Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"
Оценка 4.7

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русская литература
4 кл
15.05.2018
Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"
Цель урока: - Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Р.Гамзатова. - Показать влияние народного творчества на будущее поэта. - Ввести в мир гамзатовских произведений, развивать речь и воображение учащихся. Задачи урока: - расширение знаний по творчеству Р.Гамзатова; - развитие мыслительной деятельности; - воспитание любви к искусству: литературе, музыке, кино.
защита проектов по творчеству Гамзатова.doc
Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Защита проектов по творчеству Р. Гамзатова Цель  урока:    ­ Познакомить  учащихся   с жизнью и творчеством  Р.Гамзатова.    ­ Показать  влияние  народного  творчества   на  будущее  поэта.  ­ Ввести  в  мир  гамзатовских произведений,  развивать  речь  и  воображение  учащихся. Задачи  урока: ­ расширение  знаний  по  творчеству  Р.Гамзатова; ­ развитие  мыслительной  деятельности; ­ воспитание  любви  к  искусству: литературе, музыке, кино. Оборудование:  иллюстрации, мультимедиа Ход урока: I. Орг.момент. Выступление 2 классников на барабанах Учитель: Сегодня   мы   проведём   необычное мероприятие,   используя        проектную   деятельность  по  творчеству  Р.Гамзатова.  ­ В сентябре текущего года весь просвещенный мир  отмечал 90­летие со дня рождения Р. Гамзатова.  Именно весь  мир,  это  не  преувеличение, ибо он  один  из  немногих,  кому в Италии на Международном форуме интеллектуалов был присвоен титул «Поэт планеты». Этот год объявлен годом Расула Гамзатова.              Великий, первый, одаренный... Вам чужды лестные слова От них склонилась бы смущенно Седая ваша голова. Души влюбленной пламя страсти Стихов прекрасных чистый свет Залили наши горы счастьем И подарили нам рассвет Агалар Джафаров II. Объяснение    этапов  урока. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Учащиеся  были  поделены  на   проектные  группы,  каждая  из которых  выбрала  свою  тему   исследовательской   работы.    Проектные     группы   определились   следующим образом: ­ краеведы ­  биографы ­  литературоведы ­  музыковеды ­ творческого  мастерства Каждая проектная группа  готова представить  результаты  своего  труда. III.Краеведы: Презентация­реклама о Дагестане (с орлом) ­ Дагестан ­ это страна гор и загадок. Этот таинственный край издревле славился своим гостеприимством, богатством обычаев, необыкновенной красотой горных пейзажей. ­ Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем   замечательных   мастеров.   Здесь   издавна   получили   широкое   и   повсеместное развитие самые различные виды ремёсел — художественная обработка металла, резьба по камню   и   дереву,   гончарное   производство,   ковроткачество,   обработка   кости,   узорное вязание и золотошвейное дело.   ­ Например, аул Кубачи знаменит своими мастерами. Веками здесь вырабатывалась своя техника насечки и чеканки по драгоценным металлам.  Изделия кубачинцев  –  оружие, медная утварь  ещё в средние века вывозились в страны Ближнего Востока. Аул Балхар– гончарным искусством, Цумада – выделкой бурок из белой и черной овечьей шкуры, Цовкра – канатоходцами, а вот аул Цада – «аул поэтов», известен как родина Расула Гамзатова, как земля, которая даёт исток удивительной по силе и мощи поэзии, ставшей давно народной, любимой в стране и далеко за её пределами.  ­­ "Цада! Я брожу по твоим полям, и утренняя холодная роса омывает мои усталые ноги. Даже не в горных ручьях, а в родниках умываю я свое лицо. Говорят, если уж пить, то пить из источника. Говорят также – и мой отец это говорил, что мужчина может стать на колени только в двух случаях: чтобы напиться из родника и чтобы сорвать цветок. Ты, Цада, мой родник. Становлюсь на колени, припадаю губами и жадно пью из тебя».  ­ Я солнце пил, как люди воду,  Ступая по нагорьям лет Навстречу красному восходу, Закату красному вослед. В краю вершин крутых и гордых, Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Где у сердец особый пыл, Я звезды пил из речек горных, Из родников студеных пил. Из голубой небесной чаши В зеленых чащах и лугах Я жадно воздух пил сладчайший, Настоянный на облаках… «…Цада…   Семьдесят   теплых   очагов,   семьдесят   голубых   дымков,   поднимающихся   в чистое высокогорное   небо. Белые сакли на чёрной земле. Перед аулом, перед белыми саклями – зеленые полоски поля. Серые утесы столпились над нашим аулом, словно дети, собравшиеся на плоской кровле, чтобы смотреть на свадебный двор…» Здесь у нас такие горы синие  И такие золотые нивы!  Если б все края их цвет восприняли,  Стала бы земля еще красивей.  Есть обычаи новые и дедовы  У людей земли моей весенней.  Если б мир обычьям этим следовал, Стал бы он гораздо совершенней. Стихотворение «Дагестан» (Когда я…) в исполнении Расула Гамзатова   ­ Так писать о Родине мог только Расул Гамзатов, который ею   бесконечно гордился и дорожил. Когда читаешь эти строки Расула Гамзатова,  невольно представляешь  высокие заснеженные горные вершины, парящих орлов, пасущихся на склонах гор овец, звенящую тишину   и     воздух,   переполненный   ароматами   цветов.   Какая   глубина,   мудрость   и откровение! Стихотворение 1 классницы «Разговор с мамой» III.    Биографы: Горянка: Слушайте люди! Слушайте дагестанцы! Воспеваю память Р. Гамзатова, нашего великого поэта, да будет вовеки нетленным имя его! Студентка: Кого, кого? Горянка:  Расула   Гамзатова Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Студентка: А что в нем такого особенного? С чего мы должны его помнить? Почему все о нем говорят? Горянка:   Как   ты   можешь   так   говорить?!   Ведь   Р. Гамзатов   величайший   поэт, прославивший весь Дагестан, благодаря ему,  о нас знают даже за границей! Студентка: Нет, я не знаю такого. Горянка:   Не   знать   Р. Гамзатова,  не   знать   хоть   что­либо   из   его   жизни   и  творчества просто стыдно! Студентка: (с обидой) Ну зачем ты так?! Горянка: А хочешь узнать кто такой  Расул   Гамзатов? Студентка: Конечно, хочу! Горянка: Думаю, для начала лучше вернуться в самую рань его жизни, в его  детство. Годы детства Р. Гамзатова (1923­1935)   Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923года.  Детство известного поэта началось в аварском   ауле   Цада   Хунзахского   района   Дагестана.   Это   там,   в   Цада,   охваченном кольцом высоких гор, сделал маленький Расул свои первые шаги. Здесь, таясь и робея, одиннадцатилетний Расул вывел крупные буквы своего первого стихотворения. Тут его колыбель, его первые неизгладимые впечатления бытия. Дверцы печки растворены, угли раздуты,  И кирпич закопчен, и огонь тускловат, Но гляжу я на пламень, и кажется, будто  Это вовсе не угли, а звезды горят. Звезды детства горят, звезды  неба родного. Я сижу у огня, и мерещится мне,  Будто сказка отца вдруг послышалась снова, Песня матери снова звенит в тишине. Полночь. Гаснет огонь. Затворяю я дверцу —  Нет ни дыма, ни пламени, нет никого.  Что ж осталось? Тепло, подступившее к сердцу,  Песня матери, сказка отца моего.  КОГДА Я РОДИЛСЯ Ягненком, угодившим в волчьи зубы, Аул, в горaх зaжaтый, смотрит вниз, Кaк хрупкое гнездо нa скaлaх грубых, Нaд пропaстью мой дом родной повис. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Вот здесь мне было суждено родиться. Был сделaн знaк нa косяке дверей. И тaк открылaсь первaя стрaницa, Стрaницa биогрaфии моей. ­   Фамилия   Цадаса   является   псевдонимом     отца   Расула   Гамзатова   и   происходит   от названия аула Цада.  Чтение отрывка из книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан»: Автор: Отец был примером во всем для  Расула. В своей книге «Мой Дагестан»  Расул  описывает один случай: « Однажды в детстве отец сильно наказал меня, ­ пишет  Расул , ­ побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко». Утром он вышел как­будто в школу, а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда   деньги   закончились   ,   он   стал   думать   ,   где   бы   достать   еще.   Когда   играешь   в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь. Он стал просить взаймы у мальчишек, с которыми играл, но никто не захотел ему дать. Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшему , проиграешь и сам. Тогда он придумал выход. Стал обходить все дома в ауле и говорил:  Расул : Завтра в аул приезжают пехлеваны и мне поручили собрать для них деньги.  Автор:  Но  и этих  несчастных  денег  не  хватило   надолго. К  тому  же  во   время  игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались насквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым  Расул  наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним в дом, чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом , когда его за ухо вели домой, о его похождениях было известно все. И вот  Расул  предстал перед судом отца. Отец: ­ Что это?  Расул  ­ Это колени Отец: Колени – то колени , но почему они на виду? Расскажи­ка , где ты порвал штаны?  Расул : В школе … зацепил за гвоздь… Отец: Как, как? Повтори….  Расул : За гвоздь. Отец: Где? Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы  Расул : В школе. Отец ударил его по щеке ладонью. Отец: Скажи теперь, как ты штаны порвал? Автор:  Расул  молчал. Отец ударил его второй раз.  Отец: Если сейчас же не расскажешь все как было , ударю плетью. Автор:  Расул  знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился. З дня  Расул  ходил сам не свой . На 3­ий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил: Отец: Ты знаешь, за что я тебя бил?  Расул : За то, что играл на деньги, ­ ответил  Расул . Отец: Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги . И я играл, и твои старшие братья играли.  Расул : За то, что порвал штаны? Отец: Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка , чтобы ходить все время по тропочке.  Расул : За то, что не пошел в школу. Отец: Конечно , это твоя большая ошибка , ­ сказал отец, но побил я тебя , сын, за твою ложь. Ложь ­ это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью. Автор:   Много   лет   спустя   Расул   рассказал   эту   историю   своему   другу.   «Как?   – воскликнул он, ­ ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь?»   Расул  ответил: « Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими». ­ Человек, имеющий дар слова, как правило, быстро учится чужому языку и способен оценить его красоту. С русской литературой Гамзатов был знаком с детства. Школьника Расула   отец   просил   читать   жителям   родного   аула   «Хаджи­Мурата»   Льва   Толстого. Мальчик знал наизусть басни Крылова, читал Чехова и Пушкина.  ­ Семья Гамзатова, в которой кроме Расула было еще трое мальчиков,  в 30­ые годы уже спустилась из горного аула и поселилась в городе Буйнакске, где прошла юность Расула Гамзатова. Здесь он учился вместе со своими братьями в школе, здесь впервые влюбился, здесь жила его мама. Годы учебы  ­ Начальное обучение  Р. Гамзатов   получил в Аранинской средней школе. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы ­   В   1940   году   окончил   Аварское   педагогическое   училище   в   городе   Буйнакске.   В студенчестве Расул влюбился в творчество Пушкина, Лермонтова и Некрасова, считая их непревзойденными гениями поэтического искусства.   ­   После   окончания   педагогического   училища     Расул   вернулся   в   школу,   в   которой учился, и стал в ней учителем. Потом он работал помощником режиссера Аварского государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом газеты «Большевик гор», и редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета.    ­Расул   прочел   несколько   своих   стихотворений,   переведенных   на   русский   язык, известному   лакскому   поэту   Эффенди   Капиеву   ­   тот   посоветовал   Гамзатову   ехать учиться в Москву. И через два года после этого разговора, Гамзатов приехал в Москву, чтобы сдать экзамены в Литературный институт имени Горького.    ­ Директор института Федор Гладков понимал, что Гамзатов плохо владеет русским языком, но прочитав его стихи,   зачислил Гамзатова в институт, который очень скоро открыл перед Гамзатовым неведомые тайны поэзии.  ­ В 1950 году Расул получил диплом Литературного института и, по его собственным словам,   в   Москве   научился   держать   в   руке   перо,   и   сидеть,   склонившись   над   белой бумагой, любить и ценить чувство недовольства собой.    ­ «Когда я учился в Литературном институте в Москве, ­ так же писал Гамзатов, ­ я подружился со многими русскими поэтами, тоже  студентами  института. Они начали переводить мои стихи. Переводы стали появляться в разных газетах. Благодаря русским переводам мои стихи прочитали другие народности Дагестана». С 1950 года Гамзатов являлся председателем правления Союза писателей Дагестана. В доме поэта всегда было много гостей, и каждого из них принимали радушно – от простого чабана, спустившегося из горного аула до высокопоставленных чиновников. Если за столом Гамзатова оказывались вместе люди с противоположными взглядами и разными интересами, хозяин дома всегда умел найти тему для общей беседы, и никто не чувствовал   себя   неуютно.   Вместе   с   Расулом   принимала   гостей   его   жена   Патимат, которая была для поэта не только верным другом, но талисманом и музой. У супругов родились три дочери – Зарема, Патимат и Салихат. IV. Литературоведы.  Студентка: Да…Интересно, а как люди относятся к его творчеству? Горянка: Сейчас увидишь, пойдем! Чтение стихотворения «Дагестан! Все, что люди мне дали…» Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы ­Расул Гамзатов обрел звонкую лиру поэта, наследуя  богатые  самобытные поэтические традиции и родного аварского и всех братских народов  Дагестана. Преподаватель: В Индии считается, что змеи Первыми на землю приползли Горцы верят, что орлы древнее Прочих обитателей земли.   Я же склонен думать, что вначале Появились люди и поздней Многие из них орлами стали, А иные превратились в змей.   –«Люблю писать о жизни, о людях кем бы ни не были: орлами или змеями»­говорил  Расул   Гамзатов . Сам же  Расул  был настоящим горским орлом, высокого полета.   Преподаватель:  Расул   Гамзатов  – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим. Преподаватель:  Творчество   Расула    Гамзатова   вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа  Преподаватель:  Стихи   и   проза   поэта   пронизаны   чувством   высокого   патриотизма, глубокой   ответственности   за   будущее   Дагестана   и   России.   В   самые   ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом. Преподаватель: Мы все умрем, людей бессмертных нет.  И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след, Дом иль тропинку, дерево иль слово. ­ Если судить о жизни по оставленному следу, то  Расул   Гамзатов  достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили, помнят и должны помнить. Звёзды Звёзды ночи, звёзды ночи В мой заглядывают стих, Словно очи, словно очи Тех, кого уж нет в живых. Слышу, с временем не сорясь, В  час  полночной тишины: «Будь как совесть, будь как совесть Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Не вернувшихся с войны!» Горец, верный Дагестану, Я избрал нелегкий путь. Может, стану, может, стану Сам звездой когда­нибудь. По­ земному беспокоясь, Загляну я в чей­то стих, Словно совесть, словно совесть Современников моих. ­ Гамзатов один из лучших переводчиков и комментаторов   Пушкина, и сам он ­ поэт пушкинского  склада,    воспевший  родной  очаг, родные  горы,  добрососедство,  любовь и  дружбу  людей.  Своими  чудесными стихами заставил земляков  петь  песни  о  любви и  молодежи,  о  родине  и мужестве. ­ В 1943 году вышел первый сборник стихов Расула Гамзатова «Горячая любовь и жгучая ненависть»   на   аварском   языке.   А   в   стихах   военных   лет   Гамзатов   воспевал   героизм советских людей. Особым толчком к этой теме в его творчестве послужило то, что во время боев Великой Отечественной войны погибли двое его старших братьев. ­В 1947 году вышла первая книга стихов Расула Гамзатова на русском языке. С тех пор на аварском и русском языках, и на многих других языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг.  «Поэзия без родной земли, без родной почвы — это птица без гнезда», — говорил сам Расул Гамзатов. ­ За выдающиеся достижения в области литературы Расул Гамзатов отмечен многими почетными званиями и премиями. Расул Гамзатов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР, заместителем Председателя Верховного Совета ДАССР,   депутатом   и   членом   Президиума   Верховного   Совета   СССР.   Несколько десятилетий он был делегатом писательских съездов Дагестана, РСФСР и СССР, членом Комитета   по   Ленинской   и   Государственной   премиям   СССР,   членом   правления Советского  комитета  защиты  мира, заместителем   председателя  Советского  комитета солидарности народов Азии и Африки, членом редколлегии журналов «Новый мир», «Дружба народов», газет «Литературная газета» и «Литературная Россия». Учитель:  ­ В аварском стихосложении нет рифм, и все стихи этого народа – в буквальном смысле слова песни. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Мой край огромным назови Но существуют рубежи  ­ Мой край огромным не зови,­       Меж суверенными державами! На карте он птенцом нахохлился… Но в мире есть страна любви! А с кем граничишь ты, скажи? Страна любви, где ты находишься?..Мне знать об этом не мешало    бы… Я – здесь. Я – всюду и всегда. Я в сердце – счастьем и страданием. Звездой в твоих глазах, когда Спешишь к любимой на свидание… Мне на части не дели. Запомни: будто солнце светлое, Над континентами Земли Летит любовь, границ не ведая!.. Но я родился не вчера В краю, где каждый разбирается,  Что и высокая гора На твердь земную опирается. Свой дом я защищал не раз, Оборонялся свой край пылающий.           Но неужели нужен страж Стране любви неумирающей? На что же обопрёшься ты, Мой Цадастан, страна нетленная? На крылья песни и мечты! Моя обитель – вся Вселенная… Да! Есть и у любви враги. Ты береги любовь, пожалуйста. Как драгоценность, береги От всех, кто на нее позарится. В 60—70 годах, когда мир жаждал поэтического слова,   поэзия Гамзатова совпала со временем.  На его  творческие  вечера  шли когда­то,  как  сегодня идут  на футбол.  На огромных стадионах и в необъятных Дворцах спорта яблоку негде было упасть, когда там   выступал   Расул     Гамзатов.   Это   объяснялось   необыкновенной   популярностью настоящего поэтического слова, которого тогда жаждала страна.  VI. Музыковеды Учитель:  «Строка без музыки бескрыла. Так удружи мне, удружи. И всё, что в слове сердцу мило, На музыку переложи». Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы   ­ Творчество Р. Гамзатова  оказалось на редкость благодатной почвой для рождения многих музыкальных произведений. Произведений  разных жанров — от песен и хоров до кантаты   и балета.   Причём   каждый,   из обращавшихся   к его   поэзии   композиторов, находил что­то своё, раскрывал новые грани его творчества. Музыковеды поведают вам об этом. Ширвани Чалаев Чалаев Ширвани Рамазанович ­ дагестанский композитор, народный артист Российской Федерации и Республики Дагестан. Родился   16   ноября   1936   года,   с.   Хосрех   Кулинского   района.   Выпускник Махачкалинского музыкального училища. В 1964 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции, а в 1968 году – аспирантуру у профессора В.Г. Фере. Дмитрий Шостакович отметил незаурядное дарование молодого композитора и рекомендовал его в аспирантуру. Потом были написаны оперы "Горцы" в Ленинграде   и   в   Махачкале,   "Джунгли"   и   «Король   Лир»   в   театре   Н.Ю.Сац.   Новые произведения, новые  творческие  успехи (Международная  премия  имени  Карл  Мария фон Вебера — 1980 год, врученная в Дрездене; звания народного артиста Дагестана и России,   и   наконец   —   звание   лауреата   Международной   академии   искусств   за «выдающийся вклад в музыку для детей и юношества» — 1995 год). ­ Главным показателем высокого признания заслуг поэта и композитора   перед своим народом и республикой явилось  взятие за основу текста Гимна Республики Дагестан стихотворения  Р.Гамзатова   «Дагестан»,   положенного   на   музыку   выдающимся композитором Ширвани  Чалаевым. (Звучит гимн Дагестана) В этой музыке отражена вся история нашего народа. Она вызывает дрожь в теле от переполняющих чувств гордости за свой народ и свою республику! В настоящее время. Ш.