Тема занятия: Закрепление произношения звука –р-.
Цели занятия: 1. Закреплять формирование артикуляционного уклада в отражённом произношении за логопедом, самостоятельном произношении, изолированно в слогах, словах, предложениях и связной речи.
2. Вырабатывать правильное дыхание; обучать элементарным приёмам самомассажа; вырабатывать положительный эмоциональный фон.
Формировать фонематический слух и звуковой анализ.
Развивать речь, внимание, память, мышление, воображение.
3. Воспитывать усидчивость, терпение, любовь к природе, творчеству.
Оборудование: индивидуальное зеркало, лесное оформление класса, маски (медвежонка, совы), предметные картинки (бельчонок, лисёнок, медвежонок зайчик), иллюстрации артикуляционной гимнастики -«Лошадка, маляр, грибок», звуки леса, принадлежности для рыбалки- удочка, ведёрко, игрушки- рыбки, природный материал для выполнения поделки «Кораблик»:
пластилин, гречка, горох, перловка, картон.
Тема занятия: Закрепление произношения звука –р.
Цели занятия: 1. Закреплять формирование артикуляционного уклада в отражённом
произношении за логопедом, самостоятельном произношении, изолированно в слогах,
словах, предложениях и связной речи.
2. Вырабатывать правильное дыхание; обучать элементарным приёмам самомассажа;
вырабатывать положительный эмоциональный фон.
Формировать фонематический слух и звуковой анализ.
Развивать речь, внимание, память, мышление, воображение.
3. Воспитывать усидчивость, терпение, любовь к природе, творчеству.
Оборудование: индивидуальное зеркало, лесное оформление класса, маски (медвежонка,
совы), предметные картинки (бельчонок, лисёнок, медвежонок зайчик), иллюстрации
артикуляционной гимнастики «Лошадка, маляр, грибок», звуки леса , принадлежности для
рыбалки удочка, ведёрко, игрушки рыбки, природный материал для выполнения поделки
«Кораблик»:
пластилин, гречка, горох, перловка, картон.
1.Психогимнастика «Волшебные превращения».
Звучит музыка «Звуки леса».
Сегодня мы с тобой идём гулять в лес, но лес необычный, сказочный и сейчас ты
превратишься в медвежонка.
Вокруг себя повернись, в медвежонка превратись. А я вокруг себя повернусь, в тётушку
сову превращусь.»
Вот какой, ты стал медвежонок! Толик не ребёнок, Толик – медвежонок! А я твоя
учительница – добрая сова!
Давай покажем, как медвежата ходят.
Как медвежата рычат? (Ррр…) Но сейчас давай представим, что в лесу ночь и медвежата
сладко спят.
Медвежонок сладко спит ( сесть на палас, голову на руки сложенные опустить, закрыть
глаза.)
И расслабленно сопит. (Спокойно и глубоко дышать.)
Дыхание спокойное, дышим глубоко.
Солнце глянуло в окошко. Ты зажмурился немножко (крепко зажмуривает глаза).
Медвежонок, хватит спать ( широко открыть глаза). Ведь давно пора вставать. ( Встать со
своего места.)
Медвежонок, мы проснулись, потянулись, улыбнулись (с напряжением тянем руки вверх,
опустить, растянуть губы в улыбке.)
Любит мишка чистоту. Умываться он идёт. (Шагает на месте.)
Кран откройся ( имитирует движением руки открытие крана). Носик умойся ( проделать поглаживающие вращательные движения указательными
пальцами обеих рук, вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон).
Мойтесь сразу оба глаза ( выполнять круговые массирующие движения по векам).
Лоб помоем (разглаживать лоб от центра к вискам).
Щёчки моем ( растирать щёки).
Мойся, шейка ( растираем шею, поворачивая голову вправо, влево).
Ручки, мойтесь хорошенько ( растирать руки).
Словно щёткой, язычком, чистить зубки мы начнём ( открыть рот, гладить верхние, затем
нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях).
Принюхались, медвежата ( сделать полный медленный вдох через нос, задерживают
воздух на 2 сек., медленно выдыхать через рот).
Что то пахнет непонятно ( ещё раз вдох через нос, задержали воздух, медленно выдыхать
через рот).
Очень вкусно . Это мёд! Мама к завтраку нас ждёт!
Медвежонок мёд лакал ( выполнять лакательные движения языком, рот держать
открытым).
Потом губки облизал ( облизывать губы в направлении вперёд назад) рот держать
открытым.
Лижет с нёба сладкий мёд, язычком вперёд назад ( гладит языком нёбо).
Язычок не опускаем, кверху сильно прижимаем ( рот держать открытым. Присосать язычок
к нёбу).
Надо чай горячий пить, но сначала остудить (кистью руки изобразить чашечку).
