Квест-путешествие – новая форма изучения или закрепления материала- даёт возможность совместить путешествие и игру, решить задания, связанные с историей, литературой и культурой, повысить интеллектуальный уровень школьников.
Литературный КВЕСТ-маршрут содержит информативные вопросы, которые одновременно несут обучающую информацию и повод для размышлений и поиска ответа.
На старте 2 команды получают задания. Цель команды – быстрее и правильнее справиться с заданиями.
ЗАОЧНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ КВЕСТПУТЕШЕСТВИЕ
ПО РОМАНУ А.Н. РАДИЩЕВА «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
В МОСКВУ»
1. Класс – 9.
Форма урока: веб-квест
2. Тип занятия закрепление и совершенствование знаний, умений и
навыков.
3. Актуальность: в Год литературы ещё раз обратить внимание на
произведения, сыгравшие большую роль в развитии общественных
отношений в России.
4. Цель методической разработки: через приёмы развивающего обучения
произвести расширение образовательного пространства для учащихся
посредством внедрения новых инновационных образовательных технологий
во внеурочной деятельности, систематизировать уже имеющие знания у
школьников и сделать процесс познания нового материала более
интересным, плодотворным и творческим.
Задачи:
1. Содействовать формированию духовноценностной и практической
ориентации в жизненном пространстве через литературную игру.
2. Развивать познавательный интерес к изучению литературы на
примере произведения А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в
Москву».
3.Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
5. Формируемые компетенции:
предметная компетенция, основанная на системноличностном
подходе и направленная на формирование способности критической
оценки литературного произведения;
коммуникативная компетенция , формируемая путём обучения в
группах с применением активных методов обучения и направленная
на формирование умений организовывать собственную деятельность,
работать в команде, реализовывать свои качества, высказывать свою
точку зрения,
составлять риторическое высказывание на
определённую тему;
1 социальная компетенция, формируемая путём обучения в группах с
применением активных методов обучения и направленная на
формирование чувства социальной ответственности как наличия
собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать
в общественных процессах через оценку литературного произведения;
принимать решения нести за них ответственность;
образовательная компетенция как способность применять
имеющиеся знания, самостоятельно приобретать новые знания и
умения, находить нужную информацию, анализировать и оценивать
информацию, в том числе и с помощью ИКТ.
6. Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная.
Педагогические технологии: мультимедиа-технологии, здоровьесберегающие,
проблемные
Оборудование: презентация, маршрутные листы, компьютеры с доступом к
Интернету, толковые словари.
Межпредметные связи: с информатикой
Сценарий мероприятия
Ведущий: Сегодня мы с вами проводим необычную игру – заочное
литературное квестпутешествие.
Квестпутешествие это сюжетная экскурсия в игровой форме, во время
которой вы выполните познавательные, творческие и развлекательные
задания, самостоятельно добывая информация. Эта форма даст вам
возможность совместить заочное путешествие и игру, решить задания,
связанные с историей, литературой и культурой, повысить свой
интеллектуальный уровень.
Итак, вперёд.
Вводный инструктаж.
Наш литературный КВЕСТмаршрут содержит информативные
вопросы, которые одновременно несут обучающую информацию и повод
для размышлений и поиска ответа.
На старте 2 команды (название команд________________) получают
задания. Цель команды – быстрее и правильнее справиться с заданиями.
Вы получаете текстовые наводки, после чего у вас будет 35 минут на
выполнение заданий.
2В начале маршрута мы выдаём маршрутный лист (приложение 1), по
которому будут двигаться команды. Какая команда наберёт больше баллов,
та и победитель.
Вы получите задания игры, ответы на которые нужно будет найти в
художественном тексте произведения А.Н. Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву», которое вы прочитали дома, или используя ресурсы
Интернета.
На некоторых локациях вы будете выполнять активные задания.
Этап игры может состоять из основного задания и дополнительного.
* вопрос повышенной сложности – 15 баллов.
