Занятия, верования и общественный строй восточных славян. 6-й класс
Цели урока:
– выяснить, каковы занятия и верования восточных славян, как природные и климатические условия повлияли на их занятия и верования , как управлялись восточные славяне;
– развивать умение анализировать, осмысливать и находить причинно-следственные связи;
– воспитывать интерес и уважение к изучаемому материалу, к далекому прошлому своей Родины.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Историческая карта, презентация, карточки-задания, анаграммы, кроссворд, текстовая таблица, документ к параграфу 1.
Основные понятия и термины: Подсечно-огневая система, переложная система, язычество, язычники, капище, волхвы, идолы, загробная жизнь, нечистая сила, родовая община, родовой старейшина, вервь, вече, народное ополчение.
Занятия, верования и общественный строй восточных славян. 6й класс
Цели урока:
– выяснить, каковы занятия и верования восточных славян, как природные и климатические условия
повлияли на их занятия и верования , как управлялись восточные славяне;
– развивать умение анализировать, осмысливать и находить причинноследственные связи;
– воспитывать интерес и уважение к изучаемому материалу, к далекому прошлому своей Родины.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Историческая карта, презентация, карточкизадания, анаграммы, кроссворд,
текстовая таблица, документ к параграфу 1.
Основные понятия и термины: Подсечноогневая система, переложная система, язычество,
язычники, капище, волхвы, идолы, загробная жизнь, нечистая сила, родовая община, родовой
старейшина, вервь, вече, народное ополчение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация изучаемого материала.
– Мы узнали, что в 6–8 в.в. восточные славяне заняли территорию от озера Ильмень на севере до
Причерноморских степей на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Посмотрите
внимательно на карту и скажите, каковы природные условия этой территории.
– Чтобы узнать тему нашего урока, каждой группе необходимо разгадать анаграммы:
1я группа: ятизяна (занятия).
2я группа: роявенива (верования).
3я группа: пуларениве (управление).
Мы узнали, что славяне расселились на территории покрытой густыми лесами, реками, озерами и
степями. Они оказали большое влияние на занятия славян, их верования. Сегодня мы узнаем, чем
занимались восточные славяне, каковы их верования и управление.
III. План изучения нового материала:
* Занятия славян.
1. Работа с текстом учебника.
1я группа: Определите: каково основное занятие славян, каковы системы основного занятия, чем они
определялись.
2я группа: Определите: какие орудия труда использовали славяне и что они выращивали.
3я группа: Определите, чем еще занимались славяне и, что определило эти занятия.
Вывод:
Основное занятие: земледелие (подсечноогневая система, переложная система).
Другие занятия славян: бортничество, рыболовство, охота, торговля, ремесла.
* Верования.
1. Демонстрация презентации “Верования восточных славян” с комментариями учителя.
Учащиеся заполняют таблицу:
Боги славян
Другие верования
Домовой, Щур
Русалки
Водяной
Леший
Ярило – бог солнца
Перун – бог грома и молний, войны
Стрибог – бог ветра
Волос – бог скотоводства
Мокошь – бог плодородия
2. Работа с текстом документа.
Что византийский писатель Прокопий Кесарийский говорит о верованиях славян?
* Управление.
1. Рассказ учителя.
Родовая община (кровное родство) Родовой старейшинаВече, народное ополчение
Вервь (соседская община)
2. Работа с документом.
– Как по описанию византийского писателя Прокопия Кесарийского организовано управление у
славян?
– Как сражалось с врагами народное ополчение?
IV. Закрепление.
Состязание между группами. Решите кроссворд, разгадав его, вы узнаете по вертикали, каково
главное занятие славян.
Вопросы к кроссворду:
1. Поклонение множеству богов.
2. Общий совет.
3. Божество плодородия.
4. Добровольное военное формирование граждан.
5. Орудие для уборки хлеба.
6. Статуя языческого бога.
7. Покровитель скотоводства.
8. Они общаются с богами.
9. Собирание меда.
10. Лесной дух.
V. Подведение итогов урока, мотивация оценок, д/задание (параграф 1, вопросы к параграфу и
документу, сделать рисунки орудий труда).