Цель: 1. Уточнять и расширять словарь детей по теме.
2. Закреплять грамматические категории: образование относительных
прилагательных, существительных в родительном падеже единственного и
множественного числа.
3. Обучать составлению рассказа-описания по сюжетной картине, передавая
характерные особенности поздней северной осени.
5. Развивать эстетическое и слуховое восприятие.
6. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей среде.
Словарь: поздняя осень, золотая, листопад, хмурая, дождливая, берёзовый, ивовый,
рябиновый.
Оборудование: мяч, шаблоны листьев, опорные схемы к рассказу «Золотой осени», сюжетная картина «Поздняя осень».
Занятие (развитие связной речи)
Тема: «Поздняя осень».
Цель: 1. Уточнять и расширять словарь детей по теме.
2. Закреплять грамматические категории: образование относительных
прилагательных, существительных в родительном падеже
единственного и
множественного числа.
3. Обучать составлению рассказаописания по сюжетной картине,
передавая
характерные особенности поздней северной осени.
5. Развивать эстетическое и слуховое восприятие.
6. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к
окружающей среде.
Словарь: поздняя осень, золотая, листопад, хмурая, дождливая, берёзовый,
ивовый,
рябиновый.
Оборудование: мяч, шаблоны листьев, опорные схемы к рассказу «Золотой
осени», сюжетная картина «Поздняя осень».
Методические приёмы: беседа о сезонных изменениях осенью, отгадывание
загадки, физминутка на стихи В.Кеулькута «Осень», рассказы детей «Золотая
осень» с опорой на план схему, беседа по сюжетной картине «Поздняя
осень», образец рассказа, рассказы детей по сюжетной картине «Поздняя
осень», дидактическое упражнение «Один много».
Развитие психических процессов: дидактическая игра «С какого дерева
листок».Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Ребята, встанем в круг на занятие. (Дети встают вкруг)
Отгадайте мою загадку: пришла без красок и без кисти и перекрасила все
листья (осень).
Правильно, это осень. И тема нашего занятия «Поздняя осень».
Я хочу, чтобы вы мне назвали приметы осени. Я буду бросать вам мяч, а вы
мне его возвращая, будете называть по одной примете осени. Итак, начинаем.
(Дети называют приметы осени).
2. Дидактическая игра: «Подбери признаки»:
Ответьте мне «Осень какая?», подберите слова – признаки.
(Дети называют слова – признаки: ранняя, золотая, сырая, холодная, поздняя,
разноцветная, печальная, яркая, грустная и т.п.).
3.Дидактическая игра: «С какого дерева листок».
У меня в руках листья с разных деревьев. Я показываю вам листик, а вы
отвечаете, с какого он дерева. (Дети называют: лист с берёзы, лист с рябины,
лист с ивы).
А когда листья опадают с деревьев, как называется это явление? (листопад).
Совершенно верно. Посмотрите, сколько листьев осыпалось, давайте их
соберём, найди пару своему листочку. (дети собирают листья).
Молодцы! Скажите, какие листья вы собрали? (Дети отвечают: берёзовые,
ивовые, рябиновые).
Посмотрите, какой у меня букет из осенних листьев. Пройдите к своим
стульчикам.
4. Рассказы детей «Золотая осень» с опорой на план схему.(Рассказ двухтрёх детей о золотой осени).
5. Беседа по сюжетной картине «Поздняя осень».
Ребята, скажите мне, можно ли позднюю осень назвать золотой? (Дети: нет,
потому что поздней осенью все деревья стоят голые, листочки все опали).
Чем отличается поздняя осень?
Какое солнце поздней осенью?
Какое небо поздней осенью?
Какие деревья поздней осенью?
Чем покрыта земля поздней осенью?
Какая погода бывает поздней осенью?
6. Образец рассказа по сюжетной картине «Поздняя осень».
(Рассказ учителя логопеда: Наступила поздняя осень. На улице очень
холодно. Солнце тусклое. Небо хмурое, серое. Деревья стоят голые. Земля
покрыта опавшими листьями. Часто идёт снег. Снег ложится на голые ветки,
на опавшие листья).
7. Физминутка.
Снова стали дни короче,
Сумрак стал сгущаться к ночи.
Ветер временем разбужен
С севера приносит стужу.
Сразу стало холоднее, каждый кустик леденеет.
Спят под ледяным покровом реки и озёра снова.
8. Самостоятельные рассказы по сюжетной картине «Поздняя осень».
(Рассказы двух – трёх детей).Итог:
Ребята, вам понравилось занятие?
Скажите, о чём мы говорили на занятии?
Что вам больше всего понравилось?
Дидактическое упражнение «Один много»:
Один лист, а в лесу …(листья). Много чего? (много листьев);
Одна туча, на небе… (тучи). Много чего? …(много туч);
Одно дерево, а в лесу …(деревья). Много чего? (много деревьев);
Одна лужа, на дороге… (лужи). Много чего? …(много луж);
Одна снежинка, летят… (снежинки). Много чего? …(много снежинок);
Ветер, дуют …(ветры). Много чего? (много ветров);
Один лист, а в лесу …(листья). Много чего? (много листьев);
Дождь, идут …(дожди). Много чего? (много дождей).