Простой вопрос10 баллов
Дополнительный вопрос или дополнительное задание – 10 баллов.
На нашем квестмаршруте 11 этапов, 14 основных вопросов, 3
дополнительных вопроса, 4 основных задания, 5 дополнительных задания.
Дополнительные задания и дополнительные вопросы вы можете пропускать.
Маршрут: из Петербурга в Москву по маршруту XYIII века вслед за
героем произведения А.Н. Радищева.
ПРОЛОГ
1 вопрос: Продолжите фразу: «Я взглянул окрест меня –
Ответ: …душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
2 вопрос: Кому принадлежит высказывание о А.Н. Радищеве? «Бунтовщик
хуже Пугачёва».
Ответ: Екатерина II.
3 вопрос: Каков был приговор Уголовной палаты и Сената по делу Н.А.
Радищева?
Ответ: 24 июля 1790 г. Уголовная палата постановила: <...> Радищева,
«лиша чинов и дворянства», подвергнуть смертной казни, а книгу его
3отобрать у всех, кто её имеет, и истребить. <...> Сенат утвердил приговор
Уголовной палаты и уточнил его, дописав: «По силе воинского устава 20го
артикула, отсечь голову».
4 вопрос: О чём писал Н.А. Радищев детям в своём завещании, которое
было написано после вынесения приговора?
Ответ: Радищев писал, что самое важное в жизни – честное выполнение
своего долга. Он просил их не забывать об этом, когда вырастут.
5 вопрос: Каково было «благоволение». Екатерина II, соединившее
«правосудие с милосердием» в отношении А.Н. Радищева?
Ответ: «Освобождаем его от лишения живота и повелеваем вместо того,
отобрав у него чины, знаки ордена святого Владимира и дворянское
достоинство, послать его в Илимский острог на десятилетнее безысходное
пребывание».
Дополнительный вопрос: Собрав пазлы, вы узнаете, кто сказал о романе
«Путешествие из Петербурга в Москву» следующие слова? "Путешествие
в Москву" причина его (Радищева) несчастья и славы, есть очень
посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге».
Ответ: А.С. Пушкин.
ВЫЕЗД
4Задание: Продолжите определение:
жанр…
Путешествие – литературный
Ответ: Путешествие – литературный жанр, в основе которого лежит
описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных
путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок,
очерков и т. д.
Дополнительное задание: переведите на современный язык эпиграф,
предпосланный роману А.Н. Радищева: «Чудище обло, озорно, огромно,
стозевно и лаяй».
Ответ: Эпитеты к слову чудище означают: обло – круглое, жирное; озорно
– творящее безобразие, беззакония; стозевно – имеющие сто глоток, жадное,
ненасытное; лаяй – лающее, ругающееся.
Итак, герой произведения едет из Петербурга в Москву (карта), и главы
книги носят названия почтовых станций, причём в каждой главе
описываются реальные факты и приводятся авторские рассуждения (от
лица героя) об увиденном или услышанном.
НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ
*1 задание: Композиция «Путешествия… представляет собой собрание из
26 глав и посвящения Алексею Кутузову, «любезнейшему другу»
путешественника. Первая глава называется «Выезд», последняя, 26,
«Слово о Ломоносове». 24 главы из 26 носят названия почтовых
станций.
Используя карту 18 века «Тракт от Москвы до С.
Петербурга», восстановите порядок следования станций, на которых
останавливался путешественник.
Ответ: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
*2 задание: Соотнести содержание произведения с
сюжетом.
5«София»
«Любани»
«Чудово»
«Спасская
Полесть»
бездушие чиновников
кто виноват? Царь знает, но не хочет видеть, ибо сам в
крови
крестьяне убили помещика, и убийство это выглядит как
оправдание
крестьян нужно освободить
«Сон»
хамство, обман, чинопочитание
«Зайцово»
положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не
может.
