Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса
Оценка 4.9

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
музыка +1
Все классы
26.05.2018
Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса
В данной статье описывается ряд здоровьесберегающих технологий, которые может использовать учитель музыки или педагог дополнительного образования детей по музыке для эффективной работы с детьми и сохранения их различных аспектов с помощью здоровьесберегающей функции организма как младшего школьного возраста, так и среднего школьного возраста.
Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса.docx
«Применение  здоровье­сберегающих   технологий в классе хорового  пения.» С о д е р ж а н и е. I. II. Введение. Терапевтические возможности музыкального  искусства. Здоровье­сберегающие технологии в классе хорового  пения: 1.Вокало­терапия  дыхательная гимнастика А.Стрельниковой  фонопедический метод развития голоса  В.Емельянова  речевые игры  физвокализ А.И.Попова 2. Ритмо­терапия 3. Лого­ритмика 4. Улыбко­терапия III. Заключение. Что же такое здоровье­сберегающие образовательные технологии?                     Под здоровье­сберегающими образовательными технологиями  (ЗОТ) можно понимать все технологии, использование которых в  образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся.  К здоровье­ сберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы и  технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов.  Обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в  образовательном процессе . Особенности данных технологий состоят в их  рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся,  без которых невозможно достичь эффективности обучения                      Музыкальное искусство, как средство здоровье­сберегающих  технологий, имеет уникальные возможности. Благодаря исследованиям,  изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки на организм  человека, можно считать твердо установленными следующие факты:        музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови,  частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови; музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует  работу мозга в целом; как ритмический раздражитель, музыка стимулирует физиологические  процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и  вегетативной сфере; музыка повышает и понижает мышечный тонус; восприятие и исполнение музыкальных произведений стимулирует  появление эмоций; музыка улучшает вербальные и арифметические способности; музыка стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует  творческое мышление. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном  использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыки.  Восприятие музыки, её исполнение и создание являются основными формами  не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По  существу каждый учитель музыки, осознаёт он это или нет, является  стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального  искусства настроение и мироощущение своих учеников. Музыкотерапия становится признанной наукой. В России музыкотерапию Минздрав признал  официальным методом лечения в 2003 году.  Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на  целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыкальная терапия может  стать эффективным методом лечения неврозов, снимать нервно­психические  перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально­энергетический  тонус учащихся, подбирая музыкальные произведения можно добиться  нужного эффекта расслабления или повышения активности. ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре,  пении, шепоте). И более совершенного (в частности ­ с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека,  просто не существует. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Петь полезно в  любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для  снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения –  сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается  дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует  воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее  состояние здоровья учащихся. Секрет благотворного влияния пения в том, что оно требует нижнего  диафрагмального дыхания, которое естественно и очень полезно для  здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать  легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу  брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам. В процессе  пения участвуют не только голосовые связки, но и весь организм. Под  воздействием резонансных колебаний каждый внутренний орган вибрирует  особым образом. Причем с больными и здоровыми органами это происходит  на разных частотах. Вибрация, вызываемая пением, – не что иное, как  активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким  образом излечивающий его. Пение благотворно действует на бронхо­лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань,  щитовидную железу, сердце. Задача педагога  – создать полноценные условия для поддержания и  сохранения здоровья учащихся; развить интерес к занятиям, включающим  здоровье­сберегающие технологии; внедрить эти технологии в  образовательный процесс; закрепить навыки и умения детей, с целью  улучшения их физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики учащихся и их комфортного состояния в  образовательном процессе. На занятиях хорового класса следует обязательно применять следующие  здоровье­сберегающие технологии:     вокалотерапия; ритмотерапия; логоритмика; улыбкотерапия.                                             1.     Вокало­терапия Вокало­терапия предполагает использование на занятиях определенных  дыхательных и голосовых упражнений, которые кроме развивающих и  обучающих задач, решают еще и оздоровительно­коррекционные задачи. Это  могут быть, например: 1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Упражнения  этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливает  дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на  организм в целом. 