Чалаев живет и работает в Москве. Ян Френкель     года (по другим источникам ­ в 1925 году[2]) в ­   Ян Френкель родился  21 ноября  1920   Киеве.   Настоящее   имя   Френкеля   Ян­Томпа   ­­   так   его   назвали   в   честь   известного эстонского революционера. Когда Яну исполнилось четыре года, отец решил учить его игре на скрипке.   ­   Услышав   игру   Яна   на   скрипке,   известный   музыкальный   педагог   Яков   Самойлович Магазинер пришел в такое восхищение, что по его протекции Яна приняли сразу, учтя его желание, в третий класс музыкальной киевской школы.    ­  С  началом  Великой   Отечественной   войны,  будучи   высокого   роста,  приписал   себе около 5 лет и поступил в Оренбургское зенитное училище. Играл на скрипке в оркестре Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы кинотеатра «Аврора». По окончании  училища  в  1942 году  принимал участие в боевых действиях, был тяжело ранен и после лечения с  1943 года  до конца войны служил во фронтовом театре, играя на рояле, скрипке, аккордеоне. ­ В 1969 году Френкель написал свою самую знаменитую песню "Журавли" на стихи аварского поэта Расула Гамзатова. Впервые песню исполнил смертельно больной Марк Бернес   в   редакционной   "Землянке"   газеты   "Комсомольская   правда"   в   присутствии маршала   Конева   и   других   видных   военачальников.   После   исполнения   песни   Конев подошел к Френкелю и Бернесу и со слезами на глазах сказал: "Спасибо! Как жаль, что нам отказано в праве плакать".  ­ В августе 1969 года песня "Журавли" звучала в числе четырех самых любимых песен Марка Бернеса на его похоронах вместо традиционной траурной музыки, а ровно через 20 лет она вновь зазвучала, но уже на похоронах автора музыки и в его исполнении.   В музыкальных справочных изданиях указано, что Ян Френкель был удостоен звания народного артиста СССР, а до этого он был народным артистом РСФСР и Дагестанской АССР, лауреатом Государственной премии СССР и кавалером ордена Дружбы Народов.  VII.  Группа  творческого мастерства Учитель: Песня «Журавли» родилась у  Расула  в 1965 году в городе Хиросиме в Японии.  Расул   Гамзатов   пишет,   что   увидел   в   Хиросиме   проекты   памятника   простой   японской девочки с журавликом в руках, узнав ее историю он испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги 1000 журавликов в надежде на выздоровление, но не успела, скончалась. Стихи о ней были написаны до «Журавлей» Р. Гамзатова . Последние   родились   позже.   А   потом   уже   у   памятника   японской   девочки   с   белым журавлем, он видел впечатляющее зрелище­ тысячи и тысячи женщин в белых одеждах. Дело   в  том,  что   в  трауре   в   Японии   носят   белое  одеяние,  а  не   черное,  как   у   нас  в Дагестане. Случилось так, что когда   Расул   стоял в толпе, в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая. «В этой стае  я заметил маленький промежуток. Журавли из нашей родины в Японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу». Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы И надо же такому случиться, как раз в это время   Гамзатову   вручили телеграмму из нашего посольства в Японии, в которой сообщалось о кончине его матери. Немедленно он вылетел. На всей воздушной трассе думал о журавлях, о женщинах в белых   одеждах,   о   маме,   о   двух   погибших   братьях,   о   девяносто   тысячах   погибших дагестанцев, о двадцати миллионах (даже больше) не вернувшихся с войны, о погибшей девочке из Освенцена и ее маленькой кукле, о многом думал, но мысли возвращались к белым журавлям. «Раньше мне не приходилось писать о журавлях, хотя еще в детстве с плоской крыши своей сакли, я следил за их полетом и их крики будоражили мою душу, но моими любимыми птицами были горные орлы и голуби. О них я писал без устали. Но в   этот   раз   меня   «позвали»   журавли,   я   написал   несколько   вариантов   стихов,   не предполагая , что одно из них станет песней. Музыку к стихотворению «Журавли» написал Ян Френкель. Именно к нему обратился Марк Бернес с просьбой написать музыку на эти слова. И он, солдат и