"Защитники Отечества в произведениях русского искусства".

  • Образовательные программы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Защитники Отечества в произведениях русского искусства". Элективный курс на интеграционной основе для кадетов 9-го класса Пояснительная записка Моя работа, как и деятельность всего педагогического коллектива Тамбовского кадетского корпуса, ориентирована на реализацию методической темы кадетской школы-интерната: “Совершенствование героико-патриотического воспитания подрастающего поколения на героических традициях нашей Родины в учебной и внеклассной работе”. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом курс ориентирован на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования Российской Федерации. Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и обладает новизной для учащихся, что составляет актуальность обучения по данному курсу.
Иконка файла материала Защитники Отечества в произведениях русского искусства.doc
"Защитники Отечества в произведениях русского искусства". Элективный курс на интеграционной основе для кадетов 9-го класса Пояснительная записка Моя работа, как и деятельность всего педагогического коллектива Тамбовского кадетского корпуса,  ориентирована на реализацию методической темы кадетской школы­интерната: “Совершенствование героико­ патриотического воспитания подрастающего поколения на героических традициях нашей Родины в учебной и  внеклассной работе”. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на  основе творческой деятельности. В целом курс ориентирован на базовый компонент литературного  образования, разработанный в Министерстве образования Российской Федерации. Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и обладает новизной для  учащихся, что составляет актуальность обучения по данному курсу. При оставлении рабочих материалов курса я выстраивала систему лекционных и практических занятий таким  образом, чтобы в равной степени реализовать как узко предметные задачи, так и кадетский компонент. Цель  реализации кадетского компонента – подготовка патриота, государственно­мыслящего, готового брать на себя  ответственность за судьбу своей страны; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с  лидерской позицией; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях человека, благородного и  благопристойного мужчины, заботливого семьянина. Общеизвестно, что литература может серьезно повлиять на формирование внутреннего мира человека. Вся  система воспитательной работы на уроках направлена на то, чтобы в каждом кадете всесторонне развивать  духовные и физические способности, правильно образовывать характер, глубоко укоренить понятия  благочестие и долга и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное  значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству. Воспитательный процесс в кадетской школе­ интернате решает следующие задачи:        воспитать патриота и гражданина России; сформировать у кадетов правосознание и государственное мышление, осознанную дисциплину; подготовить воспитанников к осознанному служению обществу, государству, к успешной адаптации в  обществе, умению вступать в коммуникативные связи на отечественном и мировом уровнях; сформировать в кадетах умение объективно оценивать действительность, делать обоснованные  выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими жизненными установками; привить ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном  наследии Отечества; воспитать чувство собственного достоинства, стремления к самоутверждению, к исполнению долга,  желание достигнуть поставленных целей, к непрерывному совершенствованию; воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить ее и умение жить с ней в гармонии и мире. Ориентирован на это и предлагаемый курс. Цели и задачи курса Ученик будет знать: 1. О неоднозначном отношении авторов произведений к важным событиям русской истории, выраженном в  произведениях искусства разных жанров; 2. О нравственных ценностях разных эпох; 3. Различные способы выражения патриотической идеи. 4. Содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для изучения, а также их авторов. 5. Наиболее существенные особенности методов и стилей изученных авторов.Ученик будет уметь: На элементарном уровне анализировать предложенные фрагменты художественных текстов, т. е. ­ соединять образы, масли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в  реальности: ­ видеть тему и идею произведения; ­ выделять эпизода в тексте; ­ видеть закономерность в композиционной структуре; ­ характеризовать образ героя; ­ уловить основную эмоциональность художественного текста и динамику авторских чувств; ­ оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении; ­ различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике: на элементарном уровне  оценивать и комментировать художественный текст с точки зрения его содержания и формы; ­ пользоваться аппаратом книги, словарями литературоведческих терминов, справочниками и энциклопедиями; ­ характеризовать главных героев произведения, выявлять в каждом общее и индивидуальное, объясняя связь  героев и событий в произведениях. Ученик будет иметь опыт: 1. Публичного выступления и выразительного чтения. 2. Сопоставления произведений разных видов искусства. 