Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии
Оценка 4.6

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
воспитательная работа
5 кл—9 кл
30.03.2018
Здоровьесберегающие технологии  на  уроках биологии  и химии
В статье говорится о двух проблемах: здоровье нашей планеты и здоровье человека ( в особенности подрастающего поколения). Причинами ухудшения здоровья детей являются и увеличение учебной нагрузки, и недостаток двигательной активности , и неправильное питание, и несоблюдение гигиенических требований, и усложнение межличностных взаимоотношений.
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.doc
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии.          В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10­12%); стремительный рост числа функциональных нарушений   и   хронических   заболеваний,   которые   регистрируются   более   чем   у   50­   60% школьников;   резкое   увеличение   доли   патологии   нервной   системы,   органов   чувств, сердечнососудистой   и   пищеварительной   систем,   опорно­двигательного   аппарата,   почек   и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема  и усложнением  характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик­учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.          В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является   сохранение   здоровья   подрастающего   поколения.   Для   этого   используются здоровьесберегающие   технологии,   предполагающие   совокупность   педагогических, психологических   и   медицинских   воздействий,   направленных   на   защиту   и   обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.      Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения ­ обеспечить школьнику возможность   сохранения   здоровья   за   период   обучения   в   школе,   сформировать   у   него необходимые  знания,  умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.           Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология»,  преподавание которого позволяет органично вписывать  принципы  здоровьесбережения  в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время домашней работы. На своих уроках  использую следующие здоровьесберегающие технологии: 1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ): ­ соблюдение правил ТБ на уроках и переменах 2. Здоровьесберегающие образовательные технологии: А) организационно – педагогические технологии (ОПТ) ­   построение   уроков   согласно   требованиям   методики   и   технологии   их   ведения, способствующих   предотвращению   состояния   переутомления,   гиподинамии   и   других дезадаптационных состояний; Б)   психолого–педагогические   технологии   (ППТ),   связанные   с   непосредственной   работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников: ­ учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся ­ создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе ­ минутка для шутки ­ релаксационные паузы. В) учебно­воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе   о   своем   здоровье   и   формированию   культуры   здоровья   учащихся,   мотивации   их   к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек: 2 ­ технология сотрудничества, ­ групповые технологии, ­ интерактивные игровые технологии, ­ технология личностно–ориентированного обучения, ­   педагогические   методы   и   приемы   оптимизации   и   индивидуализации   образовательного процесса. Г)   социально   адаптирующие   и   личностно­развивающие   технологии   (САЛРТ),   включающие технологии,   обеспечивающие   формирование   и   укрепление   психологического   здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности: ­ социально­психологические тренинги,  ­   программы   социальной   и   семейной   педагогики,   к   участию   в   которых   целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов; Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ) ­ физминутки ­ смена видов деятельности ­ аэрация воздуха ­ зарядка для глаз. 3.   Экологические   здоровьесберегающие   технологии   (ЭЗТ),   направленные   на   создание природосообразных,   экологически   оптимальных   условий   жизни   и   деятельности   учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:  ­обустройство пришкольной территории, ­ зеленые растения в классе, ­ участие в природоохранных мероприятиях.          Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса: ­рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75­80 %; ­в  содержательной   части  урока  должны  быть  включены   вопросы,   связанные   со  здоровьем учащихся,   способствующие   формированию   у   них   ценностей   здорового   образа   жизни   и потребностей в нем; ­   количество   видов   учебной   деятельности   на   уроке   должно   быть   4­7,   а   их   смена осуществляться через 7­10 мин.; Однообразие урока способствует утомлению школьников, ­   в   урок   необходимо   включать   виды   деятельности,   способствующие   развитию   памяти, логического и критического мышления; ­   в   течение   урока   должно   быть   использовано   не   менее   2­х   технологий   преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; ­ должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; ­   необходимо   формировать   внешнюю   и   внутреннюю   мотивацию   деятельности   учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей; ­ на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха   и   эмоциональные   разрядки,   т.к.   результат   любого   труда,   а   особенно   умственного, зависит от настроения, от психологического  климата  – в недоброжелательной  обстановке утомление наступает быстрее; ­ нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке   учащихся;   необходимо   для   увеличения   работоспособности   и   подавления утомляемости   включать   в   урок   физкультминутки,   определять   их   место,   содержание   и длительность (лучше на 20­ой и 35­ой минутах урока, длительностью ­ 1 мин., состоящие из 3­ х   легких   упражнений   с   3­4   повторениями   каждого),   необходимо   производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части. 3 Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание,   озеленение,   освещение   кабинета.   Благотворно   на   здоровье   и   настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.          От уровня гигиенической   рациональности  урока  во многом  зависит  функциональное состояние   школьников   в   процессе   учебной   деятельности,   возможность   длительно поддерживать   умственную   работоспособность   на   высоком   уровне   и   предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.           Здоровый   образ   жизни   не   занимает   пока   первое   место   в   иерархии   потребностей   и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут   более   здоровы   и   развиты   не   только   личностно,   интеллектуально,   духовно,   но   и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном   пространстве,  раскрыть   свои   творческие  способности,   а  учителю  эффективно проводить профилактику асоциального поведения. 4 5

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии

Здоровьесберегающие технологии  на  уроках биологии  и химии

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии

Здоровьесберегающие технологии  на  уроках биологии  и химии

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии

Здоровьесберегающие технологии  на  уроках биологии  и химии

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии

Здоровьесберегающие технологии  на  уроках биологии  и химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018