ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Оценка 4.6

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Оценка 4.6
Документация
docx
психологическая работа +1
2 кл
25.02.2019
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ      ТЕХНОЛОГИИ  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Здоровье- это самое важное в жизни каждого человека. В последнее время наблюдается катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. В связи с эти перед нами стоит вопрос:- Что же для нас важнее- их физическое и психологическое состояние или образование? Однозначно никто из нас не ответит. Но вот совместить образование с технологиями здоровья под силу каждого учителя. в своей статье я описала именно те методы и технологии которые использую сама на протяжении многих лет.
здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.docx
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ      ТЕХНОЛОГИИ  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Талалова Е.Н. учитель начальных классов, первой квалификационной категории, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Макуловская СОШ,  Верхнеуслонского муниципального района, республики Татарстан.                В условиях современной природной и социально­экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.    В соответствии с Законом   РФ   «Об   образовании»     (ст.41)   здоровье   школьников   отнесено   к приоритетным   направлениям   государственной   политики   в   области образования.  Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».     Что   же   происходит   в   нашей   школе   сегодня?   По   данным Минздравсоцразвития   РФ   на   сегодня   каждый   пятый   школьник   имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.   А   ведь   успешность   обучения   в   школе   определяется   уровнем состояния   здоровья,   с   которым   ребёнок   пришёл   в   первый   класс.   Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20­25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.       Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа   школы   по   сохранению   и   укреплению   здоровья   учащихся.   Ведущим фактором   здоровья   является   образ   жизни,   формировать   который   может   и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских   учёных­педагогов   Н.И.   Пирогов,   «всё   будущее   жизни   находится   в руках   школы…   прямое   назначение   школы,   примирённой   с   жизнью,   ­   быть руководителем жизни на пути к будущему» [2, с.21].            Для того чтобы яснее представить здоровье человека как неразрывное единство   природного   и   социального,   тела   и   духа,   неизбежно   обращение   к естественной   истории   становления   человека,   поскольку   проблема   здоровья человека   тесно   связана   с   отношением   его   к   природе   и   физическому воспитанию.  В древней Греции происходит зарождение педагогической теории физического   воспитания.   Платон,   Аристотель,   Гиппократ   и   другие высказывали немало суждений и ценных мыслей о физическом воспитании как составной   части   общественного   воспитания   и   образования   и   его   роли сохранения здоровья граждан [1, с.176] .         Итак, здоровье является важнейшей ценностью человечества. образовательного     здоровьесберегающего Одним из необходимых условий при обучении и воспитании детей является создание пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса   на   здоровый   образ   жизни,   обучению   средствам   и   методам использования  возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий   повышает   результативность   воспитательно­образовательного процесса,   формирует   у   детей   ценностные   ориентации,   направленные   на сохранение   и   укрепление   здоровья,   что   является   основой   в   работе   со здоровыми   детьми   и   детьми   с   ограничениями   здоровья. «Здоровьеформирующие   образовательные   технологии», по   определению   Н.К. Смирнова,­   это   все   те   психолого­педагогические технологии,   программы, методы, которые направлены на воспитание у   учащихся культуры здоровья, личностных   качеств,   способствующих   его   сохранению   и   укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [3, с.230].         В связи с этим, естественно, возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье школьника.          Поиск ответа на этот вопрос актуализирует исследования отечественных физиологов и гигиенистов (М. В. Антропова,   С.М. Громбах, Э.М. Казин, Г.Г. Манке), в них убедительно показано несоответствие учебно­воспитательного режима общеобразовательных  учреждений требованиям гигиены и возрастной физиологии,   что   является   одной   из   причин   дезадаптации   обучающихся, хронического их переутомления и роста заболеваемости.         И потому, одна из главных задач современного  педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни.               Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно­ воспитательного   процесса.   Внимательный   учитель   всегда   заметит   внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное   перекладывание   предметов,   разговор   с   соседом,   увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом и т.д.         С целью сохранения здоровья учащихся каждый учитель должен видеть систему   уроков   класса   в   данный   день,   помнить   и   учитывать   не   только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.              Например, если   в понедельник у меня по расписанию последний урок ­математика. Как же мне добиться внимания и сосредоточенности учащихся на уроке,   эффективности   учебного   процесса?   В   своей   практике   я   использую элементы технологии Шаталова.         Конечно же, это  работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую. Это  использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения. (См. карт. 1) (карт.1)              Активно внедряю в свою работу и   игровые технологии, помогающие решать   не   только   проблемы   мотивации,   развития   учащихся,   но   и здоровьесбережения,   социализации.   