музыкант, прошедший всю войну, сделал это великолепно. Он скончался,  не насладившись любимой песней сполна. Но его мелодия, обращенная к нам, осталась с  нами. Песня не умирает. Ее пели и поют. По мотивам песни сняты картины, воздвигнуты  памятники Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы И еще он думал о хиросимской девочке с бумажными журавликами. Так родилось стихотворение, которое начиналось этими строчками: Мне кажется порою, что джигиты, С кровавых не пришедшие полей, В могилах братских не были зарыты, А превратились в белых журавлей... Ян Френкель и Расул Гамзатов позже стали близкими друзьями, и Френкель много раз после этого ездил в Дагестан, бывал в Махачкале и в горных аулах, где его встречали как желанного гостя. Песня эта полюбилась миллионам – ее запели на разных   языках   мира,   потому   что   она   стала   песней­молитвой,   плачем   по   всем солдатам, «с кровавых не вернувшихся полей». (одновременно идет показ слайдов «Журавли» ) Песни, стихи, как люди, приходят и уходят. У «Журавлей» иная судьба: одних они провожают,   других   встречают.   Они   не   ищут   теплых   краев,   не   портятся   от повторения.   «Журавли»   Расула   Гамзатова   продолжают   свой   полет   и   в   третьем тысячелетии. В честь «Журавлей» воздвигнуты замечательные памятники. Их десятки: в России и на Украине, в Узбекистане и на Алтае, в прожженной солнцем Калифорнии и в горах Кавказа.  Печальный образ журавлей призывает людей доброй воли объединиться в борьбе против насилия и террора. Сегодня, как никогда, нужно, чтобы мудрые слова поэта услышали на всех параллелях и меридианах.  Учитель: ­   Ребята,   предлагаю   вам   исполнить   мечту   маленькой   хирасимской   девочки   и приготовить бумажных журавлей. Мы займемся оригами.  Смотрите и повторяйте за мной.  Раньше Дни Белых Журавлей отмечали 22 октября.  После смерти Великого Расула дату праздника приурочили ко дню его рождения и отмечают теперь в первой половине сентября. С 2011 года Дни Белых Журавлей получили официальную эгиду ЮНЕСКО и официальное международное признание, чего так хотел и добивался сам Расул Гамзатов.  Расул Гамзатович говорил, что принял решение завещать, чтобы его похоронили в Махачкале,   потому   что   судьба   так   распорядилась,   что   в   родном   ауле   Цада   не похоронен   Цадаса   ­   он   похоронен   в   Махачкале,   мать   ­   в   Буйнакске,   жена   ­   в 14 Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Махачкале, один брат ­ в Саратовской области в Балаково, второй утонул во время войны в водах Черного моря. Расул высказал пожелания и о памятнике. Он хотел бы, чтобы это был скромный камень с одним словом на нем "Расул". Ведущий 1:Память о Расуле Гамзатове увековечена в названиях организаций и улиц. Указом   Государственного   Совета   Республики   Дагестан   имя   Гамзатова   было присвоено   Буйнакскому   педагогическому   колледжу   и   Дагестанской республиканской библиотеке. Также была учреждена премия и стипендия имени Расула Гамзатова за создание наиболее талантливых произведений в области поэзии. В   столице   Дагестана,   городе   Махачкале,   центральный   проспект   Ленина   после смерти Гамзатова был переименован в проспект Р. Гамзатова. (звучит песня «Журавли» на аварском языке в исполнении Муи Гасановой) Но больше всего  поражают   слова Расула, выражающие основное содержание его завещания  дагестанцам.  Привожу  дословно:  "Я  завещаю, чтобы  горцы  Дагестана любили свои нищие, бесплодные скалы и берегли их, как бесценное сокровище". Танец под песню Д. Гамзатовой «Мой Дагестан»   Завершающее слово кураторов XIV  Преподаватель: ­ Вот  и  заканчивается  наш  урок  по  творчеству  Р. Гамзатова.   Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив пока мы помним о нем. Надеемся,  что   каждый   из   вас   нашел   что   ­  то   новое   и   интересное. Огромное вам спасибо за активное участие, усердие, за старание.   15

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"

Защита проектов на тему "Жизнь и творчество Расула Гамзатова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018