Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.7

Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—4 кл
18.05.2018
Здоровьесберегающие технологии в  школе для обучающихся с ОВЗ
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время огромное значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди обучающихся. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!». Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ.docx
«Здоровьесберегающие технологии в  школе для обучающихся с ОВЗ» Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время  большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины  ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного  отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния  окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. В условиях современной природной и социально­экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически  падает и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»     Обучение в школе ­ серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу  сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в  мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все  больший объем зрительной информации, и как следствие ­ зрительный аппарат ребенка  испытывает постоянное перенапряжение. Всё это создает предпосылки для развития у  детей отклонений в состоянии здоровья ­ нарушения осанки, зрения, повышения  артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения  заболеваний сердечно ­ сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена  веществ. Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на  достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня,  отсутствии вредных привычек. А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую  патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь  успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым  ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят  о том, что здоровым можно считать лишь 20­25% первоклассников. У остальных же  имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вышеуказанные   факты   свидетельствуют   о   том,   что   необходима   специальная работа     по   сохранению   и   укреплению   здоровья   учащихся.       Здоровьесберегающие технологии   являются   составной   частью   и   отличительной   особенностью   всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению ­ характер   обучения   и   воспитания,   уровень   педагогической   культуры   педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. ­ имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Внедрение   в   учебный   процесс   здоровьесберегаюгцих   технологий   позволяет добиться   положительных   изменений   в   состоянии   здоровья   обучающихся.   Учителя специальной (коррекционной) школы  VIII вида  города Березники используют на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Это пальчиковая гимнастика: игры с пальчиками, пальчиковая гимнастика с предметами,  загадочные палочки, физкультминутки, упражнения. > > > > > В системе образования накоплен определённый опыт реализации  здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения  в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного,  включающая в себя:  основу телесной вертикали и телесно­моторную активность, использование  конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц,  снимающих зрительное утомление. Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла  во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно­ручных  движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том  числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее  эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности  перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол. Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются  свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам,  увеличения объёма выполняемых работ в классе. В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального  развития – это пространство.  Сильное впечатление производит на меня идея  В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На  нём изображается любой  пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село и т.д.  Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года ­ осень, зима, весна, лето. Продумывая урок, я планирую, где можно использовать материал экологической  стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания. А как же использовать зрительно ­ пространственную активность в режиме  школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка  учебного дидактического  материала. Предъявляемый дидактический материал может  быть  маленьких размеров .  Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно ­ двигательной активности и проведение  физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.  Физкультминутки выполняются через 10­15 минут напряжённого зрительного труда. Я работаю уже десятый год, используя элементы методики В.Ф. Базарного. В этом классе   дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья   стали   более   внимательны   и подвижны,   им   интересно   учиться.   Я   применяет   в   своей   работе   не   только   работу   за конторками,   офтальмотренажер,   разные   виды   упражнений,   но   и   некоторые   приёмы самомассажа, точечный массаж.  Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки. Я   стараюсь     проводить   их   с   музыкальным   сопровождением,   с   элементами самомассажа   и   другими   средствами,   помогающими   восстановить   оперативную работоспособность. Время   начала   физкультминутки   выбираю   сама,   когда   значительная   часть детей   начинает   утомляться.   В   течение   урока   проводится   одна   ­   две физкультминутки. Проведение физкультминуток решает следующие задачи: 1.Уменьшение   утомления   и   снижение   отрицательного   влияния   однообразной   рабочей позы. 2.Активизация внимания детей и повышения способности к восприятию учебного материала. 3.