Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»
Оценка 4.7

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
doc
психологическая работа +1
8 кл—11 кл
23.01.2018
Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»
Перед каждым из нас периодически возникают проблемы, в том числе, что делать? Чаще всего, чем заняться в свободное время. В старших классах: что делать дальше – продолжить учиться или работать. Помните стихотворение В.Маяковского «Кем быть»? Кто скажет, как оно начинается? (ответ учащихся)«Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»
занятие профориентация конкурс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рагозинская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении» Подготовила: педагог – психолог Галкова Светлана Михайловна Тема занятия: Роль Интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении   способствовать Развивающая:  способствовать   формированию   и   развитию Образовательная: Цель   занятия:  Дать   определения   понятий   «профессиональный «интерес», «склонность», «способность». Задачи: 1. представления об «интересах», «склонностях», «способностях»;  2. познавательного интереса учащихся к предмету; 3. отношения к общечеловеческим ценностям; Профориентационная: способствовать формированию знаний и 4. умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку. Воспитательная:   способствовать   воспитанию   правильного   формированию Методическое оснащение занятия:  ­ Материально – техническая база:  ­ кабинет ТО;  ­ оргтехника.  ­ Дидактическое обеспечение:  ­  тетрадь;  ­ методики интересов, склонностей, способностей тесты;   Ход занятия (Эпиграф на доске) Когда не удовлетворяются потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет — жить скучно. М. Эриксон 1. Организационный момент. приветствие; проверка явки учащихся; настрой учащихся на работу;    2. Актуализация знаний. Перед   каждым   из   нас   периодически   возникают   проблемы,   в   том числе, что делать? Чаще всего, чем заняться в свободное время. В старших   классах:   что   делать   дальше   –   продолжить   учиться   или работать. Помните стихотворение В.Маяковского «Кем быть»? Кто скажет, как оно начинается? (ответ учащихся) У меня растут года Будет и семнадцать.  Где работать мне тогда,  Чем заниматься? Поднимите руки, кто уже решил, кем станет в будущем? (ответы  учащихся) Кто скажет, совпадают ли ваши желания с вашими интересами  и способностями (ответы учащихся) Вы можете дать определение, что такое интерес, склонность,  способность? (ответы учащихся) Цель нашего сегодняшнего занятия: дать определения этим  понятиям. Прежде чем приступить к объяснению понятий, я хочу прочесть  вам одну историю: ...Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал   вслух   Гомера.   Однажды   он   подарил   сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» ­   спросил   мальчик.   «Никому   еще   не   удавалось   найти   его»,   ­ ответил отец.  «Когда я вырасту, я найду его!» ­ воскликнул сын. С 14 лет он ­ ученик в лавке, затем ­ юнга на корабле.  Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового  дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским,  французским, голландским, испанским, португальским языками.  Потом русским ­ за 6 недель! Затем шведским, польским,  новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет  книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и  погружается в археологию. Дилетант занялся наукой. Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился   без   сна   и   отдыха,   преодолевая   неимоверные препятствия:   малярию,   несговорчивость   рабочих,   недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально   следовал   детским   впечатлениям:   начал   копать   там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка   стала   действительностью.   Руки   Генриха   Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле. Дусавицкий А.К., Формула интереса С обыденной точки зрения поведение Шлимана — чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья — «положение в обществе и богатство». Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном   случае   положение   и   богатство   были   только   средством достижения цели, а не целью. Представим, что не было долгих лет упорного   труда,   не   было   этого   бесценного   профессионального   и жизненного опыта, которые бы позволили Шлиману разбогатеть. А был мальчик, который хотел разыскать Трою. По мере взросления мечты   рассеиваются,   как   утренний   туман.   Если   только   они   не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.   активная     интересом понимается 3. Изложение  нового (можно использовать толковый словарь) Так что такое интерес? Под познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору   профессии   интересы   –   это   положительное   отношение   к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении Интересы различаются по содержанию (литература, музыка, техника, животные, цветы, компьютеры, спорт и т. д.), по глубине, по широте, по   длительности.   Способность   проявлять   интерес   связана   с особенностями   темперамента   человека:   у   меланхоликов   и флегматиков   интересы   более   устойчивые   и   глубокие.   