ рассказа «Чайник» с опорой на сюжетную картинку.
(34 ребёнка)
7. Дидактическая игра «Помоги Незнайке»:
Предложения Незнайки:
Салфетница лежит на столе.
Нож стоит на столе.
Чашка лежит на столе.
Итог:
Скажите, о чём мы говорили на занятии?
Скажите, какая это посуда:если она из стекла?
если она из фарфора?
если она из дерева?
если она из глины?
если она из металла?
если она из бумаги?
если она из серебра?
Какой посуды не бывает? Почему?
Дидактическое упражнение: «Составь целое из частей».