Здороровьесберегающие образовательные технологии на уроках русского языка.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 04.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отличительной особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов является обеспечение сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. На основе ФГОС были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых – это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.
Иконка файла материала метд. рекомендации.docx
Здороровьесберегающие образовательные технологии на уроках русского языка. Отличительной особенностью Федеральных государственных  образовательных стандартов является обеспечение сохранения и укрепления  физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как  одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и  эмоциональному развитию ребенка. На основе ФГОС были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых – это достижение того или иного образовательного результата в  обучении, воспитании, развитии.  Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и   определения   всего   процесса   преподавания   и   усвоения   знаний   с   учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и  единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия,  одной из задач достижения главной цели. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе  здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением  в деятельности педагога, работающего с детьми любого школьного возраста. Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках   учащимся   приходится   много   писать,   а   потому   учитель­словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Большое   значение   имеет   организация   урока.   Учитель   строит   урок   в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания,   чередует   виды   работ.   Так,   например,   во   время   объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы. Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания   –   необходимый   элемент   на   каждом   уроке.   Они   способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение   её   во   времени   достигается   благодаря   применению   гибкихвариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся. Различные   тестовые   задания   с   выбором   ответа,   с   открытым   ответом; задания   на   перегруппировку;   на   распознавание   ошибок,   на   поиск   ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Чтобы   не   было   перегрузки   учащихся,   необходимо   строго   соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно­тематическому планированию. Учитель   должен   стремиться   вызывать   положительное   отношение   к предмету.   Доброжелательный   и   эмоциональный   тон   педагога   –   важный момент здоровьесберегающих технологий. Учителю   необходимо   помнить,   что   рациональная     организация     урока­ самая   важная   составляющая   здоровьесберегающей   работы.   Основными гигиеническими критериями рациональной организации урока нужно считать психологический   климат,   создание   ситуации   успеха,   смену   видов деятельности   учащихся,   чередование   методов   и   приемов   обучения, эмоциональные   разрядки,   рациональное   использование   современных информационных технологий. Структурными элементами таких уроков выступают: ­приветствие ­ опрос самочувствия ­ релаксация ­ оздоровительные упражнения ­ рефлексия. Поэтому при построении своих уроков учитываю такие требования:  Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать  норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения  класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых  раздражителей). Норма видов учебной деятельности на уровне – 4­7 (опрос учащихся,  письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий,  ответы на вопросы). Однообразность урока способствует утомлению  школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у  учащихся дополнительных адаптационных условий.  Средняя продолжительность и частота чередования различных видов  учебной деятельности – 7­10 минут.  Количество видов преподавания (словесный, наглядный,  самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование  видов преподавания не позже чем через 10­15 минут.  На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые  соответствовали бы видам работы.  Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки,  минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.  Норма: на 15­20 минут урока по одной минуте из 3­х легких  упражнений с 3­4 повторениями каждого.  Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней  мотивации: стремление больше узнать, радость от   Строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.  В состав упражнений для физкультминуток я включаю:   упражнения по формированию осанки,   укреплению зрения,   укрепления мышц рук,   отдых позвоночника,  упражнения для ног,  релаксационные упражнения для мимики лица,  потягивание.  необходимо выделить ряд психолого­педагогических факторов,Влияющих на здоровье обучающихся и зависящих в большей степени от  учителя:  1. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных  разрядок;  2. Стиль педагогического общения учителя с учащимися;  3. Характер проведения опросов;  4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам  (особенно, группы риска);  5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе;  6. Соответствие используемых методик и технологий обучения  возрастным и функциональным возможностям школьников;  7. Личные, психологические особенности учителя, его характера,  эмоциональных проявлений;  8. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему  здоровью;  9. Обременение учителя собственными проблемами, его способность  психоэмоционального переключения;  10. Степень педагогической автономии и возможности инновационной  деятельности учителя;  11. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам  здоровьесберегающих образовательных технологий.      Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это поле нашей  деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно  переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего  поколения.