Зато   у холериков и сангвиников интересы шире. Большинство   великих   людей   —   ученых,   писателей,   композиторов, художников   —   уже   в   детском   возрасте   проявляли   интересы   и склонности   к   занятиям   наукой,   музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте.   На   формирование   интересов   влияет   окружающая   среда, воспитание   и   образование.   У   каждого   человека   есть   своя   литературой, «программа»,   которую   психологи   называют   жизненным   сценарием. Сценарий   складывается   еще   в   раннем   детстве   в   основном   под влиянием родителей. Определить свои интересы вам поможет следующая методика. Задание №1. Методика «Профиль» (модификация методики  «Карта интересов» А. Голомштока) Прочитайте   утверждения   и   поставьте   в   бланке   ответов   рядом   с соответствующим   номером   «+»,   если   вам   нравится   выполнять   эти действия, и «—», если не нравится. Если сомневаетесь ­ поставьте «?». Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат. 1 1 1 2 1 3 1 4 1   2 1 2 2 2 3 2 4 2   3 1 3 2 3 3 3 4 3   4 1 4 2 4 3 4 4 4   5 1 5 2 5 3 5 4 5   6 1 6 2 6 3 6 4 6   7 1 7 2 7 3 7 4 7   8 1 8 2 8 3 8 4 8   9 1 9 2 9 3 9 4 9   1 0 2 0 3 0 4 0 5 0   Мне нравится… 1.  Узнавать об открытиях в области физики и  математики. 2.  Смотреть передачи о жизни растений и животных. 3.  Выяснять устройство электроприборов. 4.  Читать научно­популярные технические журналы. 5.  Смотреть передачи о  жизни людей в разных странах. 6.  Бывать на выставках, концертах, спектаклях. 7.  Обсуждать и анализировать  события в стране и за рубежом. 8.   Наблюдать за работой  медсестры, врача. 9.  Создавать уют и порядок в доме, классе, школе. 10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.  11. Заниматься математическими  расчетами и вычислениями. 12. Узнавать  об открытиях в области  химии и биологии. 13. Ремонтировать бытовые электроприборы. 14.   Посещать   технические   выставки,   знакомиться   с   достижениями науки  и техники. 15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах. 16. Читать отзывы и  статьи о книгах, фильмах, концертах. 17. Участвовать в общественной  жизни школы, города. 18. Объяснять одноклассникам учебный материал. 19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству. 20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни. 21. Проводить опыты по физике. 22. Ухаживать за животными  растениями. 23. Читать статьи об электронике и радиотехнике. 24. Собирать и ремонтировать  часы, замки, велосипеды.  25. Коллекционировать камни, минералы. 26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы. 27. Читать биографии известных политиков, книги по истории. 28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим. 29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов. 30. Участвовать в военных играх, походах. 31. Заниматься   физикой и математикой сверх школьной программы. 32. Замечать и объяснять природные явления. 33. Собирать и ремонтировать компьютеры. 34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере. 35. Участвовать в географических, геологических экспедициях. 36. Рассказывать  друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях. 37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом 38.   Ухаживать   за   маленькими   детьми   или   близкими,   если   они заболели. 39. Искать и находить способы зарабатывания денег. 40. Заниматься физической культурой и спортом. 41. Участвовать в физико­математических олимпиадах. 42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии. 43. Разбираться в принципах работы электроприборов. 44. Разбираться в принципах работы различных механизмов. 45. “Читать”  географические и геологические карты. 46. Участвовать в спектаклях, концертах. 47. Изучать политику и экономику других стран. 48.   Изучать   причины   поведения   людей,   строение   человеческого организма. 49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет. 50. Участвовать в спортивных соревнованиях. Обработка результатов. Десять колонок с номерами вопросов в  бланке ­ это десять возможных направлений профессиональной  деятельности: 1 –  физика и математика; 2 – химия и биология;  3 – радиотехника и электроника;  4 – механика и конструирование;  5 – география и геология;  6 – литература и искусство;  7 – история и политика;  8 – педагогика и медицина;  9 – предпринимательство и домоводство;  10 – спорт и военное дело. Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше   интерес   к   этим   занятиям.   Пять   баллов   говорят   о   ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности.  Скажите, у кого из вас совпал результат теста с вашими интересами. (Ответы учащихся).  Интерес формируется в реальном деле — пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности: спорте, литературе, искусстве, науке — в том  объеме   и на  том  уровне,  на каком  это   возможно  в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п. Но   чтобы   все   это   успеть,   всему   научиться   и   запомнить,   человеку нужна хорошая … (ответ учащихся) правильно память. Кто может похвастаться хорошей памятью? (Ответ учащихся). Давайте проверим с помощью игры. Расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула, вытяните вперед ноги.  