Тема: Заповеди
Цель: формирование представлений о добре и зле, о библейских заповедях
Задачи:
- познакомить учащихся с библейскими заповедями;
- учить устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей;
- воспитывать толерантное отношение к ближнему;
- развивать творческое мышление, умение слушать собеседника и высказывать своё мнение.
Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:
- вспомнить по учебнику «Родная история» традиции славян;
- поговорить с родителями о семейных традициях, принести фотографии и рисунки;
- прочитать и обсудить с родителями рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»;
- подобрать пословицы о добре и зле
Оборудование урока: мультимедийный проектор; компьютер; музыкальный центр; диск с записью альбома П.И. Чайковского «Времена года»; учебное пособие; электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры» А.В. Кураева; магниты; 6 «сердечек доброты» из красной бумаги; маленькие сердечки (по количеству учащихся в классе); семейные фотографии; карточки с описанием поведенческих ситуаций.
План урока
1. Эмоциональное вхождение в урок - 1 минута
2. Актуализация знаний - 7 минут
А) Дорожка «Задумаемся»
Б) Дорожка «Народная мудрость»
3. Проблемное объяснение нового знания.
Страна «ЗАПОВЕДЕЙ» - 27 минут А) Знакомство с новым понятием (кластер).
Б) Работа с иллюстративным рядом (презентация).
В) Работа с учебником.
Г) Работа над смыслом заповедей.
4. Закрепление материала -10 минут
Дидактическая игра «Режиссер»
5. Подведение итогов - 5 минут
А) Рефлексия
Б) Домашнее задание
Ход урока
1.Эмоциональное вхождение в урок
Учитель: Здравствуйте, ребята, улыбнитесь друг другу и покажите цветной ладошкой своё настроение .
Дети показывают ладошку из картона, цвет которой передаёт их настроение.
2.Актуализация знаний
А) Дорожка «Задумаемся!».
Учитель: Ребята, я очень рада, что у вас хорошее настроение. Оно поможет нам совершить интересное путешествие в страну Заповедей.
И наша первая дорожка называется «Задумаемся!».
Послушайте историю «Завещание пчёлки», которую я прочитала в детском журнале «Зёрнышки».
Один учёный и благочестивый муж, познавший силу трав и кореньев, жил на Афонской горе.
Однажды его страну посетила страшная болезнь. Люди заболевали, многие из них умирали. Отовсюду посылали за добрым лекарем. Без устали ходил он по больным и раздавал лекарства. Когда мог захватить болезнь вовремя, то вылечивал больного. Но чаще люди посылали за ним, когда уже никакие лекарства помочь им не могли. Так неразумные люди упрекали доброго лекаря, как будто он был виноват в их беспечности.
Эти упрёки обижали лекаря, и он в душе говорил себе: «Зачем я тружусь для людей неблагодарных? Останусь я на горе. Пусть там, внизу, болеют неразумные, мне до них дела нет!» В этих думах он поднялся на гору и заметил среди камней цветок.
- Вот цветок, растёт себе на радость, красуется, ни до кого ему нет дела, - сказал лекарь и наклонился, чтобы понюхать цветок.
Смотрит: внутри цветка – мёртвая пчела. Видно, собирая пыльцу, устала она, ослабла да и прилипла к цветку.
- Боже! – воскликнул лекарь. – Прости меня за уныние и неразумие! По твоей воле набрёл я на этот цветок, чтобы простое насекомое пристыдило меня. Для кого собирала мёд эта пчела? Никто не говорил ей спасибо, напротив, всякий гнал её от себя, а она, несмотря ни на что, трудилась всю жизнь.
- Как вы думаете, как поступил лекарь?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Вы правы. Лекарь снова стал собирать травы и коренья, снова стал без устали помогать людям. Ребята, о чём вы задумались, прослушав эту историю? (1.Трудно делать добро, если его не оценят. 2. А как бы я поступил на месте лекаря? 3.Почему люди добро принимали, а отвечали на него злом?)
Б) Дорожка «Народная мудрость»
Учитель: Ребята, теперь мы идём по дорожке «Народная мудрость». Из слов «дана, Жизнь, добрые, на, дела» составьте пословицу и объясните её смысл. (Пословицу «Жизнь дана на добрые дела» я понимаю так: надо жить и стараться больше делать добрых дел, приносить пользу людям.)
Учитель: Ребята, а какие пословицы о добре и зле вы подобрали дома вместе с родителями? (Дети называют пословицы).
3. Проблемное объяснение нового знания. Страна «ЗАПОВЕДЕЙ».