В   игре   и   через   игровое   общение   у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать   на   мир,   адекватно   воспринимать   происходящее.   В   игре независимо   от   сознания   ребенка   работают   различные   группы   мышц,   что благотворно влияет на здоровье. Элементы   игры   используются   в   качестве   обратной   связи   и   оценки   ответов одноклассников:   хлопанье   в   ладоши,   топанье   ногами,   поднятие   руки   или сигнальных   карточек   различного   цвета,  обозначающего  «да», «нет», «прошу слова».         Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит ­ на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет множество вариантов.        Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.             Использую   элементы   театрализации   с   появлением   литературных   или театральных   героев,   словарную   работу   в   игровой   форме,   когда   дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Благотворно влияют на здоровье детей и приемы с соревнованиями.       Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к   доске   выходят   по   три­шесть   учащихся,   которых   сменяют   следующие ученики.   Таким   образом,   учащиеся   совершают   движения   во   время напряженного трудного урока.         Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует   также  индивидуальная   работа    с  учениками  на  разных  этапах урока.   В   своей   практике     стараюсь   дифференцировать   задания   для     детей опережающих   программу   и   детей   отстающих,   организую     работу   по индивидуальной программе со слабыми и одарёнными детьми.          Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта,   они   формируют   внимательное   отношение   учащихся   к   своему организму,   воспитывают   понимание   ценности   человеческой   жизни, закладывают   основы   здорового   образа   жизни,   умение   ценить   свою   жизнь   и жизнь окружающих. Сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья учащихся выполнение практических заданий, включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.         Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Чтобы приобщить к выполнению домашних заданий своих учеников:  в основном даю задания по трем уровням, таким образом ребенок сам   выбирает   себе   объем   задания   по   силам.   А   стимул   –   хорошая   оценка, конечно же по выполненным заданиям.               Укреплению   физического   и   нравственного   здоровья   служат   уроки физической культуры, малоподвижные игры на перерывах, игры­считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, вся система физкультурно­ массовой работы в школе. (см. кар. 2) (кар.2)         Одна из важнейших технологий здоровьесбережения ­ школьная оценка. Главное   оценка   должна   мотивировать   ребенка   к   учебному   процессу,   а   не отвернуть от него.                Немаловажное место  в рамках  использовании  здоровьесберегающих технологий занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Ведь дети следят за своим здоровьем так, как их научили родители, поэтому,   проводя   внеклассные   мероприятия,   я   стараюсь   приглашать родителей, чтобы они знали, как правильно следить за здоровьем своих детей. Чтоб  формировались у учащихся чувство ответственности, коммуникативные качества. Так же совместно с родителями организовываем походы, экскурсии, устраиваем конкурсы рисунков «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни», «Соблюдаем режим дня» и т. д. (см. кар.3,4.)   (кар.4) (кар.3)        Кроме того, в своей работе  использую игровые методы психокоррекции. Эти игры провожу после уроков во время внеурочных и  кружковых занятий. Работа ведется в следующих направлениях.               Игры   на   развитие   внимания:  «Будь   внимателен», «Слушай   хлопки», «Зеваки», «Буквы алфавита», «Слушай звуки»        Игры на развитие памяти и восприятия, наблюдательности: « Повтори за мной»,   «Запомни   движения»,   «Запомни   свое   место»,   «Запомни   свою   позу», «Испорченный телефон», «Вот так позы».       Игры на развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации: «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?»              Игры на развитие мышления и речи: «Картинки загадки», «Определи игрушку», «Сочини предложение», «Перечисли предметы».        Игры, способствующие снятию страхов в общении: «Кто за кем», «Нарисуй свой страх» ит.д.              Я считаю, что главная цель   работы учителя научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. А добиться этого мы сможем только тогда когда мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение   будет   более   здоровым   и   развитым   не   только   личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. 1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в  Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), (статья41) Литература:      2.Педагогическая валеограмотность. / под редакцией Т.А. Солдатовой. // ­ Ростов­на­ Дону­1997. – 176 с.                       3.Рылова,   Н.Т.   Организационно­педагогические   условия   создания   здоровье сберегающей   среды   образовательных   учреждений.   Автореферат   кандидатской   дис. Кемерово: КГУ.­2007.­ 21 с. 4.Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000. – 230 с.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ      ТЕХНОЛОГИИ  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ      ТЕХНОЛОГИИ  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ      ТЕХНОЛОГИИ  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ      ТЕХНОЛОГИИ  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ      ТЕХНОЛОГИИ  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ      ТЕХНОЛОГИИ  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019