«Хотилов»
казнокрадство, использование служебного положения
«Медное»
трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон
«Тверь» ода
«Вольность»
Рекрутские наборы, хотя иные крестьяне способнее
помещиков
«Городня»
Самодержавие нужно свергнуть вооружённой борьбой
народа
«Пешки»
крестьяне продаются подобно вещам.
Ответ:
«София»
хамство, обман, чинопочитание
«Любани»
трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон
«Чудово»
бездушие чиновников
«Спасская
Полесть»
«Сон»
«Зайцово»
казнокрадство, использование служебного положения
кто виноват? Царь знает, но не хочет видеть, ибо сам в
крови
крестьяне убили помещика, и убийство это выглядит как
оправдание.
«Хотилов»
крестьян нужно освободить
«Медное»
крестьяне продаются подобно вещам.
6«Тверь» ода
«Вольность»
Самодержавие нужно свергнуть вооружённой борьбой
народа
«Городня»
«Пешки»
Рекрутские наборы, хотя иные крестьяне способнее
помещиков
положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не
может
Ведущий:
Итак, в путь. Сделать остановки на всех станциях, где останавливался
герой А.Н. Радищева, мы не сможем. Остановимся только на шести.
ОСТАНОВКА 1
Вопрос: Назовите главу, в которой содержится рассказ о встрече
путешественника с крепостным крестьянином, который вынужден все шесть
дней недели работать на барщине. Крестьянин мечтает о том, чтобы с него
брали оброк. Варварская эксплуатация крестьян производит на
путешественника гнетущее впечатление.
Ответ: «Любани».
Дополнительное задание: Восстановите текст восклицания, которое
вырвалось из уст путешественника после встречи с крепостным: «твоё
помещик из твоих жестокосердный каждого крестьян вижу страшись на
челе осуждение».
Ответ: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих
крестьян вижу твоё осуждение».
Ведущий:
Продолжаем своё необычное путешествие.
7ОСТАНОВКА 2
Вопрос: Основная часть этой главы «построена как развёрнутая аллегория
(иносказание). Путешественнику приснилось, что он царь, окружённый
раболепными придворными. Но вот появляется Прямовзора, которая
называет себя Истиной, и снимает пелену с глаз царя. Что же видит он?
Оказывается, одеяния его, «столь блестящие… замараны кровию и омочены
слезами»; на перстах у него «остатки мозга человеческого», ноги стоят в
тине. Во взорах окружающих – «хищность, зависть, коварство и ненависть».
Речь в этой аллегории идёт о неправой власти тирана.
Ответ: Спасская Полесть».
Ведущий: Мы едем дальше.
ОСТАНОВКА 3
– Покидаем Спасскую Полесть и, пропуская несколько станций, прибываем
в Медное.
1 вопрос: Какой подзаголовок можно дать этой главе?
Ответ: Публичный торг. Варварский обычай так говорит наш
путешественник.
2 вопрос: Что в этих торгах вас поразило? (Картина…зачитываем).
Ответ: Крестьяне продаются подобно вещам.
Дополнительный вопрос: У русского художника XIX века есть картина с
названием « Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого».
Назовите имя художника. В случае затруднения вы можете обратиться к
Интернету.
Ответ: Николай Васильевич Неврев.
Дополнительное задание: Сопоставьте, что общего в главе «Медное» и
8на картине Н.В. Неврева.
Ведущий: Глава «Тверь».
ОСТАНОВКА 4
Вопрос:
Иллюстрацией к чему она является?
Художник Ю.П. Мезерницкий нарисовал такую картину.
Ответ: Ода «Вольность».
Ведущий: Итак, мы почти достигли середины нашего игрового пути.
ОСТАНОВКА 5
Вопрос: Следующая наша остановка – Городня. Речь в этой главе идёт о
рекрутском наборе. Кто такие рекруты? (Словарь) С кем из новобранцев
знакомит нас путешественник? Как новобранцы относятся к тому, что идут
в солдаты?
Ответ: Рекруты.