Эмоциональную   «встряску»   обучающихся,   возможность   «сбросить» накопившийся   (н   ­   р:   во   время   опроса)   груз   отрицательных   эмоций   и переживаний. Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. Физкультминутки проводят в   светлом,   чистом,   хорошо   проветренном   помещении.   Учитель   произносит   команды четким,   громким   голосом.   Упражнения,   которые   выполняются   впервые,   показывает учитель.   Обязателен   положительный   эмоциональный   фон.   В   состав   упражнений   для физкультминуток включены игры ­ физкультминутки.   Приведем некоторые упражнения направленные на снятия напряжения: Упражнения для глаз. Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем   перевести   глаза   до   предела   вправо,   зафиксировав   это   положение   на   секунду. Далее ­ глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз ­ против часовой стрелки. После выполнения упражнения детям полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Полезно по нескольку раз в час на несколько   секунд   прекращать   работу   и   давать   глазам   отдых,   то   есть   закрывать   их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте. В физкультминутки включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и   упражнения,   направленные   на   выработку   рационального   дыхания.   Большинство воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах не умеют правильно дышать  во  время  выполнения  мышечной  нагрузки,  поэтому нужно вводить упражнения   для   выработки   глубокого   дыхания,   усиления   выдоха,   в   сочетании   с различными движениями туловища и конечностей. Дыхательные упражнения улучшают кровоснабжение мозга, насыщают его кислородом. Например: 1. И.П. ­сидя. 1­ глубоко вдохнуть через нос, втянув живот, кисти рук положить на нижние отделы ребер; 2­ энергично выдохнуть через рот, надавливая руками на ребра. Повторить 4­5 раз. 2. И.п. ­ стоя, руки вдоль туловища. 1. ­ глубоко вдохнуть через нос, максимально выпятив живот; 2 ­ выдохнуть через нос, максимально втянуть живот. Повторить 4­5 раз. В Научном центре здоровья детей РАМН разработан комплекс упражнений ФМ для   младших   школьников   на   уроках   с   элементами   письма,   где   есть   упражнения   для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, с мышц туловища, упражнения для мобилизации внимания, корригирующие упражнения для   нормализации   осанки   и   т.д.   Педагог­сам   подбирает   физкультминутки   к   урокам, разрабатывает   комплекс   упражнений,   помогающий   в   предупреждении   утомления   и повышения работоспособности воспитанников. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук. 1 И.п.   ­   стоя,   руки   на   поясе.   1­   правую   руку   вперед,   левую   вверх;   2   ­   переменить положение   рук.   Повторить   3­4   раза,   затем   расслабленно   опустить   вниз   и   потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3­4 раза. Темп средний. 2 И.п. ­ стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1­2 ­ свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3­4 ­ локти назад, прогнуться. Повторить 5­6 раз затем руки вниз и потрясти ими расслаблено. Темп медленный. 3 И.п. ­ сидя, руки вверх. 1­ сжать кисти в кулак.2,­ разжать кисти. Повторить 6­8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. Для снятия напряжения с мышц туловища. 1. И.п.­ стойка, ноги врозь, руки за голову. 1­3 ­ круговые движения тазом в одну сторону; 4­6 ­ то же в другую сторону; 7­8 ­ руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4­6 раз. Темп средний. Упражнения для нормализации осанки.     1.   Стоя,   пятки   вместе,   носки   врозь,   плечи   отведены,   лопатки   соединить,   живот подтянуть, подбородок приподнять. 2 Ходьба обычная, следя за осанкой. 3 Ходьба на носках, руки за головой. 4 Ходьба на пятках, руки на поясе. 5 Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.           Педагогическое внимание нацелено не только на проведение физкультминуток и комплексы   упражнений   на   уроках,   но   и   на   школьных   переменах   ­   это   проведение динамических пауз. Проводимые ежедневно динамические паузы благотворно влияют на физическое состояние детей. В программу динамических пауз можно включать общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Игры помогают учителям снять утомление,   напряжение   детей.   Н­   р:   Игра   проводится   в   классе.   Называется   она "Настроение".   Задача:   развитие   мимических   движений   и   навыков   невербального общения. Детям предлагается отгадывать настроение одного из игроков по выражению лица. Так же проводится игра: "Поймай мяч", задача этой игры: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча. Правило игры: Дети располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая верх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч, если не поймал, то становится на место водящего. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим. Игра: «Нос ­ ухо ­ нос». Она направлена на развитие слухового восприятия, быстроты реакции, координации и произвольности движения. Ведущий говорит: «Указательным пальцем   руки   дотроньтесь   до   носа   и   скажите   при   этом   –«нос».   Но   если   я   скажу, например, «Лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно! Начали! Нос ­ нос   ­   ухо!   Сказав   «Ухо»,   ведущий   указывает   пальцем   на   подбородок,   и   многие непроизвольно делают то же самое. В конце игры называется самый внимательный игрок, который не поддался на игровые провокации ведущего. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.   Учителю   нужно   помнить   о   том,   что   содержание,   характер,   величина   и направленность физических нагрузок, должны быть посильным для актуального состояния организма ребенка. Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе ­ важная составляющая профессиональной компетентности современного   учителя.   Педагоги,   использующие   эти   технологии,   ограждают   детей   от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память,   воля,   творческое   воображение,   происходит   формирование   самостоятельности мышления, свободы суждений. Для того  чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной   школе,   т.   