Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—4 кл
18.05.2018
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время огромное значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди обучающихся. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!». Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ.docx
«Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ»
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время
большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины
ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного
отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния
окружающей среды,
наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.
В условиях современной природной и социальноэкономической ситуации проблема
здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически
падает и мы вправе поставить вопрос:
« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
Обучение в школе серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу
сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в
мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все
больший объем зрительной информации, и как следствие зрительный аппарат ребенка
испытывает постоянное перенапряжение. Всё это создает предпосылки для развития у
детей отклонений в состоянии здоровья нарушения осанки, зрения, повышения
артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения
заболеваний сердечно сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена
веществ. Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на
достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня,
отсутствии вредных привычек.
А что происходит в нашей школе сегодня?
По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую
патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь
успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым
ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят
о том, что здоровым можно считать лишь 2025% первоклассников. У остальных же
имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная
работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие
технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей
образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению
характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов,
содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д.
имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегаюгцих технологий позволяет
добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Учителя
специальной (коррекционной) школы VIII вида города Березники используют на своих
уроках элементы здоровьесберегающих технологий.
Это пальчиковая гимнастика:
игры с пальчиками,
пальчиковая гимнастика с предметами,
загадочные палочки,
физкультминутки,
упражнения.
>
>
>
>
> В системе образования накоплен определённый опыт реализации
здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения
в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного,
включающая в себя:
основу телесной вертикали и телесномоторную активность, использование
конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц,
снимающих зрительное утомление.
Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла
во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительноручных
движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том
числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее
эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности
перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной
конторки, установленной на стандартный стол.
Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются
свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам,
увеличения объёма выполняемых работ в классе.
В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального
развития – это пространство. Сильное впечатление производит на меня идея
В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На
нём изображается любой пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село и т.д.
Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года осень, зима, весна, лето.
Продумывая урок, я планирую, где можно использовать материал экологической
стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.
А как же использовать зрительно пространственную активность в режиме
школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка
учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может
быть маленьких размеров . Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с
глазных мышц.
Способствует расширению зрительно двигательной активности и проведение
физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.
Физкультминутки выполняются через 1015 минут напряжённого зрительного труда.
Я работаю уже десятый год, используя элементы методики В.Ф. Базарного. В этом
классе дети с ограниченными возможностями здоровья стали более внимательны и
подвижны, им интересно учиться. Я применяет в своей работе не только работу за
конторками, офтальмотренажер, разные виды упражнений, но и некоторые приёмы
самомассажа, точечный массаж.
Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной
работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение
воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки.
Я стараюсь проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами
самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную
работоспособность.
Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть
детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна две
физкультминутки.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи: 1.Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей
позы.
2.Активизация внимания детей и повышения способности к восприятию учебного
материала.
3.Эмоциональную «встряску» обучающихся, возможность «сбросить»
накопившийся (н р: во время опроса) груз отрицательных эмоций и
переживаний.
Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать
расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. Физкультминутки проводят
в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Учитель произносит команды
четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает
учитель. Обязателен положительный эмоциональный фон. В состав упражнений для
физкультминуток включены игры физкультминутки.
Приведем некоторые упражнения направленные на снятия напряжения:
Упражнения для глаз.
Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.
Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду.
Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также
зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнять упражнение 10
раз в направлении часовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.
После выполнения упражнения детям полезно напомнить: для ухода за глазами очень
важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Полезно по нескольку раз в час на
несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их
ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.
В физкультминутки включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения
и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство
воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах не умеют
правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, поэтому нужно вводить
упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с
различными движениями туловища и конечностей.
Дыхательные упражнения
улучшают кровоснабжение мозга, насыщают его кислородом.
Например: 1. И.П. сидя. 1 глубоко вдохнуть через нос, втянув живот, кисти рук
положить на нижние отделы ребер; 2 энергично выдохнуть через рот, надавливая руками
на ребра. Повторить 45 раз. 2. И.п. стоя, руки вдоль туловища. 1. глубоко вдохнуть
через нос, максимально выпятив живот; 2 выдохнуть через нос, максимально втянуть
живот. Повторить 45 раз.
В Научном центре здоровья детей РАМН разработан комплекс упражнений ФМ
для младших школьников на уроках с элементами письма, где есть упражнения для
улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, с
мышц туловища, упражнения для мобилизации внимания, корригирующие упражнения
для нормализации осанки и т.д. Педагогсам подбирает физкультминутки к урокам,
разрабатывает комплекс упражнений, помогающий в предупреждении утомления и
повышения работоспособности воспитанников. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1 И.п. стоя, руки на поясе. 1 правую руку вперед, левую вверх; 2 переменить
положение рук. Повторить 34 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти
кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 34 раза. Темп средний.
