ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Оценка 5

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Оценка 5
Библиография
docx
математика
11 кл
18.12.2020
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся является использование здоровьесберегающих технологий в процессе учебных занятий.
Танцура В.А._материал.docx

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ


В.А.Танцура,

Учитель математики МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная

 школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонский городской округ

valentuna.tancura@mail.ru

 

Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными на современном этапе развития общества в период стремительного внедрения различных инновационных технологий. Поэтому сегодня естественным стало активное использование на уроках таких образовательных технологий, которые нацелены на охрану здоровья школьников, на формирование основ здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющие внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся является использование здоровьесберегающих технологий в процессе учебных занятий. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения и самых современных видов отдыха позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал.

Наиболее сложным и мало разработанным аспектом здоровьесберегающей организации образовательного процесса является урок. На уроке учителю необходимо создать для обучающихся такие условия обучения, которые не будут травмировать их организм и психику, а также дать подрастающему поколению знания о мере ценности здоровья и способах его сохранения.

Роль учителя при формировании культуры здорового образа жизни обучающихся очень велика. «Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С. М. Громбах. [2]

Основателем нового направления в науке – здоровьесберегающей технологии является В.Ф. Базарный. К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

·        режим динамической смены поз;

·        упражнения на зрительную координацию;

·        зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий;

·        упражнения на мышечно-телесную координацию.

По мнению сторонников применения системы, она позволяет вырастить и воспитать физически, психически и нравственно здоровых, всесторонне развитых обучающихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [1].

Считается, что здоровье ученика в норме, если:

ü в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

ü  в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

ü в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

ü в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность.    

Поиск новых методов работы, способов повышения двигательной активности на уроке, новый подход к организации и планированию урока – вот задачи, которые должны стоять перед каждым педагогом. Ученику на уроке должно быть интересно, тогда усвоение материала не создаст эффект перегрузки. Если же усвоение материала не вызывает интереса, кажется бесцельным, то и небольшие по объему задания вызовут перегрузку и утомление.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога– это рациональная организация урока. Проблему здоровьесбережения обучающихся необходимо решать на каждом этапе урока.

С первых минут урока, с приветствия необходимо создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. У обучающихся преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Начинать уроки можно с воспитательного момента под названием «Поговорим о здоровье» или «ЗОЖ каждый день». К примеру, напомнить обучающимся о правильной осанке.

Ещё один организационный момент начала урока связан с диагностикой эмоционального состояния обучающихся, где предлагаются заполнить листы настроения как в начале урока, так и в конце его, перед контрольными и после контрольных работ. Учащиеся закрашивают цветным карандашом ту физиономию, которая соответствует их настроению.

Также используется работа со зрительными метками. С этой целью на уроке применяются карточки, таблицы, изображение фигур на компьютере определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние: Такие таблицы можно использовать на каждом уроке, например, в момент самоконтроля.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски. Только через опыт совместного переживания у обучающихся может развиться умение сопереживать.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты во всех классах дает проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов во время решения заданий. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин (например, параллелограмм, параллелепипед), понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в содержание урока.

90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ученика огромная, а отдыхают они только во время сна. Для этого полезно выполнять комплекс упражнений для глаз по методу Г. А. Шичко.

Обучающиеся имеют право на вопросы, на свое мнение, поэтому задача учителя - научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать вопрос.  Поэтому на уроках очень часто применяется прием «Единицы измерения вопросов» так как количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Здоровьесбереженье, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. К дозировке домашнего задания и мере его сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика, давая домашние задания по трем уровням (от простого к сложному).

По требованиям СанПиН следует ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали: в 5 классах - 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч.

Домашним заданием является: выучить пункт учебника, решить два задания из учебника и дополнительно для сильных учащихся выполнить творческое задание.

С целью формирования основ здорового образа жизни при изучении материала необходимо подбирать задачи и примеры, условия которых содержат советы и рекомендации по основам здорового образа жизни. Полезно на уроках предлагать групповые и индивидуальные исследовательские работы по темам здоровьесбережения:

·        Гигиена труда и отдыха.

·         Питание и здоровье.

·        Гигиена питания.

Кроме того, большой интерес у обучающихся вызывают уроки на свежем воздухе. При проведении уроков в природных классах учитывается тот факт, что эти занятия дают массу положительных эффектов: воздушные ванны успокаивают, снимают стресс, нормализуют артериальное давление [3].

Поскольку в основу учебного процесса в условиях ФГОС положены деятельностный и компетентностный подходы, то уроки вне стен класса позволяют решать разнообразные учебные задачи и демонстрируют ученикам необходимость знаний в реальной жизни. Такие уроки позволят устранить многие отрицательные факторы школьной жизни: неподвижность ученика за партой во время урока; длительную работу в закрытом помещении класса с искусственным освещением; их готовности самостоятельно мыслить, рассуждать и добывать новые знания из окружающей жизни.

В школе осенью и весной после анализа календарно-тематического планирования определяются темы по предметам для проведения уроков на свежем воздухе.

Уроки на природе способствуют социализации школьников, повышению работоспособности, самостоятельности в учебной деятельности. Работа в социальной группе в нестандартных условиях природного образования способствует формированию самоуважения, самосознания, умению преодолевать трудности, приобретать навыки межличностного общения, сотрудничества и взаимодействия в группе. Здесь ученики чувствуют себя более уверенными и раскованными, снижается уровень тревожности и всё это способствует раскрытию потенциала обучающегося.

На каждом уроке 3-4 раза проводится смена динамических поз учащихся, когда ученики, сидящие за столами, занимают места за конторками, и – наоборот.

Таким образом, системное и комплексное использование всех средств здоровьесберегающих технологий на уроках позволяет решать задачи педагогики оздоровления в условиях инноваций образования. Перечисленные приемы могут применять в работе и другие учителя, адаптировав материал к особенностям преподавания своего предмета.

Если учить с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

 

Литература

1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.

2.Громбах С.М. К вопросу о гигиеническом нормировании трудности учебных занятий детей и подростков // Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. - М., 1978. - С.9-24.

3. Гаркуша, Н.С. Современное понимание феномена «культуры здоровья» / Н.С. Гаркуша // Среднее профессиональное образование. – 2006. – № 11. – С. 59–61.

 


 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

По мнению сторонников применения системы, она позволяет вырастить и воспитать физически, психически и нравственно здоровых, всесторонне развитых обучающихся

По мнению сторонников применения системы, она позволяет вырастить и воспитать физически, психически и нравственно здоровых, всесторонне развитых обучающихся

Такие таблицы можно использовать на каждом уроке, например, в момент самоконтроля

Такие таблицы можно использовать на каждом уроке, например, в момент самоконтроля

С целью формирования основ здорового образа жизни при изучении материала необходимо подбирать задачи и примеры, условия которых содержат советы и рекомендации по основам здорового образа…

С целью формирования основ здорового образа жизни при изучении материала необходимо подбирать задачи и примеры, условия которых содержат советы и рекомендации по основам здорового образа…

Литература 1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка:

Литература 1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2020