Здоровье и безопасность в образовании
Оценка 4.8

Здоровье и безопасность в образовании

Оценка 4.8
Семинары
docx
психологическая работа +2
Взрослым
22.01.2018
Здоровье и безопасность в образовании
Представленная методическая разработка занятия для педагогов использована в рамках проведения «Дня здоровья» в БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж» с целью формирования здоровьесберегающей среды, в частности сохранения и поддержки физического и психологического здоровья преподавателей колледжа. Разработка занятия может быть использована в практике работы с педагогами в других образовательных организациях.
Методическая разработка.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий химико­технологический колледж» Методическая разработка занятия для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Балдычева О.А.   преподаватель г. Череповец Пояснительная записка В   условиях   современного   образования   большинство   педагогов   нуждаются   в психологической поддержке.  Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, большой объем   учебно­планирующей   документации,   внедрение   современных   образовательных технологий в учебный процесс, открытые занятия, участие в конкурсах и другие аспекты преподавательской деятельности способствуют появлению ряда стрессогенных факторов, что предполагает   необходимость   ведения   работы   по  сохранению   психического   здоровья педагогов.  Представленная   методическая   разработка   предназначена   для   освоения   педагогами приемов   и   методов   самовосстановления   и   оказания   помощи   себе   и   коллегам,   что   будет способствовать сохранению психического здоровья педагогов,  и повысит эффективность их труда.  Эмоционально   уравновешенный   педагог  уверен   в  себе,   доброжелателен  в  общении   и творчески   справляется   со   всеми   задачами,   которые   ставит   перед   ним   педагогическая деятельность. Категория участников – педагогические работники образовательных организаций. Проанализировав    традиционные   формы   работы   с   педагогами,   и   учитывая,   что современные   педагоги   предпочитают   свободу   выбора,   возможность   самостоятельного творчества   и   поиска,   мероприятие   ориентировано   на  коллективную   форму   теоретической подготовки и реализацию её в практической деятельности через организацию сотрудничества всех   членов   педагогического   коллектива.  Данный   принцип   определил   форму   проведения мероприятия в  виде семинара­практикума.  Продолжительность занятия – 40 минут. 2 Цель занятия: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Содержание  Задачи:  − определить отношение педагогов к профессии, проанализировать проявление в коллективе признаков эмоционального выгорания;  − познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание и  приемами саморегуляции психоэмоционального состояния; − способствовать   повышению   уровня   сплоченности   педагогического   коллектива, формированию в коллективе благоприятного психологического микроклимата, сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;  Материалы и оборудование: − ПК, мультимедийный проектор; − Презентация в программе Power Point; − Бумага, ручки для участников; − Мелодии для релаксации; − Апельсин; − Сигнальные карты красного и синего цвета; − Памятки; − Дартс.  План: 1. Организационный момент. Введение. Актуальность проблемы. 2. «Мозговой штурм»: анализ наличия признаков эмоционального выгорания у педагогов.  3. Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. 4.   Знакомство   с   методами   быстрого   снятия   эмоционального   и   физического   напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.  3 5. Завершающий этап.  6. Рефлексия.  Ход занятия 1.   Добрый   день,   уважаемые   коллеги!   Тема   нашего   занятия   сегодня:   «Профилактика эмоционального выгорания педагогов». У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев   кривые   ноги.   Нечто   подобное   происходит   и   с   педагогами.   Мы   работаем   в  сфере "человек­человек"   и  относимся   к   числу   тех   профессий,   представители   которых   наиболее склонны к эмоциональному выгоранию.  В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.   Современный   мир   диктует   свои   правила:   выросли   требования   со   стороны работодателя,   родителей   к   личности   педагога,   его   роли   в   образовательном   процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход   к   работе,   новаторство,   проектная   деятельность,   современные   педагогические технологии.   Такая   ситуация   достаточно   быстро   приводит   к   эмоциональному   истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».  Ход нашей встречи сегодня во многом будет зависеть от Вашей активности.  Предлагаю всем активно поработать, внимательно слушать друг друга и участвовать в предлагаемых упражнениях.  2.  Итак, мы начинаем Задание 1. Передавайте, пожалуйста, этот сочный, вкусный, ярко­оранжевый апельсин друг другу, при этом называйте, какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа». В   целом,   на   первый   взгляд,   слово   работа   не   вызывает   ни   у   кого   отрицательных ассоциаций.   Задание 2. Ответьте на вопросы (внимание на экран) и сосчитайте каждый индивидуально количество положительных ответов.  1 Когда   в   воскресенье   я   вспоминаю   о   том,   что   завтра   снова   идти   на работу, настроение у  меня моментально портится.  