"Защитники Отечества в произведениях русского искусства". Элективный курс на интеграционной основе для кадетов 9-го класса
Пояснительная записка
Моя работа, как и деятельность всего педагогического коллектива Тамбовского кадетского корпуса, ориентирована на реализацию методической темы кадетской школы-интерната: “Совершенствование героико-патриотического воспитания подрастающего поколения на героических традициях нашей Родины в учебной и внеклассной работе”.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом курс ориентирован на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования Российской Федерации.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и обладает новизной для учащихся, что составляет актуальность обучения по данному курсу.
"Защитники Отечества в произведениях русского
искусства". Элективный курс на интеграционной
основе для кадетов 9-го класса
Пояснительная записка
Моя работа, как и деятельность всего педагогического коллектива Тамбовского кадетского корпуса,
ориентирована на реализацию методической темы кадетской школыинтерната: “Совершенствование героико
патриотического воспитания подрастающего поколения на героических традициях нашей Родины в учебной и
внеклассной работе”.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на
основе творческой деятельности. В целом курс ориентирован на базовый компонент литературного
образования, разработанный в Министерстве образования Российской Федерации.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и обладает новизной для
учащихся, что составляет актуальность обучения по данному курсу.
При оставлении рабочих материалов курса я выстраивала систему лекционных и практических занятий таким
образом, чтобы в равной степени реализовать как узко предметные задачи, так и кадетский компонент. Цель
реализации кадетского компонента – подготовка патриота, государственномыслящего, готового брать на себя
ответственность за судьбу своей страны; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с
лидерской позицией; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях человека, благородного и
благопристойного мужчины, заботливого семьянина.
Общеизвестно, что литература может серьезно повлиять на формирование внутреннего мира человека. Вся
система воспитательной работы на уроках направлена на то, чтобы в каждом кадете всесторонне развивать
духовные и физические способности, правильно образовывать характер, глубоко укоренить понятия
благочестие и долга и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное
значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству. Воспитательный процесс в кадетской школе
интернате решает следующие задачи:
воспитать патриота и гражданина России;
сформировать у кадетов правосознание и государственное мышление, осознанную дисциплину;
подготовить воспитанников к осознанному служению обществу, государству, к успешной адаптации в
обществе, умению вступать в коммуникативные связи на отечественном и мировом уровнях;
сформировать в кадетах умение объективно оценивать действительность, делать обоснованные
выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими жизненными установками;
привить ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном
наследии Отечества;
воспитать чувство собственного достоинства, стремления к самоутверждению, к исполнению долга,
желание достигнуть поставленных целей, к непрерывному совершенствованию;
воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить ее и умение жить с ней в гармонии и
мире.
Ориентирован на это и предлагаемый курс.
Цели и задачи курса
Ученик будет знать:
1. О неоднозначном отношении авторов произведений к важным событиям русской истории, выраженном в
произведениях искусства разных жанров;
2. О нравственных ценностях разных эпох;
3. Различные способы выражения патриотической идеи.
4. Содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для изучения, а также их авторов.
5. Наиболее существенные особенности методов и стилей изученных авторов.Ученик будет уметь:
На элементарном уровне анализировать предложенные фрагменты художественных текстов, т. е.
соединять образы, масли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в
реальности:
видеть тему и идею произведения;
выделять эпизода в тексте;
видеть закономерность в композиционной структуре;
характеризовать образ героя;
уловить основную эмоциональность художественного текста и динамику авторских чувств;
оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;
различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике: на элементарном уровне
оценивать и комментировать художественный текст с точки зрения его содержания и формы;
пользоваться аппаратом книги, словарями литературоведческих терминов, справочниками и энциклопедиями;
характеризовать главных героев произведения, выявлять в каждом общее и индивидуальное, объясняя связь
героев и событий в произведениях.
Ученик будет иметь опыт:
1. Публичного выступления и выразительного чтения.
2. Сопоставления произведений разных видов искусства.
3. Создания исследовательского проекта.
Содержание курса
Часы Темы практических занятий и
лекций
Виды деятельности учащихся
Введение. Знакомство с
программой курса. Постановка
целей и задач.
“Защитники Земли Русской:
Александр Невский”
“Слово о полку Игореве” в
музыке, живописи, литературе.
Слушают, конспектируют, задают вопросы. Участвуют в
планировании деятельности.
Слушают, конспектируют, участвуют в дискуссии, задают
вопросы, знакомятся с выразительными возможностями
разных видов искусства, готовят сообщения
Герои Отечественной войны
1812 года в жизни, истории,
литературе
Слушают, конспектируют, комментируют особенности
отношения к героям в исторических документах и
литературных произведениях, готовят презентации
Защита границ Отечества в
произведениях русской
литературы.