А) Знакомство с новым понятием (кластер).
Учитель: Вот мы и пришли в страну «ЗАПОВЕДЕЙ». Чтобы человеку было легче разобраться в своих поступках, в своём поведении, понять, где добро, а где зло, в православии существуют заповеди. А как вы понимаете значение этого слова?
Учитель: Прочитайте, как значение этого слова объяснил С.И.Ожегов в толковом словаре. (Ученики знакомятся со значением слова «заповеди» на первом слайде презентации). Один из учеников читает вслух:
Заповедь - правило, положение, служащее указанием для кого-нибудь, чего-нибудь.
Заповедь – религиозное предписание, составляющее моральную норму человечества.
Б) Работа с иллюстративным рядом (презентация).
Ученик в роли учителя: в Библии говорится, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей (2 слайд) и его народ пришли к горе Синай (3 слайд). Моисей взошёл на гору, и там Господь разговаривал с ним. На утро третьего дня густое облако покрыло вершину горы Синай, гремел гром, сверкали молнии, гора дымилась и тряслась (4 слайд). Народ у подножия горы дрожал от страха. И тут появился Моисей. В руках он держал небольшие каменные плиты – скрижали. Моисей вынес их из огня к народу (5 слайд). На плитах Бог начертал заповеди для народа. (Дети слушают рассказ подготовленного заранее ученика об истории появления заповедей, сопровождаемый показом презентации).
В) Работа с учебником.
Учитель: А сейчас откройте учебники и, работая в паре, рассмотрите иллюстрации на с. 41, сравните их с теми, которые видели в презентации. (Дети, работая в парах, рассматривают иллюстрации, обмениваются впечатлениями)
Учитель: Ребята, а сейчас мы познакомимся с заповедями и попытаемся понять их смысл. Прочитайте текст статьи, используя при чтении маркировку текста. (Ученики про себя читают текст и, используя технологию маркировки текста, карандашом на полях ставят знаки: «+» - знаю, «-» - думал иначе, «н» - новое, «?» - есть вопрос).
Учитель: Ребята, какие вопросы у вас возникли? Что узнали нового? (1.Узнал, что Бог дал Моисею 10 заповедей, мама называла меньше. 2. Узнала, что заповеди касались не только отношений людей между собой, но и отношений человека с Богом. 3.Поняла, что правильно себя вести, как учат родители и учителя,- это значит соблюдать заповеди.)
Учитель: Какая заповедь была нарушена в рассказе Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», который вы читали вместе с родителями дома? («Почитай отца своего и матерь твою»).
Учитель: Ребята, а как вы почитаете своих родителей, что советует ваше любящее сердце? (Стараемся слушаться, помогать, заботиться о них, быть внимательными, не огорчать родителей, не говорить о них плохо другим людям)
Учитель: О каких заповедях вы ещё узнали? Назовите их, и мы попробуем понять их смысл. (Дети называют заповеди, учитель фиксирует их на доске)
Учитель: Вот какие жители живут в стране ЗАПОВЕДЕЙ.
Г) Работа над смыслом заповедей.
Учитель: Ребята, а сейчас разделимся на группы. Каждой группе я дарю вот такое красивое сердечко. Напишите на нём, как советует поступать любящее сердце, чтобы соблюдались заповеди. (Звучит тихая музыка).
Каждая группа выбирает себе заповедь и формулирует поведение для её соблюдения. Потом дети прикрепляют сердечко к ЗАПОВЕДИ на доске, один из мини-группы поясняет смысл заповеди. («Почитай отца твоего и мать твою». Эта заповедь учит нас любить, уважать своих родителей и старших. Надо слушаться их, помогать им, беречь их, ухаживать, если они больны. Нельзя грубить родителям.
«Не убивай!» Нельзя вредить жизни и здоровью других людей. Не деритесь, не обижайте, не ругайте никого. Берегите и своё здоровье. Помогайте всем, кому нужна помощь.
«Не прелюбодействуй, будь верным». Надо быть чистым в мыслях и желаниях, быть верным в дружбе и любви с людьми. Не предавай людей.
«Не кради». Никогда не бери ничего чужого, даже если это маленькая вещь. Не отнимай ничего у других, не выпрашивай.
«Не лги». Заповедь учит говорить правду, не врать, не осуждать других. Не жалуйся понапрасну, не ябедничай. Если сделал что-то плохо – не скрывай, признайся и попроси прощения.
«Не завидуй». Не желайте иметь то, что есть у других. Будьте довольны тем, что есть у вас).