2  Если бы у меня была возможность уйти в отпуск, я сделал (а) бы это без Да Да Нет Нет 4 промедления.  3  Коллеги по работе раздражают меня, невозможно терпеть их одни и те же разговоры.  4  То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия студенты и их родители.  5  На протяжении последних трех месяцев я стремлюсь быть незаметным в коллективе,   отказываюсь   от   участия   в   различных   конкурсах   и конференциях, от прохождения курсов повышения квалификации.  6  Некоторые   коллеги   и   студенты   ассоциируются   у   меня   с   обидными прозвищами, которые я использую мысленно.  7  Все   чаще   мне   совершенно   не   хочется   видеть   коллег   и   заполнять отчетную документацию. 8  Часто   на   работе   у   меня   подавленное   настроение   и   повышенная раздражительность.  9  Иногда я сомневаюсь в полезности своей работы и боюсь разочарования профессией. 10 В последнее время мне свойственны   быстрая усталость и физическая утомляемость, головные боли и нарушения сна. Да Да Да Да Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Индивидуально для себя сделайте вывод: чем   больше положительных ответов, тем Вы более склонны к эмоциональному выгоранию, и тем ярче у Вас проявляются его признаки. Есть   ли   в   коллективе   педагоги   близкие   к   состоянию   эмоционального   выгорания??? (ответы педагогов) 3. Познакомимся с понятием «Эмоциональное выгорание»  Термин  "эмоциональное   выгорание"  введен   американским   психиатром   Х.   Дж. Фрейденбергом в 1974 году.  «Эмоциональное  выгорание  ­ это выработанный личностью  механизм  психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [4].  Согласно современным данным, под "эмоциональным выгоранием" понимается состояние физического и эмоционального  истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.  Как выражается синдром эмоционального выгорания?  Перечислим   ряд   признаков,   характерных   для   эмоционального   выгорания,   а   Вы прислушайтесь к себе – может быть, что­то подобное происходит и с Вами?! 5 Н.А.   Аминов   (кандидат   психологических   наук,   старший   научных   сотрудник Психологического института РАО, г. Москва) приводит перечень основных признаков этого синдрома [1]:  − чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;  − пренебрежение исполнением своих обязанностей; − повышенная раздражительность; − усиление пассивности (цинизм, пессимизм, апатия); − эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и студентам; − ощущение,   что   работа   становится   все   тяжелее   и   тяжелее,   а   выполнять   ее   —   все труднее и труднее; − Вы постоянно, берете работу домой, но дома ее не делаете; − уменьшение аппетита или переедание; − бессонница; − увеличение   приема   психостимуляторов   (табак,   кофе,   алкоголь,   лекарственные препараты).  Откуда берется профессиональное выгорание?  Происходит   накапливание   отрицательных   эмоций.   Работая   со   студентами   (и   их родителями),   мы   находится   в   таких   условиях,   когда   проблемы,   небольшие   волнения, огорчения есть всегда, но эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, понимающими, этичными, тактичными и т.д. Негатив накапливается   и   истощает   эмоционально­энергетические   ресурсы.   В   результате   работать становится  труднее. Мы стараемся защититься, не работать наполную, но такая работа и самому педагогу не в радость, и для студентов она не полезна, и коллегам с таким человеком общаться трудно.   Профессия   педагога   ­   работа   сердца   и   нервов!  (требует   ежедневного,   ежечасного расходования душевных сил и энергии). Состояние эмоционального выгорания описывают как "запах горящей психологической проводки".  У людей заметно снижается: − энтузиазм в работе;  − пропадает блеск в глазах;  − нарастает негативизм и усталость. Происходит «психоэнергетическая опустошенность» человека. 6 Бывает,   что   по   этой   причине   у   талантливого   педагога   возникает   чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере. Иногда такие люди меняют профессию.  4.    Серия упражнений для профилактики эмоционального выгорания Предлагаем   Вашему   вниманию   серию   упражнений   и   способов   управления   своим психоэмоциональным состоянием.  Упражнение «Муха»  Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.  Сядьте удобно: руки положите на колени, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача:   не   открывая   глаз,   согнать   назойливое   насекомое  (упражнение   выполняется   при звуковом сопровождении).  Упражнение «Лимон»  Снять нервно­психическое напряжение позволяет умение снимать мышечное напряжение. Что   бы   достичь   максимального   расслабления   нужно   максимально   сильно   напрячься. Выполним упражнение «Лимон». Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.  Сядьте   удобно:   руки   положите   на   стол   (ладонями   вверх),   глаза   закрыты.   Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои  ощущения.   Затем  выполните   упражнение   одновременно  двумя  руками.   Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.  Упражнение «Дыхание»  «Если Вы взволнованы, дышите глубже!» Когда Вы испытываете эмоциональный дискомфорт, понаблюдайте, как Вы дышите. При повышенном беспокойстве, нервозности или раздражительности дыхание должно состоять из трёх фаз: вдох – пауза – выдох. Начнем с 5 секунд! Упражнение «Звуковая гимнастика»  Цель: знакомство со звуковой гимнастикой.  