2. Артикуляционная гимнастика и упражнения для развития  артикуляционного аппарата – скороговорки, речевые упражнения. 3. Интонационно­фонопедические упражнения, способствующие развитию  силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных  навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата  В.В. Емельянов). 4. Упражнения оздоровительного физвокализа А.И.Попова. Это упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья,  основанные на пропеваемых определенных звуках или звуковых  сочетаниях.           Дыхательная гимнастика(по методике А.Н.Стрельниковой) Эта дыхательная гимнастика была разработана известным педагогом­вокалистом  и певицей Александрой Николаевной Стрельниковой. При регулярных занятиях она  способна:  оказать помощь при нарушениях носового дыхания  способствовать рассасыванию воспалительных образований в легочной ткани  устранять застойные явления в легких, восстановить нормальное кровоснабжение в них  положительно повлиять на дренажную функцию в легких  укрепить сердечно­сосудистую систему  исправить различные деформации грудной клетки, позвоночника  значительно улучшить нервно­психическое состояние человека, повысить тонус  организма и его сопротивляемость инфекциям  а также с целью профилактики     Данная гимнастика основана на динамичных дыхательных упражнениях, которые  сопровождаются движениями рук, ног и туловища. Упражнения следует  выполнять точно и регулярно.  УПРАЖНЕНИЕ “ЛАДОШКИ” (РАЗМИНОЧНОЕ ) Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не  уводить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте  кулачки в ладошки.  УПРАЖНЕНИЕ “ПОГОНЧИКИ” Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В  момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы  отжимаясь от него или сбрасывая с рук что­то. При этом во время толчка кулаки  разжимаются.  УПРАЖНЕНИЕ “НАСОС” Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу:  спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не  напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке  поклона (“понюхайте пол”). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в  этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем  выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.   УПРАЖНЕНИЕ “КОШКА” Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые,  танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо. То влево с  одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее”  движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах.  Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то  выпрямляются, приседание лёгкое  УПРАЖНЕНИЕ “ОБНИМИ ПЛЕЧИ” Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.  В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы  обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест­ накрест.    “ПОВОРОТЫ ГОЛОВЫ” И.П.: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох  справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и  коротко понюхайте воздух слева.    “КИТАЙСКИЙ БОЛВАНЧИК” И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу  ­ короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к  левому плечу ­ тоже вдох. Словно мысленно кому­то говорите: “Ай! Как не стыдно!”.  Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.  “КРУГОВОЙ МАЯТНИК” ГОЛОВОЙ. Исходное положение: встать прямо. Ноги чуть уже плеч. Опустить голову вниз,  посмотреть на пол – следует короткий вдох. Откинуть голову назад, вверх, посмотреть на потолок – вдох. Вдох внизу (на пол), вдох вверху (на потолок). Выдох пассивно делается  в промежутке между двумя вдохами. Голова при этом не останавливается. Шея свободна, мышцы расслаблены. Упражнения можно выполнять под музыку, до 32 раз .                       Фонопедический метод развития голоса                                       (по методике В.В.Емельянова) Эта система представляет интерес не только для педагогов­практиков,  занимающихся развитием голоса, а так же для тех, чья деятельность так или иначе  связана с голосом. Это учебное пособие, методическая разработка работает на всех  уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров. Прямое  направление—для тех, кто интересуется пением. Методика состоит из нескольких уровней обучения. У каждого уровня свои  развивающие цели и задачи. Но все вместе они направлены на развитие голосового  аппарата и воздействуют не только на него, но и на весь организм в целом. Это и  подчеркивает термин «фонопедический», который несет в себе общеоздоровительную и профилактическую функции. Этот метод является подготовительным,  вспомогательным, без вмешательства в эстетические и исполнительские задачи, т.е. является координационно­тренировочным этапом работы.(Если проводить аналогию с инструменталистами—прежде, чем играть на инструменте, его необходимо  сделать). Координационно – тренировочный этап содержит в себе:  создание материальной базы, инструмента, для решения музыкальных задач  осознание действий мышц, участвующих в голосообразовании (прямое осознание  – скелетной и лицевой мускулатуры, косвенное – внутренней дыхательной, гортанной, глоточной)  восприятия звука своего голоса  разные ощущения  голосообразовании И чем точнее в сознании педагога будут разведены тренаж и творчество, технология и искусство – тем легче будет делать все сразу, синхронно, комплексно, и незаметно  для учеников. дозированную тренировочную нагрузку на разные группы мышц, участвующих в  осознание ощущений вибрации, давления, действия мышц отдельно от  осознание работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах) через  I   уровень обучения – это развивающие голосовые игры : Артикуляционная гимнастика, Интонационно – фонетические упражнения, Голосовые сигналы доречевой коммуникации. Три этих цикла  ­  единый процесс, который начинается без звука  голоса(А. г.), затем появляется голос (И­ф упр), и все переводится на высший уровень  максимальных энергетических затрат (Гсдк).. Упражнения этого уровня построены на материале «Стихийного(спонтанного)  голосового музицирования» и служат для осознания его элементов, механики  голосообразования, энергетических возможностей голоса. II    уровень обучения – развитие показателей певческого образования :Тренировочные  программы для грудного регистра детского и женского голоса, Тренировочные  программы на переходе из грудного регистра в фальцетный режим, Тренировочные  программы для фальцетного регистра. Все программы исполняются под сопровождение фортепиано, используются самые  простые попевки III уровень обучения ­ включение фонационной функции трахеи. Устранение  неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции. Формирование  навыков самонаблюдения, самоанализа, и самоимитации.  