Дополнительное задание: На современной карте нет такого населённого
пункта как Городня, нет. Попробуйте приблизительно отметить её
местоположение.
Ведущий: Увлекательное путешествие продолжается.
9ОСТАНОВКА 6
Вопрос: Назовите главу, в которой открывается зрелище крестьянской
нищеты. Читатель видит тесную, задымленную избу, жалкую крестьянскую
одежду («посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для
выхода»). Пища крестьян – хлеб «из трёх четвертей мякины и одной части
несеяной муки»; сахар для них – «боярское кушанье»
Ответ: «Пешки».
Дополнительное задание: дайте толкование следующих слов. В случае
затруднения мы можете обратиться к толковому словарю:
посконная (рубаха)
онучки
лапти
мякина
Ответ:
посконная (рубаха) относящаяся к посконине, то есть к домотканому
холсту из такого волокна либо к изделиям из такого холста.
онучка обмотка для ноги под сапог или лапоть, портянка.
лапти обувь, плетённая из лыка, бересты или верёвок, которую прежде
носили крестьяне.
мякина остатки колосьев, стеблей и другие отходы при молотьбе.
Ведущий: Наконец, последняя станция, на которой мы остановимся.
Каждая дорога привлекательна ещё и тем, что есть время на раздумье,
переоценку ценностей.
ОСТАНОВКА 7
10 Эту главу путешественник посвятил выдающемуся русскому учёному, и называется она
… Конечно, «Слово о Ломоносове».
Задание: составить собственное «Слово о Ломоносове», произнести его в качестве
ораторской речи, используя известные вам факты биографии или используя для
подготовки своей речи ресурсы Интернета. Также вы можете составить высказывание на
тему «Мечта Радищева о будущем Отечества». Выступление длится не более 3
минут.
Ведущий: Итак, мы завершаем своё необычное путешествие.
ЗАВЕРШЕНИЕ МАРШРУТА
1 вопрос: Где находится могила А.Н. Радищева?
Ответ: Могила автора "Путешествия из Петербурга в Москву" на
Волковом кладбище была утеряна ещё в прошлом веке.
В 2003 на "Литераторских мостках" в память писателя был установлен
типичный для начала XIX в. памятник.
2 вопрос: В каких городах поставлены памятники П.Н. Радищеву? Для
получения ответа вы можете пользоваться Интернетом.
Ответ: в Москве, Саратове, в Кузнецке, в Петербурге, в УстьИлимске.
Дополнительный вопрос: В чём необычность памятника А.Н. Радищеву,
поставленному в УстьИлимске?
Ответ: Памятник кандалам Радищева.
ИТОГИ ИГРЫ.
Ведущий:
Путешествие наше подошло к концу. Подведём итоги игры.
Сегодня наибольшее количество баллов _______за отличное знание
произведения А.Н. Радищева набрала команда ______________. Мы их
поздравляем с победой. Желаем дальнейших успехов на дорогах
постижения знаний.
11ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ.
Ведущий:
Впрочем, проигравших сегодня нет, потому что во время игры каждый из
вас сделал свои маленькие и большие открытия, прикоснувшись к
замечательному литературному произведению А.Н. Радищева. Но это
только одно из множества замечательных произведений. Я всех вас
приглашаю в путь по дорогам открытий в великую страну Литературию.
Приложения
Приложение №1
Маршрутный лист
Маршрут: из Петербурга в Москву по маршруту XYIII века вслед за
героем произведения А.Н. Радищева.
Маршрутный лист команды ______________
12№
п/п
Название этапа
№ вопроса
Баллы
1.
Пролог.
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
4 вопрос
5 вопрос
2.
Выезд.
Задание
Дополнительный вопрос
Дополнительное задание
3.
Начало путешествия
4.
Остановка 1.
1 задание
2 задание
Вопрос
Дополнительное задание
5.
6.
7.
8.
Остановка 2.
Остановка 3.