Задание:   сначала   сделаем   глубокий   вдох   носом,   а   на   выдохе   громко   и   энергично произнесем звук.  Пропеваем следующие звуки в течение 3­5 сек.:  7 А — воздействует благотворно на весь организм;  Е — воздействует на щитовидную железу;  И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;  О — воздействует на сердце, легкие;  У — воздействует на органы, расположенные в области живота;  Я — воздействует на работу всего организма;  ХА — помогает повысить настроение.  Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль [3]. Помните, тот, кто много смеётся, долго живёт!  Снять стресс помогают не только смех, но и слёзы.  Большинство   людей   признаются,   что   после   слез,   они   чувствуют   себя   лучше.   Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!  Упражнение «Порядковый счет»  Упражнение на сплочение коллектива, формирование доверия. Это упражнение  помогает установить зрительный контакт  со всеми участниками.  Все садятся в круг, один человек говорит «один» и смотри на любого участника занятия, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого участника и т.д. Упражнение «Улыбка»  Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на Вашем лице обязательно должна быть улыбка.  Если Вам удастся удержать ее 3­5 минут, Вы сразу почувствуете, что успокоились, а Ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Улыбаясь, мы изменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло. Давайте улыбнемся друг другу! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 секунд. 5. Заключительная часть Педагогам предлагаются памятки по профилактике эмоционального выгорания. Памятка 1. Не   скрывайте   свои   чувства.   Проявляйте   эмоции   и   обсуждайте   проблемы   вместе   с коллегами, близкими.  8 2. Научитесь быстро «сбрасывать» негативные эмоции. Как это можно сделать в условиях работы в ОУ: −  встать и пройтись по кабинету, учебному корпусу; −  написать или нарисовать что­то на доске и быстро стереть; −  написать или нарисовать что­то на листе бумаги, смять лист и выбросить. 3. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. 4. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. 5. Проще относитесь к конфликтам на работе. 6. Не пытаться быть лучшим всегда и во всем. 7. Постарайтесь   соблюдать   благоприятный   распорядок   Вашей   жизни,   насколько   это возможно.  8. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т.к. вода является мощным энергетическим проводником. 9. Выделяйте   достаточное   время   для   сна   и   отдыха.   Лучшим   способом   восстановления являются Ваши увлечения, любимые занятия, хобби. 10. Естественные приемы регуляции организма: − смех, улыбка, юмор;  − длительный сон; − вкусная еда; − общение с природой и животными; − массаж; − танцы, музыка; − рассматривание фотографий и других, приятных или дорогих Вам вещей. Природа   человека   такова,   что   он   стремится   к   комфорту   и   устранению   неприятных ощущений. Наверняка Вы интуитивно используете многие из перечисленных приемов.  А закончить нашу встречу мне хотелось бы притчей.  Притча о колодце Однажды упал в колодец осел и стал громко кричать, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин и развел руками ­ ведь вытащить осла из колодца было невозможно.  Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. К тому же колодец этот уже совсем высох, и я давно хотел   вырыть   новый.   Так   почему   бы   сразу   не   убить   двух   зайцев   –   засыплю­ка   я   старый колодец, да и ослика заодно закопаю". 9 Недолго думая, он пригласил своих соседей ­ все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу понял, что к чему и начал громко кричать, но люди не обращали внимания и молча продолжали бросать в колодец землю.  Очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину ­ каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал копытами.   Через   некоторое   время,   к   всеобщему   удивлению,   ослик   оказался   наверху   и выпрыгнул из колодца!  Эту притчу я взяла не случайно. Возможно, в Вашей жизни было много неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать Вам все новые и новые. Каждый раз, когда на Вас упадет очередной  ком,  помните,  что Вы  можете  стряхнуть его  и  именно благодаря  этому  кому, подняться   немного   выше.   Таким   образом,   Вы   постепенно   сможете   выбраться   из   самого глубокого колодца.  6. Подведение итогов занятия Участники обмениваются впечатлениями и мнениями.  Благодарю Вас за внимание и участие! Спасибо за работу! Желаю Вам успехов! Радости и здоровья!  Обратная связь «Мишень» Поставьте, пожалуйста, метки на мишени, насколько Вы, оцениваете наше занятие.  Список литературы 1.   Аминов   Н.А.   Психофизиологические   и   психологические   предпосылки   педагогических способностей // Вопросы психологии.  1988.  №5.  2.   Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование.  2006.  № 2.  3.   Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.  4.     Леонова,   А.Б.   Основные   подходы   к   изучению   профессионального   стресса//   Вестник психосоциальной и коррекционно­реабилитационной работы. 2001. №11. 5.    Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.:  Изд­во Института психотерапии, 2005. 10 11

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании

Здоровье и безопасность в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018