Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ДЦП
Оценка 5

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ДЦП

Оценка 5
docx
11.12.2022
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ДЦП
АНДРЕЕВА Г.С. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.docx

Андреева Галина Спиридоновна,

учитель-дефектолог,

МОКУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №34»

Городского округа город Якутск

galina_andreeva2018@mail.ru

 

 

   Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ДЦП

 

 

Аннотация:  В данной статье  отражен  опыт работы педагога  по внедрению в практику системы здоровьесберегающих технологий, кинезиологических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специальные «кинезиологические упражнения»  применены для успешного развития и обучения  ребенка с ДЦП, способствуют развитию межполушарного взаимодействия.  Обобщен промежуточный результат применения  данной здоровьесберегающей технологии  для развития мелкой моторики рук детей с ДЦП.

Педагогический  опыт     будет  интересен педагогам,  работающим  с детьми с ОВЗ, НОДА  в условиях коррекционного и инклюзивного образования.

Ключевые слова:  дети с ОВЗ, НОДА, ДЦП,  здоровьесберегающие технологии, кинезиологические  упражнения, мелкая моторика рук, раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие.

 

Здоровье ребенка – самое ценное, что может быть у каждого из нас. От их состояния здоровья зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения нашей страны. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал.

Важной  теоретической и практической задачей коррекционной педагогики является создание оптимальных условий для реабилитации, развития и социализации детей с ограниченными возможностями развития.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для детей с ОВЗ ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности.

 Поиск  и применение новых эффективных методов, приемов, здоровьесберегающих технологий способствует успешной  интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в   общество.

В  нашей школе-интернате   21  детей  с НОДА   обучаются на дому.  Я  обучаю  на дому  2 детей с ДЦП с задержкой психического развития и с умственной отсталостью.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь. 

На основе анализа специальной литературы по данной проблеме исследования можно представить классификацию К.А. Семеновой, которая выделяет пять форм: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая, гемипаретическая форма.

Ведущим в клинической картине детей с  ДЦП является нарушение мелкой моторики рук, тонуса мышц.   Поэтому  важной задачей в комплексной реабилитации детей с ДЦП является развитие мелкой моторики. 

Развитие навыков мелкой моторики необходимо потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка с ДЦП потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга.  

Выявленная проблема определила содержания и системы работы по развитию двигательных нарушений детей с ДЦП. Одним из методов,  показавших свою эффективность при коррекции   двигательных  нарушений,   является  кинезиотерапия.  Метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме  происходят положительные структурные изменения (В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия).  Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка  и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у школьников  память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

                 В своей статье кратко расскажу   из  опыта работы применения  кинезиологических упражнений  для развития мелкой моторики рук  у детей  с  диагнозом  «Детский церебральный паралич»

 Кинезиологические упражнения  по развитию  мелкой моторики при ДЦП  развивают чувство ритма, координацию,  мышечные и тактильные ощущения,   стимулируют развитие когнитивных способностей. Использую данные упражнения  в индивидуальных и групповых   коррекционно-развивающих занятиях.

               Прежде чем начинать работу  сначала выявляем  уровень   развития мелкой моторики рук.  Для этого    использую  комплекс диагностических методик:  методики «Змейка», «Лабиринт», «Скатай шарик», «Вырезывание круга» Н.О. Озерецкого, Тест «Штриховка», М. Безруких с  целью  определение уровня развития  динамической координации и соразмеренности движений кисти рук, развития силовых способностей пальцев рук:

- методика «Змейка», Н.О. Озерецкий.

Цель: определение уровня развития координации движений кисти рук детей.

- методика «Лабиринт», Н.О. Озерецкий.

Цель: определение уровня развития динамической координации рук детей.

- методика «Скатай шарик», Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич.

Цель: определение уровня развития  силовых способностей пальцев рук.

- тест «Штриховка», М. Безруких.

Цель: определение соразмеренности движений руки и глаза детей с ДЦП.

-методика «Вырезывание круга», Н.О. Озерецкий.

Цель: выявление степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук.

Данные методики помогают  определить уровень развития мелкой моторики на начале его развития и в процессе обучения ребенка. В течение учебного годы  ведется динамическое наблюдение.

Каждое занятие    начинаем с проведения игрового пальчикового самомассажа  пальцев и кисти рук.  Массаж является одним из видов пассивной гимнастики,  улучшает кровообращение  и стимулирует  рецепторы на кончиках пальцев. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.  

Использую традиционные для массажа движения:  разминание, растирание, надавливание, пощипывание:  Игровые упражнения:

·         «Согреем руки»   разминаем  кисти рук.

·         Упражнение «Одеваем перчатки» - натягиваем на каждый палец перчатку;

·         «Снимаем перчатки» - каждый палец перетираем от основания к ногтю.

·         «Засолка капусты», «Гуси щиплют травку».

Также  использую метод тактильно-кинестетической  стимуляции (ТКС) с применением  массажных мячей, сосновых шишек. Пример тактильно-кинестетической стимуляции  с применением массажного мяча:

ü  Ёжик в горку бежит - бегом, бегом, бегом (массируем руку от кисти к плечу, прерывистыми движениями)

ü  А с горы- кувырком, кувырком, кувырком (круговые вращения от плеча к ладони)

Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания.

В основной  части  занятия  выполняем  кинезиологические  упражнения.   Выполняем их  от простого к сложному упражнению, в зависимости от состояния моторики ребенка.

Поначалу тренируем отдельно каждый палец, для восстановления подвижности пальцев рук.