к.     это   самое   благоприятное   время   для   выработки   правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.     Какие же ориентиры я использую на уроках? 1 Разного рода траектории, по  которым дети « бегают» глазами. Например, на листе  ватмана изображаются какие­либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги,  спирали), толщина линии 1см. 2.Офтальмотренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый   фон   книжного   текста,   способствуя   накоплению   следовых   впечатлений   в   коре головного   мозга,   оказывается   одним   из   факторов,   поддерживающих   утомляемость школьников).   Одним   из   наиболее   эффективных   средств   снятия   таких   следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки. 3.  «Весёлые   человечки».  На   карточках,   которые   я   показываю   детям,   схематично изображены   человечки,   выполняющие   различные   гимнастические   упражнения.   Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка. 4.  Специальный   тренаж,   расположенный   на   потолке   класса.(   см:   журнал   «Начальная школа», 1990.­№6.­с. 91).   3) Коврик . Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только  одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько  всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько  треугольников? И т.д.     4) Подушки ( задания те же, что и с « тарелками» ).     5) Витражи в домике ( задания аналогичные, что и с « ковриком».     С помощью таких приёмов развиваются зрительно­моторная реакция, чувство  локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно­цветовая функция.  Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:    белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;    чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные  мысли;   красный – возбуждает, раздражает;   голубой ­  ухудшает настроение;   зелёный – улучшает настроение, успокаивает;   жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.   коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без  сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию. 5. Упражнения для глаз.   По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у  человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.   Вот некоторые элементы этой гимнастики:  Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо.  Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.   Медленно переводить взгляд вверх­вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.   Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на  нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну  сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.  Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той  последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть  открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать  свет.  Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости.  Затем расслабиться на 5­6 секунд.  Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до  пяти. В среднем темпе проделать 3­4 круговых движения глазами в правую  сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть  вдаль, считая до пяти.  Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и  при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую  сторону и подмигивают левым глазом.   Считаю, что   методика В.Ф.Базарного дает положительные результаты. Она помогает сохранить зрение и предупредить развитие сколиоза.  Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволяет увеличить   плотность   двигательной   активности,   улучшить   физическое,   психическое, нравственное здоровье детей, развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые   падает   в   школе   основная   тяжесть   всех   школьных   нагрузок.   Обучить   детей искусству   сохранения   и   укрепления   здоровья,   повысить   работоспособность, внимательность,   активность,   оказывать   стимулирующее   влияние   на   психомоторную   и умственную деятельность.   Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной  особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к  образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры  педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса  и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь  увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий  позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников.    Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных  результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:      выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся; правильно организовывать место и время учебной деятельности (например,  проводить смену динамических поз); применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном  процессе  данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание  разных видов деятельности); создать специальную образовательную прогромму факультативного курса,  направленного на мотивацию ЗОЖ; соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по  проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.    Основной целью моей работы в русле педагогики  здоровья стало формирование  здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и  педагогическому принципу: «Не навреди!»  Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и  усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.   В заключение,  хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  сделайте его крепким и здоровым».

Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в  школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в  школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в  школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в  школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в  школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в  школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в  школе для обучающихся с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2018