Занятия, верования и общественный строй восточных славян

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятия, верования и общественный строй восточных славян. 6-й класс Цели урока: – выяснить, каковы занятия и верования восточных славян, как природные и климатические условия повлияли на их занятия и верования , как управлялись восточные славяне; – развивать умение анализировать, осмысливать и находить причинно-следственные связи; – воспитывать интерес и уважение к изучаемому материалу, к далекому прошлому своей Родины. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: Историческая карта, презентация, карточки-задания, анаграммы, кроссворд, текстовая таблица, документ к параграфу 1. Основные понятия и термины: Подсечно-огневая система, переложная система, язычество, язычники, капище, волхвы, идолы, загробная жизнь, нечистая сила, родовая община, родовой старейшина, вервь, вече, народное ополчение.
Иконка файла материала Занятия, верования и общественный строй восточных славян.doc
Занятия, верования и общественный строй восточных славян. 6­й класс  Цели урока:  – выяснить, каковы занятия и верования восточных славян, как природные и климатические условия  повлияли на их занятия и верования , как управлялись восточные славяне; – развивать умение анализировать, осмысливать и находить причинно­следственные связи; – воспитывать интерес и уважение к изучаемому материалу, к далекому прошлому своей Родины. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: Историческая карта, презентация, карточки­задания, анаграммы, кроссворд,  текстовая таблица, документ к параграфу 1. Основные понятия и термины: Подсечно­огневая система, переложная система, язычество,  язычники, капище, волхвы, идолы, загробная жизнь, нечистая сила, родовая община, родовой  старейшина, вервь, вече, народное ополчение.  Ход урока I. Организационный момент. II. Мотивация изучаемого материала. – Мы узнали, что в 6–8 в.в. восточные славяне заняли территорию от озера Ильмень на севере до  Причерноморских степей на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Посмотрите  внимательно на карту и скажите, каковы природные условия этой территории. – Чтобы узнать тему нашего урока, каждой группе необходимо разгадать анаграммы:  1­я группа: ятизяна (занятия). 2­я группа: роявенива (верования). 3­я группа: пуларениве (управление). Мы узнали, что славяне расселились на территории покрытой густыми лесами, реками, озерами и  степями. Они оказали большое влияние на занятия славян, их верования. Сегодня мы узнаем, чем  занимались восточные славяне, каковы их верования и управление. III. План изучения нового материала: * Занятия славян. 1. Работа с текстом учебника. 1­я группа: Определите: каково основное занятие славян, каковы системы основного занятия, чем они  определялись. 2­я группа: Определите: какие орудия труда использовали славяне и что они выращивали. 3­я группа: Определите, чем еще занимались славяне и, что определило эти занятия. Вывод: Основное занятие: земледелие (подсечно­огневая система, переложная система). Другие занятия славян: бортничество, рыболовство, охота, торговля, ремесла. * Верования. 1. Демонстрация презентации “Верования восточных славян” с комментариями учителя.  Учащиеся заполняют таблицу: Боги славян Другие верования Домовой, Щур Русалки Водяной Леший Ярило – бог солнца Перун – бог грома и молний, войны Стрибог – бог ветра Волос – бог скотоводства Мокошь – бог плодородия 2. Работа с текстом документа.  Что византийский писатель Прокопий Кесарийский говорит о верованиях славян? * Управление. 1. Рассказ учителя. Родовая община (кровное родство) Родовой старейшинаВече, народное ополчение Вервь (соседская община) 2. Работа с документом. – Как по описанию византийского писателя Прокопия Кесарийского организовано управление у  славян? – Как сражалось с врагами народное ополчение? IV. Закрепление. Состязание между группами. Решите кроссворд, разгадав его, вы узнаете по вертикали, каково  главное занятие славян. Вопросы к кроссворду: 1. Поклонение множеству богов. 2. Общий совет. 3. Божество плодородия. 4. Добровольное военное формирование граждан. 5. Орудие для уборки хлеба. 6. Статуя языческого бога. 7. Покровитель скотоводства. 8. Они общаются с богами. 9. Собирание меда. 10. Лесной дух. V. Подведение итогов урока, мотивация оценок, д/задание (параграф 1, вопросы к параграфу и  документу, сделать рисунки орудий труда).