Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

  • docx
  • 20.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии

на уроках иностранного языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

иностранного  языка

Щедрова М.В.

 

 

 

 

Купино

2025

В настоящее время здоровьесберегающие технологии на всех этапах обучения, включая обучение в техникумах и институтах является приоритетным направлением развития образовательной системы. Здоровый образ жизни, особенно для студентов медиков должен стать  важнейшим направлением, и на уроках иностранного языка это должен быть  целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения будет способствовать становлению привычки о здоровьесбережении, и приучит студентов к  здоровому образу жизни.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья студентов.

Иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности студентов, что приводит к усилению и снижению активного внимания, т.к. на уроках приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Быстрая утомляемость студентов на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: они должны усвоить много нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, фонетические навыки). Необходимо также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает нужного эффекта. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка используются для более эффективного достижения образовательных, развивающих, воспитательных целей и задач.

Успешность применения на уроке здоровьесберегающих технологий зависит от:

·    учета физиологических особенностей детей (возраст и уровень группы);

·    того, какой по счету урок.

·    правильной организации урока. Следует строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ (индивидуальная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, творческие задания и т.д.).

·    физкультминутки;

·    смены видов активности, наличие соревновательных моментов.

·    учета психологических особенностей детей.

·    речевых и фонетических разминок;

·    учета индивидуальных особенностей учеников (применение дифференцированного обучения);

·    гигиенических условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, расположение парт).

Речевые и фонетические разминки хороши для начала урока, отлично настраивают студентов  на рабочую атмосферу. Примеры разминок:

Скороговорки. Развивают правильную артикуляцию звуков иностранного языка.

1. How many cookies could a good cook cook
If a good cook could cook cookies?
A good cook could cook as much cookies
As a good cook who could cook cookies.

2. Why do you cry Willy?
Why do you cry?
Why Willy? Why Willy?
Why Willy? Why?

3. A box of biscuits,
a box of mixed biscuits,
and a biscuit mixer.

Физкультминутки – это динамические паузы, которые снимают напряжение общей моторики. В начальной школе это зарядки, с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев. Например:

1.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Turn, turn, turn around,
Turn around together.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Touch your shoulders,
Touch your nose,
Touch your ears
Touch your toes.
Raise your hands
High up in the air,
To the sides
On your hair.

2.
Stand up! Clap! Clap!
Arms up! Clap! Clap!
Step! Step! Arms down!
Clap! Clap! Please, sit down!

Можно подбирать динамические паузы с лексикой, изучаемой в данный момент на уроке, чтобы еще раз повторить и проговорить новые слова (“Weather”, “Fruit”, “What can you do?”, “Daily routine”, “Animals” и т.д.). Например:

Head and shoulders,
Knees and toes,
Knees and toes,
Knees and toes,
Head and shoulders,
Knees and toys,
Eyes, ears, mouth and nose.

Пальчиковые игры снимают нервно-психическое напряжение, напряжение, напряжение в руках, скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. С помощью пальчиковых игр можно вводить новые лексические единицы, отрабатывать фонетику и речевые образцы. Например:

Family
This is the father, so strong and stout,
This is the mother with children all about,
This is the brother so tall you see,
This is the sister with her dolly on her knee,
This is the baby still to grow,
And this is the family, all in row.

Ten little boys can stand up straight,
Ten little boys can make a gate,
Ten little boys can make a ring,
Ten little boys can bow to the king,
Ten little boys can dance all the day,
Ten little boys can now hide away.

Поскольку количество учащихся с ухудшающимся зрением растет, необходимо проводить разрядку в виде упражнений для глаз. Например:

Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again

Все без исключения, как правило, приступают к изучению иностранного языка с большим желанием. Необходимо поддержать и закрепить этот интерес и стремление к овладению языком. В этом помогают игры.

Привитие студентам правил гигиены и здорового образа жизни происходит и при изучении языкового материала, например, темы «Рабочий день», в рамках которой студенты сравнивают свой распорядок дня с днем своих одногруппников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Современные УМК помогают студентм узнать как вести здоровый образ жизни; здесь содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. (“Здоровое питание”, “Еда”, “Спорт”, “Проблемы экологии”, «Как всегда быть в форме» «Проблемы молодежи» и т.д.). Студенты разбирают тексты по проблемам, обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс - конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей. Ролевые игры позволяют отработать сложные грамматические структуры в ситуациях максимально приближенных к жизни, что снимает интеллектуальное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому языку, способствуют развитию мыслительной деятельности, умения переноса знаний в новую ситуацию.

Прослушивание песни также является эффективным способом снятия напряжения. Песня не только снижает утомляемость за счет хорошего настроения, но и формирует фонетические, лексические и грамматические навыки, активизирует функции дыхательного и голосового аппаратов, развивает музыкальный слух и память. Во время исполнения песен в начальной школе дети выполняют движения, соответствующие тому, о чем они поют (например, при обсуждении темы «Свободное времяпрепровождение», «Музыка») студенты  с удовольствием исполняют песни в разных жанрах, часто караоке на английском языке. В УМК English 2-11 Кузовлев, Лапа, Перегудова можно найти песни на самые разные темы. В качестве физкультминутки можно предложить ребятам выполнять движения под музыку.

Также к здоровьесберегающим технологиям можно отнести:

·                     технологию уровневой дифференциации;

·                     технологию проектного обучения.

Индивидуально-дифференцированная технология позволяет работать с трудными детьми, помогать слабым учащимся, не забывая уделять внимание сильным. Распределение на уроке учебного материала, использование карточек с индивидуальными заданиями при работе с текстом, различными разговорными ситуациями при обучении диалогической и монологической речи, выполнение разноуровневых грамматических упражнений, дает возможность сильным ученикам углубить и расширить знания по языку, повышает уровень их мотивации. У слабоуспевающих студентов снимается чувство дискомфорта на уроке, страха перед плохой оценкой. Важно дать такое задание, чтобы все могли проявить себя.

Использование данных способов и приёмов дает возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка (смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов) повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка, повышается качество образования по предмету, укрепляет и сохраняет здоровье студентов.