Департамент образования и молодёжи Югры
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Мегионский политехнический колледж»
(БУ «Мегионский политехнический колледж»)
ДОКЛАД
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
ОУД.05
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
Подготовил:
Павлов А.И., преподаватель
Мегион, 2017
Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры
Учебный предмет «физическая культура» – это учебный предмет, который формирует у обучающихся грамотное отношение к себе, к состоянию своего здоровья, содействует воспитанию физических и моральных качеств, укрепляет здоровье и способствует самосовершенствованию. Известно, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.
В соответствии с социально-экономическими потребностями общества я считаю, что цель учебного предмета «физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для меня является - овладение обучающимися основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и нормальное физическое развитие.
В своей работе я применяю современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого обучающегося.
Свою работу я разделяю на урочную, методическую, внеклассную и мониторинговую деятельность.
Моя работа направлена на:
- формирование и развитие физической культуры личности,
- сохранение здоровья обучающегося,
- привитию обучающимся знаний по здоровому образу жизни.
Исходя из вышеизложенного, обучающийся должен:
- знать основы физической культуры, историю развития физической культуры и спорта в России, вести здоровый образ жизни;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия, проводить самостоятельные занятия по физической культуре, соблюдать правила безопасности при занятиях, оказывать первую помощь себе и пострадавшим.
Для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач урока:
- развиваю и совершенствую у обучающихся жизненно важные навыки и умения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
- обучаю подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры);
- обучаю технике двигательных действий в базовых видах спорта,
- развиваю физические качества обучающихся, обучаю способам контроля за состоянием собственного здоровья;
- использую оптимальную нагрузку,
- провожу инструктажи по охране труда,
- осуществляю контроль за физическим состоянием обучающихся,
- слежу за моторной плотностью урока;
- на теоретических занятиях рассматриваю вопросы здорового образа жизни;
- воспитываю чувства «локтя» и товарищества на занятиях в группах, командах,
помощи и взаимопомощи в работе в парах, тройках;
- развиваю волевые качества.
Для реализации учебной программы я использую:
Методы:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений);
- практические (выполнение двигательного действия), самостоятельная, индивидуальная работа.
Приёмы:
- работа в парах, тройках, командах;
- самостоятельная работа;
- дифференцированный выбор заданий;
- объяснение;
- показ;
- контроль за состоянием здоровья обучающихся.
Способы организации учебной деятельности:
- фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно);
- групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами);
- индивидуальный (отдельные обучающиеся получают задания и самостоятельно выполняют их);
- поточный (ученики выполняют упражнения друг за другом).
Это позволило мне, постепенно вовлечь обучающихся в процесс совершенствования собственных физических возможностей.
В последние годы вопросы охраны здоровья обучающихся стали очень актуальными. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни порастающего поколения являются неотъемлемой частью всего учебного процесса. Одним из действенных средств в этом вопросе я считаю физическую культуру.
Главная цель всей моей работы – сохранение здоровья обучающихся, и в том числе через повышение двигательной активности и развитие мотивации к занятиям физической культурой.
Для решения поставленной цели я применяю:
- дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки обучающихся);
- вовлекаю обучающихся в соревновательную деятельность (включение элементов соревнований при проведении уроков);
- развиваю самостоятельность (через привлечение обучающихся к подбору упражнений и проведению разминки);
При использовании здоровьесберегающих технологий выбираются такие психолого-педагогические технологии, программы и методы, которые направлены на формирование ценностного отношения к здоровью, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, мотивации к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья обучающегося, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на обучающегося.
В первую очередь необходим определить уровень физического развития студента (низкий, средний, высокий). Распределение по уровням даёт возможность подобрать для каждого обучающегося индивидуальный подход.
Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость.
Задачи гармоничного физического развития наиболее успешно решаются с помощью общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр, так как в распоряжении имеются разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Это – не только хорошее развитие мускулатуры, это слаженная деятельность органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма.
Правильный подбор упражнений, изучение новых упражнений способствуют повышению у обучающихся интереса к занятиям физической культурой.
Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. Уроки физической культуры имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д.
Развитие основных движений — одно из главных условий всестороннего физического развития растущего человека, которое не только обусловливает развитие координации движений, силы, пространственной ориентировки, но и способствует развитию ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение программы по физической культуре.
Если упражнения в том или ином виде основного движения проходят весело, в игровой форме, то обучающиеся более заинтересованно и качественно выполняют их. Во время упражнений в ходьбе и беге учитель физической культуры должен постоянно следить за сохранением правильной осанки у обучающихся, приучать их смотреть несколько вперёд, не наклоняя голову.
Для преподавателя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает студенту и преподавателю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
При планировании и проведении урока опираемся на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока;
-включение в урок вопросов, связанных со здоровьем обучающихся, способствующих формированию у студентов ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- оптимальное сочетание различных видов деятельности;
-выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающемуся с учетом личностных возможностей;
-создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
-включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
- целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.
Ориентируемся при проведении уроков на принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:
• принцип двигательной активности;
• принцип оздоровительного режима;
• принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;
• принцип реализации эффективного закаливания;
• принцип психологической комфортности;
• принцип опоры на индивидуальные особенности и способности студента.
Для реализации данных принципов используем следующие педагогические методы и приёмы обучения:
1. Повышение двигательной активности студентов.
2. Эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой обучающихся. Этот метод помогает студентам освоить следующие способы самооздоровления:
а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"
б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе".
Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона преподавателя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача преподавателя - попытаться помочь студенту правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья. За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой информации трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах, выпуск различной литературы. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим студентов ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, совершенствование физического состояния обучающихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогают обучающимся стать добрее, сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Главная задача преподавателя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Своими действиями преподаватель физической культуры может превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны.
Литература:
1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 10 – 11 классы. ВАКО, 2013.
2. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М., Просвещение, 2014.
3. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. М., Педагогика, 2012.
4. Карпенко А.Н. Краткий психологический словарь. М., Политиздат, 2014.
5. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология организма. Учебник для студентов пединститутов. «Педагогика и психология». М., Просвещение, 2011.
6. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов-на-Дону, 2016.
7. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. М., 2012.
8. Малкова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в сельской малочисленной школе // Приоритетные направления развития образования на селе. Углич, 2014.
9. Опыт работы учителей физической культуры. Под ред. Травниковой Р.Н., Черновой К.Л., М., 2011.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 2013.
11. Журнал «Физическая культура в школе», №1,2,3 – 2014г.
12. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе, книга для педагога, 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.