Интерес   ­   необходимое,   но   не   достаточное   условие   правильного выбора профессии. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой   деятельности   интересы   закрепляются,   усиливаются   и постепенно   могут   стать   устойчивыми.   Такие   интересы   часто перерастают в склонность. Склонности –   это   желания   человека,   побуждения,   потребности   в определенных   видах   деятельности,   стремление   не   только   к результату,  но   и   к   самому   процессу   того,  что   человек   делает.  От склонностей   зависит   привлекательность   различных   видов деятельности, интерес к ним. Если интересы выражаются формулой «хочу   знать»,   то   склонности   «хочу   делать».   Одно   дело интересоваться   книгами   о   животных,   совсем   другое   находить удовольствие   в   ежедневной   работе   по   уходу   за   животными. Склонности   не   только   проявляются,   но   и   формируются   в деятельности.   Только   активная   деятельность,   причем   в   разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности. Склонность мы можем проверить с помощью следующего теста: Задание №2. Выберите наиболее подходящий ответ теста склонности личности   человека   «А»   или   «Б».  Предположим,   что   после соответствующего обучения профессии вы сможете выполнить любую работу.   Однако   если   бы   вам   пришлось   выбирать   только   из   двух возможных, что бы вы предпочли: 1а. Ухаживать за животными 2а. Помогать больным людям, лечить их 3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, пластинок (дисков) 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу) 5а. Обсуждать научно­ популярные книги, статьи 6а. Выращивать молодняк (или животных какой­либо породы) 7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии) 9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику) 10а. Лечить животных 1Б. Обслуживать машины, приборы 2Б. Составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ 3Б. Следить за состоянием, развитием растений 4Б. Доводить материалы до потребителя (рекламировать, продавать) 5Б. Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты 6Б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких­либо действий 7Б. Управлять каким­либо грузовым средством (подъемным или транспортным) 8Б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) 9Б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках 10Б. Выполнять вычисления, расчеты 11а. Выводить новые сорта растений 11Б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий, машин, дома 12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, 12Б. Разбираться в чертежах, схемах (проверять, уточнять разъяснять, поощрять 13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 14а. Обслуживать, налаживать медприборы, аппараты 15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях 16а. Делать лабораторные анализы в больнице 17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших классов в театры, музеи, на экскурсии, в турпоходы 19а. Изготовлять по чертежам детали изделия, машины, одежду, строить здания 20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада их) 13Б. Наблюдать, изучать жизнь микробов 14Б. Оказывать людям медпомощь при ранениях, ушибах, ожогах 15Б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) 16Б. Принимать осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение 17Б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов 18Б. Играть на сцене, принимать участие в концертах 19Б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты 20Б. Работать на клавишных машинах (компьютер, телетайп) Ответы на тест ­ склонности личности человека к профессии Чело век­ При рода 1а 3б 6а 10а 11а 13б 16а 20а Чело век ­ Техн ика 1б 4а 7б 9а 11б 14а 17б 19а Чело век ­ Чело век 2а 4б 6б 8а 12а 14б 16б 18а Челов ек – Знако вая систе ма 2б 5а 9б 10б 12б 15а 19б 20б Человек – Художестве нный образ 3а 5б 7а 8б 13а 15б 17а 18б Несложно подсчитать в каком столбце больше выборов — к тому типу деятельности наибольшая склонность личности человека. Ч   ­   П   —   взаимодействие   человек   —   природа:   профессии,   где происходит работа с флорой и фауной. Ч   ­   Т —   взаимодействие   человек   —   техника:   профессии технического характера. Ч   ­   Ч —   взаимодействие   человек   —   человек:   профессии предусматривающие общение и коммуникации. Ч ­ З   — взаимодействие человек — знаковая система: профессии связанные с расчетами и вычислениями. Ч   ­   Х —   взаимодействие   человек   —   художественный   образ: профессии творческой направленности. Ответьте, у кого результаты теста совпали с вашими склонностями (ответы учащихся) А теперь скажите, у кого склонности совпадают с интересами (ответы учащихся) Почему   люди   различаются   по   степени   успешности профессиональной   деятельности?   Почему   два   человека,   занимаясь одним и тем же, делают это неодинаково хорошо и успешно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а другие хуже?   Все   дело   в   том,   что   разные   люди   обладают   разными способностями. Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека.  Способности – это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности.   Например,   если   человек   хорошо   различает   запахи   и помнит   их,   то   эта   способность   очень   нужна   химику,   дегустатору, повару и др. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме, то это   –   способность,   которая   нужна   математику,   программисту, конструктору и т.д. Способности делятся на общие и специальные. Общие способности необходимы для всех (например, способность к творчеству)   или   многих   профессий   и   видов   деятельности (организаторские – для учителя, менеджера, предпринимателя др.). Специальные  способности   важны   для   отдельной   профессии   или относительно   узкого   круга   профессий   (хорошо   развитая чувствительность   рук   нужна   регулировщику   электромеханических реле,   устойчивость   к   монотонным   раздражителям   –   водителю транспортных   средств;   хорошо   развитое   пространственное представление – изготавливающим сложные изделия по чертежам и т.д.). Ваши   способности   мы   сейчас   проверим   очень   быстро   с   помощью экспресс ­ диагностики способностей человека Задание №3.  Демонстрируем пять геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и зигзаг. Прошу вас выбрать одну из   них.   (Учащиеся   выбирают   карточки   с   фигурами,   на   обороте которых написаны способности) Квадрат Свидетельствует   о   наличии   математических   способностей.   При восприятии   информации   он   делает   упор   на   цифры   и   факты.   Его сильная сторона – мыслительный анализ. Вы не угадываете результат, а его вычисляете путём логичных рассуждений и последовательных действий.   методичность   и скрупулёзность.    Треугольник Характерно   наличие   лидерских   качеств.   Вы   уверенны   в   себе, решительны, но нетерпеливы и категоричны. Ваше кредо – превзойти, добиться высокого статуса и быть исключительно лучше остальных. Вы умеете концентрироваться, видеть суть вопроса. Вы энергичны и   Отличает   трудолюбие,   усердие, изобретательны.   Ваши   способности   связаны   с   искусством,   сценой, ораторскими возможностями и лингвистикой. Круг Для   вас   необходима   доброжелательная   атмосфера.   Вам   важно окружение   тех   людей,   которые   вас   любят   и   верят   в   ваши возможности.   Вы   чувствительны,   ранимы   и   эмоциональны.   Умеете больше   отдавать,   чем   принимать.   У   вас   развита   эмпатия.   Ваши способности связаны с коммуникативностью. Прямоугольник Это   фигура   поиска   и   самоопределения.   Выбирают   в   состоянии тревоги, замешательства, внутренних проблем и кризисные периоды. Зигзаг  Вас отличает мечтательность и богатое воображение. В вас развиты творческие способности (склонность к живописи, музыке и поэзии). Мышление образное. Развита интуиция. Вы одиночка. Строгий мир цифр вам чужд, а сцена или общение отнимает много энергии. Вы любите творить в своем мире грёз и фантазий. Скажите, у кого результаты теста совпали с вашими способностями. (Ответы учащихся) Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора ­ когда интересы,   склонности   и   способности   согласованы   между   собой   и дополняют друг друга. Посмотрите результаты сегодняшних тестов и ответьте, у кого есть все совпадения. (Ответы учащихся)  Человеку, которому предстоит выбрать правильную, нужную для него и полезную для общества профессию, необходимо много знать о себе. А для этого ему нужно хорошо ориентироваться, чтобы выбрать для себя   что­то   полезное.   Как   у   вас   с   ориентированием?   (ответы учащихся) Давайте на минутку еще отвлечемся и проверим вашу способность к ориентированию. Может ли человек развивать свои интересы, склонности? Естественно,   да,   но   это   очень   длительный   процесс,   для которого необходимо:  1.Повышать   свою   информированность   об   интересующем   предмете деятельности   (чтение   специальной   литературы,   подготовка рефератов, докладов). 2.Заниматься   практической   деятельностью   дополнительные занятия). 3.Заниматься   самопознанием   и   развитием   своих   индивидуальных качеств (факультативы, 4. Закрепление знаний учащихся 5. Какую роль в профессиональном самоопределении играет  интерес? 6. В чем состоит отличие  простых интересов от профессиональных? 7. Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор  жизненного пути?  8. Чем отличаются профессиональные склонности от  профессиональных интересов? 9. Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности  человека?  10.Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей?  11.Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются  общие и специальные способности? 5. Рефлексия «Все у меня в руках» На   доске   прикреплен   плакат   с   изображением   руки,   на   пальцах которой написано: большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Выходя   из   класса,   прошу   оставить   свое   отношение   к   занятию, прикрепив стикер на выбранный пальчик.

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»

Занятие «Роль интересов, склонностей, способностей в профессиональном самоопределении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018