Здоровье- это самое важное в жизни каждого человека. В последнее время наблюдается катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. В связи с эти перед нами стоит вопрос:- Что же для нас важнее- их физическое и психологическое состояние или образование? Однозначно никто из нас не ответит. Но вот совместить образование с технологиями здоровья под силу каждого учителя. в своей статье я описала именно те методы и технологии которые использую сама на протяжении многих лет.
здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.docx
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Талалова Е.Н.
учитель начальных классов, первой квалификационной категории,
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Макуловская СОШ, Верхнеуслонского муниципального района,
республики Татарстан.
В условиях современной природной и социальноэкономической ситуации
проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В соответствии с
Законом РФ «Об образовании» (ст.41) здоровье школьников отнесено к
приоритетным направлениям государственной политики в области
образования. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить
вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё
А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага,
что здоровый нищий счастливее больного короля».
Что же происходит в нашей школе сегодня? По данным
Минздравсоцразвития РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет
хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные
отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем
состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако
результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно
считать лишь 2025% первоклассников. У остальных же имеются различные
нарушения в состоянии здоровья.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная
работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим
фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и
призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых
русских учёныхпедагогов Н.И. Пирогов, «всё будущее жизни находится в
руках школы… прямое назначение школы, примирённой с жизнью, быть
руководителем жизни на пути к будущему» [2, с.21].
Для того чтобы яснее представить здоровье человека как неразрывное
единство природного и социального, тела и духа, неизбежно обращение к
естественной истории становления человека, поскольку проблема здоровья
человека тесно связана с отношением его к природе и физическому
воспитанию. В древней Греции происходит зарождение педагогической теории
физического воспитания. Платон, Аристотель, Гиппократ и другие
высказывали немало суждений и ценных мыслей о физическом воспитании как
составной части общественного воспитания и образования и его роли
сохранения здоровья граждан [1, с.176] .
Итак, здоровье является важнейшей ценностью человечества. образовательного
здоровьесберегающего
Одним из необходимых условий при обучении и воспитании детей является
создание
пространства,
способствующего формированию мотивации всех участников образовательного
процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам
использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и
развития личности. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических
технологий повышает результативность воспитательнообразовательного
процесса, формирует у детей ценностные ориентации, направленные на
сохранение и укрепление здоровья, что является основой в работе со
здоровыми детьми и детьми с ограничениями
здоровья.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К.
Смирнова, это все те психологопедагогические технологии, программы,
методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни [3, с.230].
В связи с этим, естественно, возникает вопрос, что и как нужно сделать
для того, чтобы образование не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и
развивало здоровье школьника.
Поиск ответа на этот вопрос актуализирует исследования отечественных
физиологов и гигиенистов (М. В. Антропова, С.М. Громбах, Э.М. Казин, Г.Г.
Манке), в них убедительно показано несоответствие учебновоспитательного
режима общеобразовательных учреждений требованиям гигиены и возрастной
физиологии, что является одной из причин дезадаптации обучающихся,
хронического их переутомления и роста заболеваемости.
И потому, одна из главных задач современного педагога – научить детей
культуре здорового и безопасного образа жизни.
Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно
воспитательного процесса. Внимательный учитель всегда заметит внешние
признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание
руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд,
ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение
количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом и т.д.
С целью сохранения здоровья учащихся каждый учитель должен видеть
систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только
очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном
процессе класса.
Например, если в понедельник у меня по расписанию последний урок
математика. Как же мне добиться внимания и сосредоточенности учащихся на
уроке, эффективности учебного процесса? В своей практике я использую
элементы технологии Шаталова.
Конечно же, это работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть
активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую. Это использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты
от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к
уроку и активность участия в нем. Дети на этих уроках вовлечены в активную
познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на
последующее время обучения. (См. карт. 1)
(карт.1)
Активно внедряю в свою работу и игровые технологии, помогающие
решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и
здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у
растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность
воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре
независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что
благотворно влияет на здоровье.
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов
одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или
сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу
слова».
Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным
шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит на неправильный
или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет множество
вариантов.
Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и
различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой
урока.
Использую элементы театрализации с появлением литературных или
театральных героев, словарную работу в игровой форме, когда дети
поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Благотворно
влияют на здоровье детей и приемы с соревнованиями.
Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы:
к доске выходят по тришесть учащихся, которых сменяют следующие
ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время
напряженного трудного урока.
Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся
способствует также индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока. В своей практике стараюсь дифференцировать задания для детей
опережающих программу и детей отстающих, организую
работу по
индивидуальной программе со слабыми и одарёнными детьми.
Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического
аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему
организму,
воспитывают понимание ценности человеческой жизни,
закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и
жизнь окружающих. Сознательно и целенаправленно способствует укреплению
здоровья учащихся выполнение практических заданий, включаются различные
группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности
домашнего задания. Чтобы приобщить к выполнению домашних заданий своих
учеников: в основном даю задания по трем уровням, таким образом ребенок
сам выбирает себе объем задания по силам. А стимул – хорошая оценка,
конечно же по выполненным заданиям.
Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки
физической культуры, малоподвижные игры на перерывах, игрысчиталки на
переменах, подвижные игры в продленных группах, вся система физкультурно
массовой работы в школе. (см. кар. 2)
(кар.2)
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения школьная оценка.
Главное оценка должна мотивировать ребенка к учебному процессу, а не
отвернуть от него.
Немаловажное место в рамках использовании здоровьесберегающих
технологий занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей
учащихся. Ведь дети следят за своим здоровьем так, как их научили родители,
поэтому, проводя внеклассные мероприятия, я стараюсь приглашать
родителей, чтобы они знали, как правильно следить за здоровьем своих детей.
Чтоб формировались у учащихся чувство ответственности, коммуникативные
качества. Так же совместно с родителями организовываем походы, экскурсии, устраиваем конкурсы рисунков «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни»,
«Соблюдаем режим дня» и т. д. (см. кар.3,4.)
(кар.4)
(кар.3)
Кроме того, в своей работе использую игровые методы психокоррекции.
Эти игры провожу после уроков во время внеурочных и кружковых занятий.
Работа ведется в следующих направлениях.
Игры на развитие внимания: «Будь внимателен», «Слушай хлопки»,
«Зеваки», «Буквы алфавита», «Слушай звуки»
Игры на развитие памяти и восприятия, наблюдательности: « Повтори за
мной», «Запомни движения», «Запомни свое место», «Запомни свою позу»,
«Испорченный телефон», «Вот так позы».
Игры на развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации:
«Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?»
Игры на развитие мышления и речи: «Картинки загадки», «Определи
игрушку», «Сочини предложение», «Перечисли предметы».
Игры, способствующие снятию страхов в общении: «Кто за кем», «Нарисуй
свой страх» ит.д.
Я считаю, что главная цель работы учителя научить детей с самого
раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. А добиться этого
мы сможем только тогда когда мы будем личным примером демонстрировать
здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее
поколение будет более здоровым и развитым не только личностно,
интеллектуально, духовно, но и физически.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), (статья41)
Литература:
2.Педагогическая валеограмотность. / под редакцией Т.А. Солдатовой. // Ростовна
Дону1997. – 176 с.
3.Рылова, Н.Т. Организационнопедагогические условия создания здоровье
сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис.
Кемерово: КГУ.2007. 21 с. 4.Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего
образования. М., 2000. – 230 с.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.