Многократное повторение  элементов системы включает в организме механизмы работы на максимальный  результат с минимальными затратами, что рано или поздно, обязательно войдет в  сознание. Это главная задача этого уровня. IY уровень обучения – синхронный комплексный тренаж. Формирование  специфического произношения. Y уровень обучения – отслеживание критериев технологии академического пения. Многие педагоги, применяющие в своей практике упражнения ФМРГ, отмечают  улучшение слуховой координации у детей –«гудошников», а учителя словесники –  исправление логопедических ошибок, а также повышение самооценки у замкнутых,  стеснительных детей. Артикуляционная гимнастика    : Состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж  лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо  контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный  контроль. 1.   Покусать кончик языка. 2.   Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность 3.   Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами. 4.   Провести языком  между губами и зубами, как бы очищая зубы 5.   Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губу, правую и левую щеки 6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например –игровое  задание: разные лошадки по разному щелкают копытами. Большие лошадки цокают медленно и низко,  маленькие­пони цокают быстро и высоко) 7. Покусать нижнюю губу по всей длине, так же покусать верхнюю губу. 8. Закусить изнутри щеки боковыми зубами 9. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение 10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки 11. Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе 12. Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами 13. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев так же 14. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику лица, поднимая  лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это упражнение попеременно правой и левой стороной. 15. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить её, и ощутить пальцами движение  мышц 16. Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко  открыть глаза 17. Поставить пальцы на челюстно­височные суставные сочленения и помассировать их, открывая рот 18. Взять левой рукой правый локоть, согнуть кисть правой руки под прямым углом и на образовавшуюся  «полочку» положить подбородок. Челюсть вперед, глаза –назад, между подбородком и шеей прямой угол 19. Соединить  предыдущее задание  с оттопыриванием  нижней губы и подъемом верхней (по очереди и  одновременно) 20. выполнить последовательно в одном движении 16 и 19 задания 21. Максимально открыв рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами, широко  открыв глаза, сделать 4 движения я зыком вперед­назад, при  неподвижной челюсти и губах. Интонационно – фонетические  упражнения 1.. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности.  Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного  озвученного выброса воздуха («В­в­в­ы», «3­з­з­ы»). 2.. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей  это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно  рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо­фразы. 3.. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и  нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным  «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос ­ ответ»). 4..Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра  голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии ­ «штро ­ бас»).  Упражнение состоит в переходе от штро­баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и  затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро­баса, грудного и фальцетного. 5..Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной  последовательности с переходом в штро­бас. 6.. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный  регистр и обратно с произношением согласных. 7. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных. 8.. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро­баса, упражнение  исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно  сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в  грудном регистре.                                                         Речевые игры «Р» ­ распеваем на неопределенной высоте, с падающей интонацией, руками изображаем,  как нас накрывает «волна» от спины, через голову, к коленям     «В» ­ ветер завывает… «Ввввьется   Ввввьюга, Вввветер  Вввоет». Руки выводят букву В «С» ­ представляем себя воздушным шариком, издаем глухой «ссс» без голоса.                    « Ссссухонький…ссссогнутый….сссморщенный …сссстаричек…» «Ф» ­ надуваем шарик (т.е. себя) «фффф» постепенно распрямляемся, и для важности  расфффуффффыриваем себя, ставя руки в боки, изображая букву Ф «Ж, З» ­ проснувшийся весной жук и комар «жжж», «зззз» Жужжим и летаем при этом «Пф» ­ фыркающий недовольный ежик «ХХ» ­ котенок пугает щенка. Звук выдоха, отталкивания.