Западная Европа в первой половине ХХ в. Итоговый урок истории в 9-м классе
Цели урока:
• Образовательная – систематизировать и обобщить знания учащихся.
• Развивающая – продолжить развитие умений анализировать исторические события, делать выводы, выделять причинно-следственные связи.
• Воспитательная – закрепление навыка работы в группе, умения аргументировать свои выводы.
Форма урока: интеллектуальная игра.
Оборудование:
• карта “Западная Европа после Первой мировой войны”;
• аудиокассета “Танцевальные мелодии 30-х гг.”;
• контурные карты “Западная Европа в 1924-1939гг.”;
• цветная бумага, ножницы, клей.
Организационная часть:
Класс делится на команды из 5-6 человек. Учитель знакомит с порядком и правилами игры: игра идёт на условные денежные единицы; каждый правильный ответ приносит деньги, за неверные ответы команда штрафуется.
Западная Европа в первой половине ХХ в. Итоговый урок истории в 9м классе
Цели урока:
Образовательная – систематизировать и обобщить знания учащихся.
Развивающая – продолжить развитие умений анализировать исторические события, делать
выводы, выделять причинноследственные связи.
Воспитательная – закрепление навыка работы в группе, умения аргументировать свои
выводы.
Форма урока: интеллектуальная игра.
Оборудование:
карта “Западная Европа после Первой мировой войны”;
аудиокассета “Танцевальные мелодии 30х гг.”;
контурные карты “Западная Европа в 19241939гг.”;
цветная бумага, ножницы, клей.
Организационная часть:
Класс делится на команды из 56 человек. Учитель знакомит с порядком и правилами игры: игра идёт
на условные денежные единицы; каждый правильный ответ приносит деньги, за неверные ответы
команда штрафуется.
1й этап:
Команды получают логическую схему:1
1 Рисунки предоставлены автором. улучшить качество изображения не представляется возможным.
Прим. ред.
Используя предложенные элементы, необходимо составить логическую цепочку, объяснить её:
пересмотр Версальской системы;
бурный промышленный рост Германии, США, Японии;
Вторая мировая война;
обострение противоречий между странами;
ВерсальскоВашингтонская система – новый мировой порядок;
мировой экономический кризис;
Первая мировая война.
Дальнейшая работа ведётся по этапам логической схемы.
2й этап:
"Кто оказался “не в своей тарелке”?"
С помощью табличек с названиями государств Англия, Франция, Россия, Германия, АвстроВенгрия,
Италия, Япония, США, СССР) показать развитие международных отношений с начала ХХ века до
конца 30х гг.
3й этап:
Командам предлагается ассоциативный видеоряд.Нужно узнать событие, назвать даты, исторические персоналии.
4й этап:
“Поединок у карты”.
К настенной карте вызываются представители команд, которые должны ответить на вопросы по карте:
Какие империи исчезли с карты мира после первой мировой войны?
Показать новые государства, возникшие в Европе?
Какие изменения произошли на карте мира в 20е гг.?
Какие изменения произошли на карте мира в 30е гг.?
5й этап:
Команды получают круги из бумаги. С помощью только ножниц показать потери территории
Германии после Первой мировой войны.
Смысл задания заключается в том, что потери составили 1/8 территории, т.е. учащимся нужно
сложить круг по линиям, проходящим через центр и полученный сектор вырезать. Это и есть 1/8
круга.
6й этап:
Кому из президентов США принадлежат эти слова?
1) “Государство должно заботиться о приведении производства в соответствие с потреблением, о
более справедливом распределении богатств и товаров, приспособлении существующей
экономической организации к нуждам народа”.
2) “Государство не должно быть вовлечено в управление экономикой страны. Социальная помощь
безработным будет пагубно сказываться на их предприимчивости”.
Необходимо определить автора, объяснить его позицию, назвать политику и годы её проведения.
7й этап:
На примере политического спектра Германии определить, от чего зависит политическая стабильность
государства. Попытайтесь провести аналогию из физики (“Золотое правило механики”).
8й этап:
“Четыре шага до войны”.На контурных картах отобразить четыре события, приведшие ко второй мировой войне
(индивидуальное задание).
9й этап:
“Мир в цвете”.
Команды получают картон и набор цветной бумаги.
Каждый цвет ассоциируется с событиями, явлениями. Это выясняется в предварительной беседе с
учащимися. После чего даётся задание сделать композицию на картоне из цветной бумаги. Каждая
команда представляет свою композицию. Это задание на приз зрительских симпатий.
10й этап:
“Интеллектуальная лестница”
Какой регион мира называли в начале ХХ в. “пороховым погребом” Европы? Почему?
Автор германского плана “молниеносной войны”?
Почему военные действия в 1914г. на Западном фронте назывались “окопной войной”?
Назовите два пути развития мира после Первой мировой войны?
Как и почему называлась система послевоенного мира?
Почему экономический кризис стал мировым?
Политические последствия мирового экономического кризиса?
Почему политика Ф.Д. Рузвельта называлась “новым курсом”?
Что такое “народный фронт”?
В каких странах Европы “народный фронт” победил на выборах?
Кто автор “политики умиротворения”?
Что такое “политика умиротворения”?
Место заключения сделок по торговле ценными бумагами, валютой, крупными партиями
товаров?
Город, где была решена судьба Чехословакии?
Нетерпимость, враждебность в отношении к евреям?
Внешняя политика, ограничивающая взаимоотношения с другими странами?
Обесценивание денег?
Международная организация коммунистического движения?
Страна Африки, захваченная Италией до начала Второй мировой войны?
Чем мотивировал А. Гитлер присоединение новых территорий до 1939г.?
Вопросы предлагаются командам по порядку, до первого неверного ответа.
10й этап:
“Уроки истории”
Вместе с учащимися делаются выводы об альтернативах общественного развития стран, путях
предотвращения международных конфликтов, войн.
Подводится итог урока, оценивается работа учащихся.