Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии
Оценка 4.6
Работа в классе
doc
воспитательная работа
5 кл—9 кл
30.03.2018
В статье говорится о двух проблемах: здоровье нашей планеты и здоровье человека ( в особенности подрастающего поколения). Причинами ухудшения здоровья детей являются и увеличение учебной нагрузки, и недостаток двигательной активности , и неправильное питание, и несоблюдение гигиенических требований, и усложнение межличностных взаимоотношений.
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.doc
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии.
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей,
живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К
сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно
здоровых детей (их остается не более 1012%); стремительный рост числа функциональных
нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50 60%
школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств,
сердечнососудистой и пищеварительной систем, опорнодвигательного аппарата, почек и
мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20%
старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с
возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера
взаимоотношений «ученикучитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком
двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических
требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных
знаний о том, как стать здоровыми.
В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы
является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются
здоровьесберегающие технологии,
предполагающие совокупность педагогических,
психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение
здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание
которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в
различные задания, как на уроках, так и во время домашней работы.
На своих уроках использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):
соблюдение правил ТБ на уроках и переменах
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)
построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения,
способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других
дезадаптационных состояний;
Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой
учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:
учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся
создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе
минутка для шутки
релаксационные паузы.
В) учебновоспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной
заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к
ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:
2 технология сотрудничества,
групповые технологии,
интерактивные игровые технологии,
технология личностно–ориентированного обучения,
педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного
процесса.
Г) социально адаптирующие и личностноразвивающие технологии (САЛРТ), включающие
технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья
учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:
социальнопсихологические тренинги,
программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно
привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)
физминутки
смена видов деятельности
аэрация воздуха
зарядка для глаз.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание
природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности учащихся,
гармоничных взаимоотношений с природой:
обустройство пришкольной территории,
зеленые растения в классе,
участие в природоохранных мероприятиях.
Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является
основной формой педагогического процесса:
рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 7580 %;
в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем
учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и
потребностей в нем;
количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 47, а их смена
осуществляться через 710 мин.; Однообразие урока способствует утомлению школьников,
в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти,
логического и критического мышления;
в течение урока должно быть использовано не менее 2х технологий преподавания,
способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся,
осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;
на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации
успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного,
зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке
утомление наступает быстрее;
нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию,
самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления
утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и
длительность (лучше на 20ой и 35ой минутах урока, длительностью 1 мин., состоящие из 3
х легких упражнений с 34 повторениями каждого), необходимо производить
целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
3 Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство:
проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение
влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная
задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к
ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное
состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно
поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать
преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия
влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на
состояние и здоровье учащихся.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и
ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста
ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать
здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения
будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и
физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и
социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно
проводить профилактику асоциального поведения.
4 5
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.