Руки стряхивают с себя что­то, коготки выпускаются «Л М Н» ­ приклеенный язык: так разговаривают овечки, барашки. Тянем их – жалобно,  требовательно, пугая, радуясь «А» ­ открытый, радостный. Рука ставим как А, Пропеваем все имена  в группе на «А» с  выделением буквы «О» ­ закрытый, внутренний, ласкающий . Руки­ в кольцо. Обволакивает, обнимает,  охраняет. Все имена. «У» ­ узкий звук. Уууводящий, пугающий. У­ходит..тУ­да…У­ходит…звУУк. Руки  вытягиваем вперед «И» ­ маленький, испуганный, так пищит мышка:пи..пи.. или синичка: тинь..тинь… «Э» ­ удивление..мягкий, развернутый.. Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна  целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом.  Чтобы поправить свое здоровье, не надо быть Анной Нетребко, Шаляпиным  или Карузо. Не обязательно даже иметь сильный голос или безупречный  слух. Но важно знать, какое воздействие каждый звук имеет на органы и  системы, и тогда каждый из нас сможет сам составлять для себя лечебную  песенку.  Звук «А» воздействует на область сердца, снимает спазмы и лечит желчный пузырь.  Звук «Е» стимулирует трахею, улучшает деятельность паращитовидной железы («Е»  желательно петь на высоких тонах).  Звук «И» стимулирует работу сердца, улучшает работу головного мозга, лечит  глаза, прочищает нос, улучшает работу тонкого кишечника.  Звук «О» положительно влияет на позвоночник, сердце, налаживает работу поджелудочной железы.  Звук «У» воздействует на дыхание, почки, мочевой пузырь, предстательную железу и  матку.  Звук «Ы» активизирует систему дыхания и лечит уши.  Звук «Э» улучшает работу головного мозга.  Звук «Ю» благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снимает болевые спазмы.                   Звукосочетания: ОМ – снижает кровяное давление; АЙ, ПА – снижают боли в сердце; УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной  энергии. Согласные (лучше их пропевать): В, Н, М – улучшает работу головного мозга; С – лечит кишечник, сердце, легкие;  Ш – лечит печень; Ч – улучшает дыхание; К, Щ – лечат уши; М – лечит сердечные заболевания.                      Скороговорки Используем любые скороговорки, например: «Бык бык тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа..» «Веники, веники, да веники – помелики, да напечи валялися, да с печи оборвалися..»                                     2.    Ритмотерапия На уроках хорового пения следует применять ритмо­терапию – включать в  ход занятия различные музыкально­ритмические упражнения. Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид  деятельности – уже отдых), помогают добиться эмоциональной разрядки,  снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка  головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь  ребенка. Потребность в проведении ритмо­терапии возникает и тогда, когда в  разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический  рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными  ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают. Для получения  наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для  музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом  организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника,  музыкально­ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.                                                                                                          3.     Логоритмика Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей. Наиболее  благоприятной формой активного отдыха на занятиях хоровым пением  является логоритмическая гимнастика. Это кратковременные физические  упражнения под музыку, а также различные движения под собственное пение.  Они снимают напряжение после долгого сидения, усиливают кровообращение, и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов  мозга, вызывая возбуждение других. Логоритмические упражнения  объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые  выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые  упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса.  «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы учащиеся не только  радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц  своего тела. После такого короткого активного отдыха внимание детей  повышается, а восприятие учебного материала улучшается.                                                 4.    Улыбкотерапия Занятия музыкой, хоровым пением должны снимать нервно­психические  перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально­энергетический  тонус учащихся, доставлять детям радость. Поэтому очень важно на занятии создание благоприятного эмоционально­психологического климата. В  обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости  повышается работоспособность учащихся, усвоение знаний идет более  качественно, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих  возможностей детей, решается задача предупреждения утомления учащихся.  И здесь следует отметить огромную роль улыбки на уроке – улыбки и  учителя, и учеников. В улыбающемся учителе дети видят друга и учиться им  нравится больше, увеличивается их самоотдача и эмоциональная  отзывчивость. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Помимо того,  что при пении за счет улыбки улучшается качество звука – он становится  светлым, чистым, свободным, внешняя улыбка со временем становится  улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней будет смотреть на мир и на людей. Надо сказать, что здоровье­сберегающих технологий, применяемых на  занятиях хоровым пением, существует достаточное множество. Мы  рассмотрели лишь некоторые, наиболее существенные из них. Но есть еще  такие здоровье­сберегающие технологии как терапия творчеством,  фольклорная арт­терапия, музыкально­рациональная психотерапия и др. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать выводы:   хоровые занятия с использованием здоровье­сберегающих технологий  очень эффективны в плане поддержания и сохранения здоровья учащихся; музыка в целом, и хоровое пение в частности, способствуют  формированию здорового образа жизни. СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2018