2 И.п. стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 12 свести локти вперед,
голову наклонить вперед; 34 локти назад, прогнуться. Повторить 56 раз затем руки
вниз и потрясти ими расслаблено. Темп медленный.
3 И.п. сидя, руки вверх. 1 сжать кисти в кулак.2, разжать кисти. Повторить 68 раз,
затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Для снятия напряжения с мышц туловища.
1. И.п. стойка, ноги врозь, руки за голову. 13 круговые движения тазом в одну
сторону; 46 то же в другую сторону; 78 руки вниз и расслабленно потрясти
кистями. Повторить 46 раз. Темп средний.
Упражнения для нормализации осанки.
1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот
подтянуть, подбородок приподнять.
2 Ходьба обычная, следя за осанкой.
3 Ходьба на носках, руки за головой.
4 Ходьба на пятках, руки на поясе.
5 Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены
назад.
Педагогическое внимание нацелено не только на проведение физкультминуток и
комплексы упражнений на уроках, но и на школьных переменах это проведение
динамических пауз.
Проводимые ежедневно динамические паузы благотворно влияют на физическое
состояние детей. В программу динамических пауз можно включать общеразвивающие
упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Игры помогают учителям снять
утомление, напряжение детей. Н р: Игра проводится в классе. Называется она
"Настроение". Задача: развитие мимических движений и навыков невербального
общения.
Детям предлагается отгадывать настроение одного из игроков по выражению лица.
Так же проводится игра: "Поймай мяч", задача этой игры: развитие внимания, памяти,
приобретение навыков в бросках и ловле мяча. Правило игры: Дети располагаются по
кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая верх мяч, он называет имя игрока.
Названный игрок должен поймать мяч, если не поймал, то становится на место водящего.
Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Игра: «Нос ухо нос». Она направлена на развитие слухового восприятия, быстроты
реакции, координации и произвольности движения. Ведущий говорит: «Указательным
пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом –«нос». Но если я скажу,
например, «Лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно! Начали! Нос
нос ухо! Сказав «Ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие
непроизвольно делают то же самое. В конце игры называется самый внимательный игрок,
который не поддался на игровые провокации ведущего.
Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к
тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Учителю нужно помнить о том, что содержание, характер, величина и
направленность физических нагрузок, должны быть посильным для актуального состояния
организма ребенка. Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за
годы его обучения в школе важная составляющая профессиональной компетентности
современного учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от
перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание,
память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности
мышления, свободы суждений.
Для того чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения
и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в
начальной школе, т. к. это самое благоприятное время для выработки правильных
привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.
Какие же ориентиры я использую на уроках?
1 Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе
ватмана изображаются какиелибо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги,
спирали), толщина линии 1см. 2.Офтальмотренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы
(серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре
головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость
школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых
впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки.
3. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично
изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер
изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.
4. Специальный тренаж, расположенный на потолке класса.( см: журнал «Начальная
школа», 1990.№6.с. 91).
3) Коврик . Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только
одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько
всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько
треугольников? И т.д.
4) Подушки ( задания те же, что и с « тарелками» ).
5) Витражи в домике ( задания аналогичные, что и с « ковриком».
С помощью таких приёмов развиваются зрительномоторная реакция, чувство
локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительноцветовая функция.
Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:
белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные
мысли;
красный – возбуждает, раздражает;
голубой ухудшает настроение;
зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.
коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов
усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.
5. Упражнения для глаз.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у
человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо.
Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверхвниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на
нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну
сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть
этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той
последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть
открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать
свет.
Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости.
Затем расслабиться на 56 секунд.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до
пяти. В среднем темпе проделать 34 круговых движения глазами в правую
сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть
вдаль, считая до пяти. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и
при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую
сторону и подмигивают левым глазом.
Считаю, что методика В.Ф.Базарного дает положительные результаты. Она помогает
сохранить зрение и предупредить развитие сколиоза.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволяет
увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое,
нравственное здоровье детей, развивать функциональную зрелость всех тех систем, на
которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей
искусству сохранения и укрепления здоровья, повысить работоспособность,
внимательность, активность, оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и
умственную деятельность.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной
особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к
образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры
педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса
и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь
увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий
позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных
результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
правильно организовывать место и время учебной деятельности (например,
проводить смену динамических поз);
применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном
процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание
разных видов деятельности);
создать специальную образовательную прогромму факультативного курса,
направленного на мотивацию ЗОЖ;
соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по
проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование
здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и
педагогическому принципу: «Не навреди!»
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и
усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ
Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ
Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ
Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ
Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ
Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ
Здоровьесберегающие технологии в школе для обучающихся с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.