3. Создания исследовательского проекта. Содержание курса Часы Темы практических занятий и лекций Виды деятельности учащихся Введение. Знакомство с  программой курса. Постановка  целей и задач. “Защитники Земли Русской:  Александр Невский” “Слово о полку Игореве” в  музыке, живописи, литературе. Слушают, конспектируют, задают вопросы. Участвуют в  планировании деятельности. Слушают, конспектируют, участвуют в дискуссии, задают  вопросы, знакомятся с выразительными возможностями  разных видов искусства, готовят сообщения Герои Отечественной войны  1812 года в жизни, истории,  литературе Слушают, конспектируют, комментируют особенности  отношения к героям в исторических документах и  литературных произведениях, готовят презентации Защита границ Отечества в  произведениях русской  литературы. Знакомятся с историческими аспектами вопроса, изучают  литературные, военные и исторические документы, учат  стихи, анализируют тексты, готовят презентации и  сообщения “Поэзия подвига” (поэты и писатели Тамбовщины о  Великой Отечественной войне) Знакомятся с краеведческим материалом, готовят  презентации, защищают рефераты и исследовательские  работы 1 1 2 1 32 2 Проявление русского  национального характера в годы Великой Отечественной войны Отражение идеи произведения “Судьба человека” в  трактовке М. Шолохова и С. Бондарчука: выполняют  сопоставительный анализ Сталинградская битва:  исторические факты и их  художественное отображение Слушают, конспектируют, задают вопросы, выступают с  сообщениями, готовят презентации, учат стихи,  анализируют прозу   Таким образом, курс рассчитан на 12 часов лекционно­семинарских занятий. Комментарии к содержанию программы Занятие 1 (1 час). Образ мужественного князя, защитника Отечества целесообразно разобрать в ходе урока­исследования по  древнерусской литературе на материале "Жития А. Невского". С этим материалом учащиеся уже знакомились,  но целью этого занятия является процесс интеграции разных видов искусства для постижения учебного  материала, попытка научить пользоваться межпредметными и надпредметными компетенциями. Основная цель  урока: сравнить образ А. Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы. Тема занятия  включает в себя возможность интеграции предметов, таких как: литература, Основы Православной Культуры,  история, живопись, архитектура и музыка. Для интенсивного использования времени на уроке данную тему  можно проработать по педагогической технологии "Метод проекта" или же дать предварительное задание  группе учащихся. Таким образом, каждый кадет может реализовать свой потенциал в этом уроке и раскрыть  свои творческие способности через работу с тем направлением искусства, которое ему ближе. Занятие 2 (1 час). Работа ориентирована на интеграцию произведений искусства, в той или иной степени использующих образы  жемчужины древнерусской литературы. “Слово о полку Игореве" ­ яркое и вечно живое явление не только  литературы древнерусской, но и новой ­ XIX–XX веков. В ходе занятия учащиеся знакомятся как образы "Слова"  использованы в стихах о России (поэзия А.Блока) и в произведениях И.Бунина. Литературные и исторические  образы в живописи (обращение к "Слову" художников Н.Рериха, В.Васнецова и В.Фаворского). "Слово" как  основа сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Объединяющей идеей всех представленных произведений  является призыв к единению русских людей ради спасения Отечества. Занятие 3 (2 часа). На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю  России. Им были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. О славе и доблести  героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей­панорама  "Бородинская битва". . Судьбы и гражданский подвиг героев 1812 года вдохновляли М.Лермонтова, Л.Толстого, М.Цветаеву и других  русских литераторов. Толстой как величайший гуманист в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу  мысль: война лишает красоты мать­землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. Трагедия “раздвоения”  России выражена в стихах М.Цветаевой. Занятие 4 (1час). Тема занятия ориентирована на кадет пограничного класса (гуманитарный профиль). В процессе работы  учащиеся знакомятся с историческими документами и художественными произведениями. Среди материалов для исследования можно использовать книги Зайцева, Вертелко. Значительно расширить круг произведений  позволит использование педагогической технологии “Метод проекта”. Занятие 5 (3 часа). Занятия с использованием краеведческого материала и произведений тамбовских писателей и поэтов,  посвященных защите Родины в годы Великой Отечественной войны.Именно любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение, становится для писателей, художников,  музыкантов предметом ярких художественных обобщений. Они по­особому близки и понятны человеку,  выросшему на этой земле. Занятие 6 (2 часа). Цель урока – определить, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой  Отечественной войны (в тылу фронта, в партизанском движении, в плену). Это попытка постичь своеобразие  русской ментальности на примере жизни человека, прошедшего испытания войной. Необходимо подвести  учащихся к мысли о значимости идейных убеждений русских людей в годы войны 1941–1945 гг. Можно  использовать фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука  “Судьба человека”. Оборудование: историческая карта “Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.”;   фильм С.Бондарчука “Судьба человека”;  отрывки из документальных видеофильмов. Занятие 7 (2 часа). Сталинградская битва ­ одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, пример несгибаемого  мужества, нечеловеческой стойкости, беспримерной любви советского человека к своей родине, своей земле.  Сталинград ­ страница истории, написанная кровью, страница, которую нельзя забыть. История героев, которым нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном долгу. Интегрированный урок, изучающий историко­литературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью  занятия служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ.  Для этого необходимо с исторической точностью охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как  коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений,  отображающих Сталинградскую битву Темы зачетных исследовательских работ (примерный перечень): 1. Батальные сцены в произведениях русской литературы: историческая и военная точность (А.С. Пушкин  “Полтава”, М.Ю. Лермонтов “Бородино”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, “Севастопольские рассказы”). 2. Образы защитников родной земли в русском фольклоре. 3. Изображение отношения к поверженному противнику в произведениях русской литературы. 4. Литература блокадного Ленинграда. 5. Защита Отечества в произведениях писателей и поэтов Тамбовщины.