Учитель: Вот такие законы – заповеди – дал людям Бог. Люди узнали, что верить в Бога – это не только знать, что Он есть, но и стараться быть такими, какими Он хочет нас видеть: добрыми, верными, любящими, честными.
Учитель: Ребята, любой народ подчиняется правилам, которые передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. На уроках истории мы говорили об обычаях славян. Какие обычаи восточных славян перекликаются с Божьими заповедями? (Почтительное отношение к родителям, гостеприимство)
Учитель: Ребята, а какие традиции сложились в вашей семье? (Дети рассказывают о семейных традициях, сопровождая свой рассказ показом фотографий).
Учитель: Ребята, а как вы думаете, следование традициям помогает или мешает человеку жить? (Да, традиции, передаваемые из поколения в поколение, укрепляют семьи, прививают нравственные нормы поведения)
4.Закрепление материала
Дидактическая игра «Режиссёр».
Учитель: Ребята, сейчас мы будем режиссёрами, актёрами и зрителями. Кто из вас хочет попробовать свои силы в роли режиссёра? (желающие выходят к доске). Вам нужно разыграть предложенную ситуацию и придумать её продолжение, помня о заповедях. Возьмите себе в помощники ребят – актёров.
Дети – режиссёры выбирают карточки с ситуацией:
1. Коля случайно сломал пульт от телевизора, очень испугался, что если признается, его накажут…
2. Маша вышла с урока в коридор и на полу увидела сотовый телефон. Ей давно такой хотелось…
3. У Миши новая машинка. Он очень рад, возит её по полу, гудит. Пришла с работы мама, попила чай и прилегла на диван…
«Режиссёры» берут в помощники детей, готовятся проиграть поведенческую ситуацию.
Учитель: А мы с вами будем зрителями. Пока режиссёры и актёры готовятся, вы поработайте с тренажёром на компьютерах. (Ученики, работая в паре, закрепляют полученные на уроке знания, выполняют задания электронного образовательного ресурса).
Учитель: А теперь посмотрим, что получилось у наших режиссёров. Назовите заповеди, которые отразили ребята в своих выступлениях. (Зрители смотрят мини-сценки, обсуждают продолжение, называют заповеди).
Учитель: Молодцы, ребята! Спасибо.
5. Подведение итогов.
А) Рефлексия. Приём «Секрет на ушко»
Учитель: Ребята, а вы любите секреты? Я тоже. И мне хочется с вами посекретничать. Давайте подумаем, а всегда ли мы соблюдаем заповеди? Подумайте и скажите мне на ушко, все ли заповеди вы соблюдаете? (Дети на ушко учителю шепчут ответ).
Учитель: Спасибо за то, что вы были честными и доверили мне свой секрет. Я никому не скажу о нём. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы очень постараетесь запомнить заповеди и сверять с ними своё поведение.
Б) Домашнее задание.
Учитель: Ребята, дома расскажите родителям о нашем уроке, вместе с родителями ответите на вопросы из учебника на с. 41. и выполните задания по выбору:
1.Составить толковый словарик в виде книжки-малышки «ЗАПОВЕДИ», посвятив каждую страничку одной заповеди и объяснив её смысл.
2.Сочинить истории из жизни детей, отражающие выполнение заповедей.
3.Подобрать и принести рисунки, отражающие отношение людей друг к другу.
А у меня ещё остались «сердечки доброты», правда, они пока маленькие. Я хочу поделиться ими с вами. Нарисуйте на них улыбку, если вам понравился наш урок.
Спасибо за активную работу. Урок окончен.
Литература
1. Арапович Б., Маттелмяки В. Библия для детей: Библейские рассказы с иллюстрациями. – Институт перевода Библии, Москва – Стокгольм, 2000.
2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2011.
3. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
4.Максимова С.А., Романовский В.К, Тивикова С.К. Основы религиозных культур и светской этики: сборник учебно-методических материалов. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.
5. Харитонова О.К. Основы православной культуры в первом классе: Книга для учителя. - М.: Издательский дом «Покров», 2002.
6. Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 3 (4) годы обучения.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006.
7. Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников: Диагностические методики: методическое пособие для учителей начальных классов. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.
8. Яшина Н.Ю., Тимошина Е.Н. Уроки для души: Духовно-нравственное воспитание младших школьников: методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.
9. Зёрнышки. Добрые истории для малых ребят. Вып.8 – Рязань: Зёрна–Слово, 2011.
10. Помните, дети, пятую заповедь. Печатается по изданию: «Троицкий подарок для русских детей», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1906.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.