Применяемые  кинезиологические упражнения по развитию мелкой моторики рук

1.     Сгибание и разгибание пальцев: - правой рукой, начиная с большого пальца; - левой рукой, начиная с большого пальца; - начиная с мизинца; - одновременно обеими руками.

2.     Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются»

3.      «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец.

4.      «Кошка» - последовательно менять положения рук: кулак, ладонь.

5.     «Кулак - ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром, ладонь.

6.      «Ладушки - оладушки» -  правая рука лежит ладонью вверх, а левая – ладонью вниз; одновременная смена позиции рук.

7.     «Дом – ёжик – замок»  - Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

8.     «Ленивые восьмерки»  - начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой (ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно (глаза следят за большими пальцами рук).

9.       «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, одновременно опустить руки и поменять их положение. 

10.   «Симметричные рисунки» - рисование в воздухе обеими руками, зеркально симметричные рисунки: круг-шарик, яблоко.

11. «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук.

Детьми также выполняются в игровой форме:

1.     Упражнения с карандашами:  на стол выкладывается 4–8 карандашей. Собираем карандаши в кулак: а)

правой рукой; б) левой рукой; в) обеими одновременно. Затем по одному выкладываем карандаши на стол: а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими руками одновременно.  Постепенно координируются и развиваются межполушарные связи и у ребенка начинают получаться такие действия.

2.     Упражнения с мячиками. У каждого ребенка  по одному мячику (массажные мячи).

Способы действий с мячиками:

- мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку у себя.

- мяч в противоположной руке – перекладывать  мяч другому ребенку  в руку.

 - мяч в противоположной руке – себе – другому.

Также использую в работе   развивающие межполушарные доски для тренировки обоих полушарий головного мозга ребенка. Межполушарная доска представляет собой деревянное поле со спиралью, по которому ребенок с ДЦП при помощи фишек двумя руками одновременно проводит из одного конца в другой.

 В начале игры ребенок проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Развивая координацию движений с помощью межполушарных досок, мы развиваем координацию движений, моторику ребенка, создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

                Все перечисленные  кинезиологические упражнения  на начальном этапе  даются детям с ДЦП достаточно тяжело.

Поэтому при выполнении кинезиологических упражнений  нужно:

- учитывать  степень двигательных нарушений;

- подбирать   комфортный для ребенка темп и постепенно усложнять, наращивать темп;

-в движениях чередовать сжатие, растяжение, расслабление, следить за распределением тонуса в кисти и пальцах;

- создавать  мотивирующие обстоятельства (занятия в игровой форме, поощрение).

В конце  занятия  проводятся упражнения для расслабления мышц.

Например, упражнение «Паровозик», который снимает непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, что важно для детей с ДЦП.

                Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 5-10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперёд, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

 Занятия с детьми проводятся индивидуально и ежедневно в игровой форме. Точность и правильность выполнения заданий имеет очень большое значение. Сами занятия усложняются, если виден прогресс. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.  Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.  Внутри комплекса упражнения можно  менять местами.

Одной из проблем связанных с недоразвитием мелкой моторики рук является также трудности с овладением письма детей с ДЦП. В нейропсихологии в соответствии с принципом системного строения ВПФ письменная речь рассматривается как сложные функциональные системы, в состав которых входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. Каждый из этих компонентов играет свою особую роль, и недоразвитие любого из них ведёт к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом.

Значительно осложнять процесс письма может  несформированность механизмов,  отвечающих за состояние «фона» двигательной активности – тонус мышц, поддержание позы, координация движений.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга.

 Кинезиологические упражнения и работа в Нейропрописях помогают развитию мелкой моторики рук  и  преодолению трудностей  овладения письмом.

Нейропропись - это универсальный нейротренажер, который содержит стимулирующие и расслабляющие упражнения для рук и глаз. С помощью нейропрописи развивается межполушарное взаимодействие.

Такая системная коррекционная  работа  с применением кинезиологии  очень продуктивна, она ведет  к улучшению двигательной сферы ребенка с ДЦП: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов,  при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях.
           По результатам  промежуточного мониторинга прослеживается положительная динамика в развитии не только мелкой моторики рук, но и в целом развитие познавательной деятельности ребенка.

  И еще  очень важный фактор: это изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности,  появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние.                   

Очень важным также   является организация совместной работы с родителями ребенка.  Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются методам, упражнениям  по развитию мелкой моторики  и продолжают эту данную работу дома.
               Таким образом,  применение здоровьесберегающей технологии,  кинезиологических  упражнений способствует  развитию мелкой и крупной  моторику, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, формируют пространственные представления, повышают способность к произвольному самоконтролю.

Эффективный  путь помощи  в развитии мелкой моторики рук  детям с ДЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с помощью кинезиологических упражнений.

 

 

Литература

1.Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.

2.Мамедова Л.В., Мингазова М.В. Психолого-педагогический  аспект развития  мелкой  моторики  у детей с  детским церебральным  параличом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-1. – С. 76-78.

3. Т. В. Ахутина Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. Сб. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвящённой памяти профессора Н. Н. Трауготт. СПб.,  изд-во СПб Университета, 2001.

4. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.

5.Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В., Ковязиной М. С. – М.: Генезис, 2018.



 

 

 


 

Андреева Галина Спиридоновна, учитель-дефектолог ,

Андреева Галина Спиридоновна, учитель-дефектолог ,

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения (В

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения (В

Дом – ёжик – замок» - Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу,…

Дом – ёжик – замок» - Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу,…

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022