Сперва подуй ( вдох носом, выдох через рот, губы вытягивать трубочкой воздушную струю
направлять на «чашечку» в руке).
Теперь попей ( имитировать питьё из чашки).
Завтрак съеден. Улыбнись.
Медвежонок шалит, как маленький ребёнок (выполнять быстрые движения языком вперёд
назад).
Мы друг друга подразнили и к занятию приступили.
2.Основная часть. Сообщение темы занятия.
Идём в лесную школу на занятие (садится за парту).
Начинаем наш урок
Каждый день всегда везде
На уроке и в игре,
Смело чётко говоримИ тихонечко сидим.
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми,
Руки полочкой на стол
Начинаем разговор.
Вот наступило в лесу утро. Засияло на небе весёлое солнышко. Медвежонок проснулся и
зарычал: Ррр…
Как зарычал медвежонок? Ррр.
Как ты думаешь, произношение какого звука мы сегодня будем закреплять?
Звука –р.
3. Артикуляционные упражнения.
Давай вспомним, какие артикуляционные упражнения помогли медвежонку правильно
произносить звук –р? Двигаем к себе зеркало и выполняем упражнения.
Упражнение «Маляр».
Упражнение «Грибок».
Упражнение «Лошадка».
4. Характеристика артикуляционного положения.
А теперь давай проверим, правильно ли у тебя работают губы, зубы, язык, когда ты
произносишь звук –р:
кончик языка поднят к бугоркам и дрожит это сильная воздушная струя заставляет
вибрировать кончик языка;
средняя часть языка спинка опускается;
боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
А какой это звук гласный или согласный? какой кружочек нам нужен по цвету? (Согласный,
кружочек синий).
Давай проверим, глухой это звук или звонкий? (Тыльной стороной ладошки проверяем
дребезжание горла). – Звук звонкий.
Загибаем пальчики и повторяем: Звук –р согласный, звонкий.
5.Артикуляционная, общая и тонкая моторика.
И так сказка продолжается.
Прилетела ворона к нам на занятие и села на ветку.
Кто прилетел к нам на занятие? – Ворона.
Ворона закаркала: Карр карр.
Как закаркала ворона? – Карр карр. Ворона говорит, что прилетела к нам на занятие со своими друзьями и интересными
заданиями, которые должен выполнить медвежонок по имени Толик.
6. Волшебный сундучок.
Вот волшебный сундучок, в него нужно собрать монетки, которые ворона рассыпала, ведь
она так к нам торопилась и нужно вороне помочь собрать эти монетки в сундучок. Но
сначала нужно назвать цифру на монетке, а с другой стороны прочитать слог, а затем
монетку бросать в сундучок.
Молодец! Монетки собрал, слоги прочитал!
7.Игра «Поймай звук».
Посмотри медвежонок. вот сороконожка, подружка вороны, она просит, чтобы мы помогли
обуть её в сапожки, ведь её ножки мёрзнуть без сапог.
А поможет нам обуть сороконожку игра «Поймай звук».
Я буду называть слова. а ты внимательно слушай. если в слове услышишь звук –р , то
берёшь сапог и обуваешь сороконожку, а если слово без звука –р , то тихонько потопаешь
ногами.
Слова: Роза, василёк, ромашка, астра, тюльпан, ландыш, ирис.
Молодец, справился с заданием, обул сороконожку, теперь ножки её не будут мёрзнуть.
Сороконожка очень тебе благодарна!
А как назвать одним словом все эти слова? – Цветы.
8.Физминутка.
А сейчас давай отдохнём и отправимся с тобой на рыбалку.
Теперь ты кто? – Медвежонок – рыбак.
Что нужно нам для рыбалки? Удочка, ведро для рыбы.
Шагаем и повторяем за мной чистоговорку.
Ру ру ру – на рыбалку я иду.
Вот рыбки в пруду, их нужно зацепить за носик каждую и положить в ведёрко. Зацепил,
скороговорку повтори за мной.
Ре ре – ре – рыбка плавает в реке.
Ро – ро ро – рыбку кинул я в ведро.
Ра – ра – ра – молодец сегодня я.
9.«Сказка про хвастливого медвежонка.»
А сейчас ворона предлагает послушать сказку про хвастливого медвежонка.
Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Вот раз шёл медвежонок по лесу,
увидел бельчонка и говорит ему: «У тебя один гриб, а у меня дома много…» Чего? – Грибов
ответ ребёнка.Бежит медвежонок по лесу и встречает зайчика, который нёс морковку своим зайчатам.
Медвежонок ему и говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много…» Чего? – Морковок –
ответ ребёнка.
Встретил медвежонок лисёнка, который нёс рыбку. он и ему говорит: У тебя одна рыбка, а у
меня дома много… Чего? – Рыбок ответ ребёнка.