Знакомятся с историческими аспектами вопроса, изучают
литературные, военные и исторические документы, учат
стихи, анализируют тексты, готовят презентации и
сообщения
“Поэзия подвига”
(поэты и писатели Тамбовщины о
Великой Отечественной войне)
Знакомятся с краеведческим материалом, готовят
презентации, защищают рефераты и исследовательские
работы
1
1
2
1
32
2
Проявление русского
национального характера в годы
Великой Отечественной войны
Отражение идеи произведения “Судьба человека” в
трактовке М. Шолохова и С. Бондарчука: выполняют
сопоставительный анализ
Сталинградская битва:
исторические факты и их
художественное отображение
Слушают, конспектируют, задают вопросы, выступают с
сообщениями, готовят презентации, учат стихи,
анализируют прозу
Таким образом, курс рассчитан на 12 часов лекционносеминарских занятий.
Комментарии к содержанию программы
Занятие 1 (1 час).
Образ мужественного князя, защитника Отечества целесообразно разобрать в ходе урокаисследования по
древнерусской литературе на материале "Жития А. Невского". С этим материалом учащиеся уже знакомились,
но целью этого занятия является процесс интеграции разных видов искусства для постижения учебного
материала, попытка научить пользоваться межпредметными и надпредметными компетенциями. Основная цель
урока: сравнить образ А. Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы. Тема занятия
включает в себя возможность интеграции предметов, таких как: литература, Основы Православной Культуры,
история, живопись, архитектура и музыка. Для интенсивного использования времени на уроке данную тему
можно проработать по педагогической технологии "Метод проекта" или же дать предварительное задание
группе учащихся. Таким образом, каждый кадет может реализовать свой потенциал в этом уроке и раскрыть
свои творческие способности через работу с тем направлением искусства, которое ему ближе.
Занятие 2 (1 час).
Работа ориентирована на интеграцию произведений искусства, в той или иной степени использующих образы
жемчужины древнерусской литературы. “Слово о полку Игореве" яркое и вечно живое явление не только
литературы древнерусской, но и новой XIX–XX веков. В ходе занятия учащиеся знакомятся как образы "Слова"
использованы в стихах о России (поэзия А.Блока) и в произведениях И.Бунина. Литературные и исторические
образы в живописи (обращение к "Слову" художников Н.Рериха, В.Васнецова и В.Фаворского). "Слово" как
основа сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Объединяющей идеей всех представленных произведений
является призыв к единению русских людей ради спасения Отечества.
Занятие 3 (2 часа).
На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю
России. Им были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. О славе и доблести
героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музейпанорама
"Бородинская битва".
. Судьбы и гражданский подвиг героев 1812 года вдохновляли М.Лермонтова, Л.Толстого, М.Цветаеву и других
русских литераторов. Толстой как величайший гуманист в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу
мысль: война лишает красоты матьземлю, уничтожая её детей: и русских, и французов. Трагедия “раздвоения”
России выражена в стихах М.Цветаевой.
Занятие 4 (1час).
Тема занятия ориентирована на кадет пограничного класса (гуманитарный профиль). В процессе работы
учащиеся знакомятся с историческими документами и художественными произведениями. Среди материалов для
исследования можно использовать книги Зайцева, Вертелко. Значительно расширить круг произведений
позволит использование педагогической технологии “Метод проекта”.
Занятие 5 (3 часа).
Занятия с использованием краеведческого материала и произведений тамбовских писателей и поэтов,
посвященных защите Родины в годы Великой Отечественной войны.Именно любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение, становится для писателей, художников,
музыкантов предметом ярких художественных обобщений. Они поособому близки и понятны человеку,
выросшему на этой земле.
Занятие 6 (2 часа).
Цель урока – определить, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой
Отечественной войны (в тылу фронта, в партизанском движении, в плену). Это попытка постичь своеобразие
русской ментальности на примере жизни человека, прошедшего испытания войной. Необходимо подвести
учащихся к мысли о значимости идейных убеждений русских людей в годы войны 1941–1945 гг. Можно
использовать фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука
“Судьба человека”.
Оборудование:
историческая карта “Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.”;
фильм С.Бондарчука “Судьба человека”;
отрывки из документальных видеофильмов.
Занятие 7 (2 часа).
Сталинградская битва одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, пример несгибаемого
мужества, нечеловеческой стойкости, беспримерной любви советского человека к своей родине, своей земле.
Сталинград страница истории, написанная кровью, страница, которую нельзя забыть. История героев, которым
нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном долгу.
Интегрированный урок, изучающий историколитературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью
занятия служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ.
Для этого необходимо с исторической точностью охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как
коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского
народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений,
отображающих Сталинградскую битву
Темы зачетных исследовательских работ (примерный перечень):
1. Батальные сцены в произведениях русской литературы: историческая и военная точность (А.С. Пушкин
“Полтава”, М.Ю. Лермонтов “Бородино”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, “Севастопольские рассказы”).
2. Образы защитников родной земли в русском фольклоре.
3. Изображение отношения к поверженному противнику в произведениях русской литературы.
4. Литература блокадного Ленинграда.
5. Защита Отечества в произведениях писателей и поэтов Тамбовщины.