Педагог 1 квалификационной категории
Ястерова Ирина Анатольевна
«Реализация технологий здоровьесбережения на занятиях ритмики в дополнительном художественном образовании»
«Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся»
Н.К. Смирнов
Проблема здоровья воспитанников вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Бесспорно, успешность обучения в школе, да и дальнейшая успешность в жизни определяется уровнем состояния здоровья человека. Проблема сохранения и развития здоровья стала предметом пристального внимания науки и практики, не случайно так много специалистов разных профессий занялись поиском и разработкой путей её решения.
Мы все хотим быть здоровыми, красивыми и счастливыми. В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. При этом физическое здоровье понимается как состояние органов и систем органов, жизненных функций организма. Психологическое здоровье – динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности. Социальное здоровье – система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.
Согласно этому, хореографическое искусство — это одно из средств, которое эффективно воздействует на эмоционально-психическое и физическое развитие детей, даёт возможность раскрыть различные сферы личности ребенка.
Хорошая осанка — это не только привлекательный внешний вид. Из-за ее нарушения, зажатости позвоночника, возникающего плоскостопия, вызванного неправильностью походки, не разработанностью стоп, возникают многие заболевания. Позвоночник-ключ ко всему организму.
В настоящее время здоровьесберегающие технологии являются одним из важнейших методов оздоровления подрастающего поколения, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни обучающихся. В связи с этим происходит модернизация образовательного процесса, в основе которого лежат инновационные методы и технологии. Актуальность здоровьесберегающих образовательных технологий в обучении танцу состоит в том, что хореография обладает мощным здоровьесберегающим потенциалом, который обеспечивает мотивацию на здоровый образ жизни и способствует сохранению и укреплению здоровья.
При использовании здоровьесберегающих технологий танцевальные занятия способны восполнить здоровье детей:
· дать организму оптимальную физическую нагрузку,
· способствовать формированию правильной осанки,
· восстанавливать положительный энергетический тонус,
· устранять умственные перегрузки,
· способствовать взаимопониманию в социальном общении,
· развивать интеллектуальные способности,
· обогащать нравственное здоровье и духовный мир,
· обучать здоровому образу жизни.
Физические нагрузки такого рода способствуют выработке эндорфинов – гормонов, улучшающих настроение. Улучшается выносливость, работоспособность, общий физический и психический тонус, преодолении некоторых страхов, например застенчивости или боязни прикосновения.
Именно занятия хореографией помогают творчески реализовать потребность в движении, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать двигательный опыт и возможность выразить себя в активном современном мире. Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода. Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством. Музыка способствует чувству сплоченности, формирует единый эмоциональный порыв, пробуждает активное желание выражать музыку в движении и в танце. Именно музыкальная составляющая занятий обеспечивает качественное отличие танцевальных занятий от уроков физкультуры:
· Движения выполняются легче,
· Активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, усиливается кровообращение,
· Звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы,
· Физические упражнения в танцевальной форме оказывают оздоровительный эффект,
· На уроке ритмики отсутствует соревновательный момент в плане нормативов выполнения,
· Ребенок выполняет упражнения соразмерно своей физической форме, характеру и темпераменту, что помогает раскрыть индивидуальность.
Поскольку дети в школе много сидят, у родителей и педагогов встал вопрос о здоровье детей,и по их заказу в занятия введено больше упражнений с ЛФК и здоровьесберегающие технологии на танцевальных занятиях являются важнейшим аспектом организации учебно-воспитательного процесса. Главным условием здоровьесберегающих технологий является четкая организация занятий, дисциплина, основанная на точном соблюдении объяснений и рекомендаций педагога, которые сочетаются с предоставлением детям самостоятельности в действиях при выполнении заданий. Здоровьесберегающие технологии реализуются посредством:
- условий обучения ребенка
- рациональной организации учебно-воспитательного процесса условиях танцевальной студии;
- соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям и состоянию здоровья ребенка с учетом специфики заболевания;
- организацию необходимого, достаточного и рационально организованного двигательного режима.
- материально-техническая база для проведения занятий с элементами ЛФК
Целевые ориентации здоровьесберегающих технологий: Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического и нравственного развития.
Исходя из этого, я для себя определила ряд основных задач:
• создать организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровьесбережения;
• «обучить здоровью» — сформировать у обучающихся знания, умения и навыки, необходимые для укрепления собственного здоровья;
• воспитать у обучающихся культуру здоровья и устойчивый интерес к двигательной и танцевальной деятельности.
В своей работе я использую следующие принципы:
• принцип «не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и педагога;
• принцип триединого представления о здоровье как о совокупности физического, психологического и социального здоровья;
• принцип формирования ответственности за свое здоровье — только в этом случае ребёнок реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья;
• принцип системности — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии;
• принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;
• принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья учащихся;
. Особое внимание во время занятий необходимо уделять правильному дыханию. Правильное дыхание способствует выносливости, положительно воздействует на сердечно – сосудистую и бронхо - лёгочную системы, снимает физический стресс, не допускает переутомления
Выделила следующие здоровьесберегающие правила методики преподавания в хореографии
1.Необходимо выбирать упражнения, соответствующие степени подготовленности и физическому развитию детей.
2. Обязательно соблюдать методику выполнения и четко объяснять суть упражнения;
3. Во время занятий необходимо регулировать физическую нагрузку, чередуя напряжение и расслабление психомышечной системы;
Здровьесберегающие технологии я разделила для себя на 2 категории:
- физическое здоровье;
- психологическое здоровье.
Чтобы сохранить физическое здоровье воспитанников, на практике мной применяются следующие формы здоровьесберегающей технологии:
1.Подвижные музыкальные игры, имеющие мощный лечебный фактор. Благодаря музыкально-подвижным играм дети на моих занятиях освобождаются от страха, агрессии, нарушения поведения. Программа спецкурса помогает решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижает у них состояние психического дискомфорта, эмоциональное сопровождение можно рассматривать как фактор стимулирующего воздействия на детей, обучающихся танцу.
2. Партерная гимнастика, элементы ЛФК позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, направить силу мышц, выработать правильную осанку. Это гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют.
3. Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхание с движением; чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
Психологический комфорт в коллективе не менее важен, чем физическое здоровье. Во время танцевальных занятий использование здоровьесберегающих технологий оказывают большое влияние на эмоциональные разрядки, что способствует нравственному здоровью детей, создает потребность ребенка в активной деятельности, формирует поведение ребенка в отношениях с другими детьми.
Территория доброты - можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И «доброжелательность», и «добросердечность» - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает, происходит от корня «добро». Попробуем отказаться от абстрактности и дарить свою доброту вполне конкретным Машам, Олям, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.
Территория успеха - состоит в стремлении и готовности находить поводы и причины восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), искренне находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь.
«Территория радости» — это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.
Занятия хореографией широко и глубоко захватывают различные сферы личности ребенка, эффективно воздействуют на эмоционально-психическое и физическое развитие и предоставляют огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Применение здоровьесберегающих технологий способствует укреплению мотивации на изучение предмета хореографии, а также повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, помогает сохранить и укрепить здоровье воспитанников, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.