Здоровьесберегающий потенциал школьного урока
Базовые потребности учащегося |
Школьные факторы риска |
Здоровьесберегающая деятельность педагога |
Самоактуализация (уважение к себе, самоосуществление)
|
Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет: · освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения); · освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания) |
Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет: · обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся); · деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности); · развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения) |
Уважение (одобрение, благодарность, признание) |
||
Общения (привязанность, причастность к группе)
|
· репродуктивно-иллюстративный подход к обучению; · монологический характер обучения |
· кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся); · создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности); · диалогическое взаимодействие педагога и учащегося; |
Безопасность (физическая и психологическая) |
· неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований · произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику · соревновательный характер обучения
|
· соответствие обучения возрастным особенностям учащихся · индивидуально-дифференцированный подход к обучению · безопасное оценивание (эффективная обратная связь) · создание условий для оценочной самостоятельности учащихся · доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся · организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися |
Физиологические (пища, отдых, движение, кислород)
|
· перегрузка · гиподинамия · неудовлетворительное состояние школьной среды |
· соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. дом.заданий) · рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим) · обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ · использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок · соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим) |
Схема анализа здоровьесберегающего потенциала школьного урока
1. Опишите, когда и где происходил урок:
Школа______ класс _____ дата ________ предмет ___________ какой это урок по счету ____
Ф.И.О. учителя __________________________________________________________________
Тема ___________________________________________________________________________
2. Кратко изложите ход урока (рекомендуется приложить к анализу план или конспект урока) ____________________________________________________________________________
3. Оцените здоровьесберегающую направленность целей урока:
*А) направленность на развитие личности учащегося _____
обеспечивать приобретение знаний о себе, о своем месте в мире, своих отношениях с миром;
создавать условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;
способствовать приобретению умений принятия решений, выбора поведения;
помогать развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата;
другое______________________________________________________________________
*Б) направленность на формирование здоровья и здорового образа жизни____
обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни;
помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни;
другое____________________________________________________________________
4. Оцените наличие в организации деятельности учащихся на уроке:
*А) свободного выбора____ содержания; действия; способа действия; способа взаимодействия; творческая работа; другое ________________ |
*Б) самодеятельности и совместной деятельности ____ ученик в роли учителя; кооперативное обучение; имитационное моделирование; дискуссия; исследование; другое_______________________
|
*В) оценочной самостоятельности ___ взаимопроверка; участие в оценивании ответа другого; оценивание собственного ответа; другое_______________________ |
*5. Оцените активацию учителем познавательного и социального интереса учащихся к содержанию урока: ___
организация поисковой мыслительной активности; формирование собственного мнения; использование занимательного материала; опора на личный опыт учащихся;
|
формирование эмоционального отношения к содержанию; нахождение практического применения содержания; другое___________________________________ |
6. Оцените психологическую безопасность взаимоотношений (наличие эмоционального комфорта):
*А) Между учителем и учеником_______ диалогическое взаимодействие; оказание помощи, поддержка; соответствие возрасту; индивидуально-дифференцированный подход; безопасное оценивание; другое ______________________________________
|
*Б) между учениками _____ активность в общении; дружелюбие; сотрудничество; взаимопомощь, поддержка; заинтересованность в общем результате; другое __________________________________________ |
7. Оцените соответствие условий гигиеническим и экологическим нормативам:
*А) учебной деятельности_____ нормирование учебной нагрузки (в том числе домашнего задания); учет динамики работоспособности; обоснованное применение средств обучения (в т.ч. ТСО и ИКТ); другое ______________
|
*Б) учебного помещения __________ освещенность; школьная мебель; воздушно-тепловой режим; эстетический комфорт; другое ___________________
|
*В) учебного режима _____________ место урока в учебном дне; в учебной неделе; в учебной четверти; в учебном году; другое ______________________ |
*8. Оцените наличие приемов психологической и физической разгрузки: ____
физкультминутки;
динамические паузы;
минутки релаксации;
дыхательная гимнастика;
гимнастика для глаз;
массаж активных точек;
создание положительного эмоционального настроя;
другое_________________________________________________________________________.
9. Предложите учащимся оценить свое состояние после урока:
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».
весело – грустно (чувствую вдохновение – чувствую подавленность) |
интересно – не интересно |
не волнуюсь – волнуюсь (уверен в себе – не уверен в себе) |
не устал – устал |
старался – не старался (пассивен – активен) |
доволен собой – не доволен собой (успешен – неуспешен) |
не раздражаюсь – раздражаюсь (терплю – не хватает терпения)
|
10. Рассчитайте здоровьесберегающий потенциал урока по сумме набранных баллов (максимально можно получить 12 баллов): ___________________________________
Опишите, как необходимо изменить урок, чтобы увеличить его здоровьесберегающий потенциал: _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Инструкция:
* - отмеченные звездочкой пункты оцениваются по шкале от 0 до 1.
Шкала оценки:
0 – отсутствует на уроке;
0,5 – недостаточно четкое проявление;
1 – ярко выраженная реализация положения.
Подчеркните или впишите положения, имеющиеся на уроке, и оцените пункт в баллах в целом. При этом краткие описания положения, помещенные под звездочкой, можно использовать как основу для его оценивания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по материалам книги Никиты Константиновича Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.