А теперь давай вспомним , что несли звери, которых встретил хвастливый медвежонок.
Назови, где находится звук –р в словах « гриб», «морковка», «рыба» ( в середине слова, в
конце, в начале слова).
10.Пальчиковая гимнастика. Массаж мячом.
А сейчас, чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить, чаще выполнять пальчиковую
гимнастику.
А гимнастика для пальцев с мячом.
(Ребёнок повторяет слова и выполняет действия с мячом в соответствии с текстом.)
Я мячом круги катаю,
Взад вперёд его гоняю.
Покатаю меж ладошек,
Покидаю немножко.
И сожму его немножко.
Каждым пальцем мяч прижму.
Покатаю, положу.
11. Картинка «Кораблик с парусом».
Выполнение картинки «Кораблик» из природного материала: гороха ,
пластилина, перловки, гречки. Во время выполнения отвечает ребёнок на вопросы, и нужно
закончить рифмованные строчки.
Вопросы:
Что у коровы на голове? (Рога.)
Чем пишет ученик? (Ручкой.)
Как называется человек, который ловит рыбу? (Рыбак.)
Солнце светит очень ярко,
Медвежонку стало…( жарко).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая …(лисица).
Среди жирных голубей
Прыгал тощий … (воробей).Только жив ли петушок,
Золотой наш …(гребешок).
На какую букву похож парус на лодочке? – На букву –р. – Обведи пальчиком.
12.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Наше занятие подошло к концу. Со всеми заданиями медвежонок справился. А теперь
вокруг себя повернись, в ребёнка превратись, ты теперь не медвежонок, ты теперь ребёнок
по имени Толик.
Понравилось тебе наше занятие?
Произношение какого звука, мы с тобой закрепили на занятии?
Кто прилетал к нам на занятие?
За твою работу на занятии я подготовила тебе подарок , а какой ты должен угадать по
буквам и прочитать ШАР, а если добавим гласную букву ы, то что получится, ребёнок
читает ШАРЫ.
Спасибо за хорошую работу на занятии.
Ребёнок получает в подарок за свою хорошую работу воздушный шар со сладкой
шоколадкой.Самоанализ индивидуального логопедического занятия в 4 классе.
Тема занятия: Закрепление произношения звука –р в слогах, словах, предложениях.
Цели занятия: Закреплять формирование артикуляционного уклада в отражённом
произношении за логопедом, самостоятельном произношении изолированно, в слогах,
словах, предложениях и связной речи.
Вырабатывать правильное дыхание; обучать элементарным приёмам самомассажа;
вырабатывать положительный эмоциональный фон.
Формировать фонематический слух и звуковой анализ. Развивать речь, внимание, память,
мышление, воображение.
Воспитывать усидчивость, терпение, любовь к природе, творчеству.
Вид занятия: Урок сказка «Лесная школа».
Оборудование: Индивидуальное зеркало, предметные картинки, музыкальное
сопровождение, профиль звука –р, пластилин, картон, перловка, гречка, рис.
Началось занятие с психогимнастики «Волшебные превращения» под музыкальное
сопровождение.
Данное занятие включает в себя уточнение и закрепление умений и навыков. На занятии
выполнялись дыхательные, артикуляционные упражнения, приёмы самомассажа.
Проводилась пальчиковая гимнастика с маленьким мячом.
выбранная форма индивидуального занятия рациональна для решения поставленных задач
и помогает увидеть, насколько усвоен материал и как полученные знания ученик применяет
на практике.
Толик работал активно, охотно, с удовольствием выполнял задания и показал усвоение
учебного материала.
Встреча с различными лесными жителями друзьями гости вороны, дало возможность
повторить и закрепить произношение трудного звука –р.Игра «Поймай звук» с сороконожкой показала знания и умения определять в словах нужный
звук.
Для предотвращения перегрузки на занятии была проведена физминутка походом на
рыбалку.
Для привития интереса была использована яркая наглядность, игры, загадки, чистоговорки.
Выбраннная мною структура занятия и его содержание рациональны для решения
поставленных задач и закрепления данной темы. применение на занятии яркой наглядности,
занимательного материала, физминутки всё это вызвало интерес к занятию, повысило
работоспособность, помогло предотвратить перенагрузку.
Психологическая атмосфера поддерживалась благодаря доброжелательному отношению
учителя к ученику.
Все поставленные цели были реализованы на занятии. Доброжелательная атмосфера,
высокая работоспособность в течении всего занятия обеспечивалась за счёт
положительного и эмоционального настроя.Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігінің Солтүстік Қазақстан облысы
әкімдігінің «Даму мумкіндігі шектеулі балаларға арналған Ломоносов арнайы (түзетү) мектеп
интернаты» Коммуналдық мемлекеттік мекемесі