Вопрос
1 вопрос
2 вопрос
Дополнительный вопрос
Дополнительное задание
Остановка 4
Остановка 5.
Вопрос
Вопрос
Дополнительное задание
9.
Остановка 6.
Вопрос
Дополнительное задание
10. Остановка 7.
Задание
1311.
Завершение маршрута.
12. Подведение итогов.
1 вопрос
2 вопрос
Дополнительный вопрос
Перечень используемых на занятии ЭОР
Приложение №2
№
п./п
Название ресурса
Форма
Гиперссылка на ресурс,
предъявле
обеспечивающий доступ к ЭОР
ния
информац
ии
текст
произведен
ия
рисунок
1. Радищев А.Н.
Путешествие из
Петербурга в Москву
2. Тракт от Санкт
Петербурга до Москвы во
второй половине XYIII
века
http://az.lib.ru/r/radishew_a_n/text_
0010.shtml
http://900igr.net/fotografii/literatura/
Radischev1/003Puteshestvieiz
PeterburgavMoskvu.html
3. Ю.П. Мезерницкий «Ода
Иллюстра
http://www.ljpoisk.ru/
«Вольность»».
ция
144. Н.В. Неврев.
картина
http://spirius.livejournal.com/
« Торг. Сцена из
крепостного быта. Из
недавнего прошлого».
5. Могила
фото
http://www.people.su/105/r1
А.Н. Радищева
6. Памятник А.Н. Радищеву
фото
в Кузнецке
7. Памятник А.Н. Радищеву
фото
в Москве
8. Памятник А.Н. Радищеву
фото
в Саратове.
https://yandex.ru/images/search?text=
%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F
%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA
%D0%B8%20%D0%A0%D0%B0%D0%
B4%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B
2%D1%83&img_url=http%3A%2F
%2Fvkuznecke.ru%2Fimages%2Fphotos
%2Fmedium
%2F191189430335fb1d4d852aad785ceea
a.jpg&pos=4&rpt=simage&_=143434063
0078
http://wikimapia.org/12007014/ru/
%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F
%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA
%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE
%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%83
%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA
%D1%81%D0%B0%D0%BD
%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%9D
%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB
%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%
D1%87%D1%83
%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%
D1%89%D0%B5%D0%B2%D1%83
https://yandex.ru/images/search?text=
%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F
%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA
%D0%B8%20%D0%A0%D0%B0%D0%
B4%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B
159. Памятник А.Н. Радищеву
фото
в СанктПетербурге
10. Памятник А.Н. Радищеву
фото
в УстьИлимске
2%D1%83&img_url=http%3A%2F
%2Fim3.turbina.ru
%2Fphotos.4%2F1%2F2%2F9%2F2%2F
2%2F1722921%2Fbig.photo
%2FPamyatnik
Raditstchevu.jpg&pos=13&rpt=simage&_
=1434340630078
https://yandex.ru/images/search?text=
%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F
%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA
%20%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%
B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D1%83
%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B0%
D0%BD%D0%BA%D1%82%D0%BF
%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%
D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0
%B5%20%D1%88%D0%B5%D1%80%
D0%B2%D1%83%D0%B4%D0%B0&im
g_url=http%3A%2F
%2F24.r.photoshare.ru
%2F00242%2F00250a6b797b403224128
bd873dbc1abb75062c6.jpg&pos=0&rpt=si
mage&_=1434340994168
https://yandex.ru/images/search?text=
%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F
%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA
%20%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%
B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D1%83
%20%D0%B2%20%D1%83%D1%81%D
1%82%D1%8C%D0%B8%D0%BB
%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA
%D0%B5&img_url=http%3A%2F
%2Ftest2.ilimcity.ru%2Fimages
%2Fphotos%2Fmedium
%2F8c079a7b3ea09681c75bd09d50b3f97
c.jpg&pos=3&rpt=simage&_=143434106
6507
11. Шаблон презентации
Pedsovet.su
power
point
1617