Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
классное руководство
2 кл
17.12.2018
Перед педагогом стоит задача не только научить и воспитать детей, но, и что очень важно, сохранить их здоровье. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные здоровьесберегающие технологии.. Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
Здоровье.doc
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Васильева В.В.,
учитель начальных классов МБОУ «Понизовская школа»
Смоленская область
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни или физических нагрузок»
В. А Сухомлинский
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья
школьников. Большинство врачей и учителей признают его
неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогов к практической
реализации идей здоровье сбережения. Сам термин «здоровье» в словаре
Ожегова С.И. рассматривается как нормальная, правильная деятельность
организма, его психическое благополучие. Организм ребенка младшего
школьного возраста отличается незавершенностью развития важнейших органов
и систем организма. Поэтому, сохранение здоровья детей должно происходить
без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье
позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности,
любознательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен;
в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Перед педагогом стоит задача не только научить и воспитать детей, но, и
что очень важно, сохранить их здоровье. Выполнять данные правила помогают
прочно вошедшие в образовательную среду современные здоровьесберегающие
технологии..
Здоровьесберегающие технологии, по мнению, Сонькина В.Д.– это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная
организация учебного процесса (в соответствии с возрастными,
индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям
учащегося; необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим. «Только при таком подходе может быть реализован
принцип – здоровье через образование», как отметил академик Колесов Д.В. Все здоровьесберегающие педагогические технологии условно можно
разделить на три группы: «технологии сохранения и стимулирования здоровья»,
«технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии».
Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой
программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать
у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме
человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
«Технологии сохранения и стимулирования здоровья»:
физкульминутки – динамическая пауза для профилактики переутомления
на уроке:
пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти
рук;
артикуляционная гимнастика – упражнения для формирования
правильного произношения;
гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения;
дыхательная гимнастика – упражнения направленные на укрепление
дыхательной мускулатуры, улучшения состояния учащегося;
релаксация – упражнения на восстановление равновесия между
процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного
беспокойства;
гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на
профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
«Технологии обучения здоровому образу жизни»:
урок физкультуры – организованная форма обучения 3 раза в неделю;
урок ЛФК – система упражнений, направленная на развитие и коррекцию
конкретных видов движений и мышц;
точечный массаж – проводится в осеннезимний период для
профилактики простудных заболеваний;
коммуникативные игры – игры направленные на развитие
коммуникативных навыков детей.
«Коррекционные технологии»:
технология музыкального воздействия – музыкальное сопровождение,
которое способствует коррекции имеющихся проблем в развитии, в
процессе двигательной деятельности;
сказкотерапия – используют для психологической и терапевтической
помощи;
технология коррекции поведения – игры с правилами, игры
соревнования, психотехнические освобождающие игры;
психогимнастика – упражнения по специальным методикам; речевая гимнастика – упражнения на развитие грамотной речи без
движений.
Работая 35 лет в школе, я сделала вывод о том, что при комплексном
использовании различных технологий можно добиться хороших результатов в
повышении мотивации к учебнопознавательной деятельности учащихся.
На каждом из проводимых мною уроков, коррекционных занятиях,
динамических паузах, внеклассных мероприятиях для более эффективного
достижения практических, общеобразовательных, развивающих,
коррекционных целей, поддержания мотивации я использую
здоровьесберегающие технологии . Прежде всего, я стараюсь учитывать
физиологические и психологические особенности детей и предусматривать
такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость, не
ограничивали двигательную активность детей, вызывали положительные
эмоции, хорошее настроение. К этой работе я привлекла и родителей класса. На
родительском собрании мною проводятся беседы и практические занятия по
обучению приемам формирования здорового образа жизни. Таким образом, я
стараюсь давать детям и родителям конкретные рекомендации по сохранению
здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё
здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до их сознания мысль о том,
что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый
образ жизни.
Предлагаю элементы некоторых видов технологий, с помощь которых я
прививаю своим ученикам полезные привычки и навыки благотворного
воздействия на организм с целью поддержания двигательной и умственной
активности, лучшей адаптации в социуме. Все виды технологий, используемые
мною, сопровождаются движениями и имеют музыкальное сопровождение.
Зарядкарелаксация:
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Нам понятн6о, что такое
Состояние покоя.
Дыхательная гимнастика: На одном вдохе произнести 510 звуков «ф», делая между ними короткие
промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из
водопровода» или другие.
Гимнастика ортопедическая:
Для начала по порядку – утром сделаем зарядку! И без всякого сомненья.
Есть хорошее решенье – бег полезен и игра. Занимайся ,детвора!
Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься.
От занятий физкультурой будет стройная фигура.
Нам полезно, без сомненья все, что связано с движеньем.
Вот, поэтому, ребятки, будем делать мы зарядку.
Станем прямо, ноги шире, мяч поднимем – тричетыре,
Поднимаясь на носки. все движения легки.
Все движения разучим Станем крепче мы и лучше.
Будем прыгать высоко, как кузнечики – легко.
Обруч, кубики помогут гибкость нам развить немного
Будем чаще наклоняться приседать и нагибаться.
Коммуникативные игры:
Добрые слова не лень
Повторять нам трижды в день.
Кузнецу, ткачу, врачу –
С добрым утром! – я кричу.
Добрый день! – кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
Добрый вечер! – так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Психогимнастика:
Ученики встают парами, лицом поворачиваются друг к другу. Один ученик
раскрывает ладони, другой – накрывает их. «Дети посмотрите ласково в глаза
друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А
теперь по очереди скажите несколько слов друг другу, но нежно и ласково,
чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»
Внедрение здоровьесберегающие технологий в образовательный процесс – это
одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья
учащихся.
Принцип «Не навреди!» стал моим принципом деятельности, как педагога.
Литература: 1. Солнцева Л.И. Введение с тифлопсихологию раннего, дошкольного,
школьного возраста. – М.: полиграфсервис, 1997.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.:
Просвещение, 1973.
3. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением
зрения. – 2002. – № 2.
4. Аветисов Э.С., Ливадо Е.Н. Занятия физической культурой при
близорукости.М.: Медицина,1983.
5. Солнцева Л.И. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в
часы коррекции. – М.: «Логос » ВОС, 1990.
6. Физкультминутки для учителя и ученика: Методическое пособие. – 2е
изд. испр и доп. – Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004. – 100с.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 14
классы. М.: «ВАКО», 2007.
8. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах
коррекционноразвивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8.
9. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании
детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол.
аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. –
№2
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.