Здоровьесберегающий потенциал школьного урока

  • Памятки
  • Семинары
  • doc
  • 07.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЗСП урока.doc

 

Здоровьесберегающий потенциал школьного урока

 

Базовые

потребности

учащегося

Школьные

факторы риска

Здоровьесберегающая

деятельность педагога

 

Самоактуализация

(уважение к себе, самоосуществление)

 

Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет:

· освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения);

· освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания)

Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет:

· обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся);

· деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности);

· развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения)

 

Уважение

(одобрение, благодарность, признание)

 

 

Общения

(привязанность, причастность к группе)

 

· репродуктивно-иллюстративный подход к обучению;

· монологический характер обучения

· кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся);

· создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности);

· диалогическое взаимодействие педагога и учащегося;

 

 

 

Безопасность

(физическая и психологическая)

· неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований

· произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику

· соревновательный характер обучения

 

· соответствие обучения возрастным особенностям учащихся

· индивидуально-дифференцированный подход к обучению

· безопасное оценивание (эффективная обратная связь)

· создание условий для оценочной самостоятельности учащихся

· доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся

· организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися    

Физиологические

(пища, отдых, движение, кислород)

 

· перегрузка

· гиподинамия

· неудовлетворительное состояние школьной среды

· соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. дом.заданий)

· рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим)

· обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ

· использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок

· соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим)

 

 

 

Схема анализа здоровьесберегающего потенциала школьного урока

 

1.       Опишите, когда и где происходил урок:

Школа______ класс _____ дата ________ предмет ___________ какой это урок по счету ____

Ф.И.О. учителя __________________________________________________________________

Тема ___________________________________________________________________________

 

2.       Кратко изложите ход урока (рекомендуется приложить к анализу план или конспект урока) ____________________________________________________________________________

 

3. Оцените здоровьесберегающую направленность целей урока:

*А) направленность на развитие личности учащегося _____

обеспечивать приобретение знаний о себе, о своем месте в мире, своих отношениях с миром;

создавать условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;

способствовать приобретению умений принятия решений, выбора поведения;

помогать развитию  рефлексии собственной деятельности и ее результата;

другое______________________________________________________________________

*Б) направленность на формирование  здоровья и здорового образа жизни____

обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к  ценности;

содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни;

помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни;

другое____________________________________________________________________

 

4. Оцените наличие в организации деятельности учащихся на уроке:

 

*А) свободного выбора____

содержания;

действия;

способа действия;

способа взаимодействия; творческая работа;

другое ________________

*Б) самодеятельности и совместной деятельности ____

ученик в роли учителя; кооперативное обучение; имитационное моделирование; дискуссия; исследование; другое_______________________

 

*В) оценочной самостоятельности ___

взаимопроверка;

участие в оценивании ответа другого;

оценивание собственного ответа;

другое_______________________

 

*5. Оцените активацию учителем познавательного и социального интереса учащихся к содержанию урока: ___

 

организация поисковой мыслительной активности;

формирование собственного мнения; использование занимательного материала;

опора на личный опыт учащихся;

 

формирование эмоционального отношения  к содержанию;

нахождение практического применения содержания;

другое___________________________________

 

6. Оцените психологическую безопасность взаимоотношений (наличие эмоционального комфорта):

 

*А) Между учителем и учеником_______

диалогическое взаимодействие;

оказание помощи, поддержка;

соответствие возрасту;

индивидуально-дифференцированный подход;

безопасное оценивание;

другое ______________________________________

 

*Б) между учениками _____

активность в общении;

дружелюбие; сотрудничество;

взаимопомощь, поддержка;

заинтересованность в общем результате;

другое __________________________________________

 

7. Оцените соответствие условий гигиеническим и экологическим нормативам:

 

*А) учебной деятельности_____

нормирование учебной нагрузки (в том числе домашнего задания);

учет динамики работоспособности;

обоснованное применение средств обучения (в т.ч. ТСО и ИКТ);

другое ______________

 

*Б) учебного помещения __________

освещенность;

школьная мебель;

воздушно-тепловой режим;

эстетический комфорт;

другое ___________________

 

*В) учебного режима _____________

место урока в учебном дне;

в учебной неделе;

в учебной четверти;

в учебном году;

другое ______________________

 

*8. Оцените наличие приемов психологической и физической разгрузки: ____

физкультминутки;

динамические паузы;

минутки релаксации;

дыхательная гимнастика;

гимнастика для глаз;

массаж активных точек;

создание положительного эмоционального настроя;

другое_________________________________________________________________________.

 

9. Предложите учащимся оценить свое состояние  после урока:

 

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».

 

весело – грустно (чувствую вдохновение – чувствую подавленность)

интересно – не  интересно

не волнуюсь – волнуюсь (уверен в себе  – не уверен в себе)

не устал – устал

старался  – не старался (пассивен – активен)

доволен собой  – не доволен собой (успешен – неуспешен)

не раздражаюсь  – раздражаюсь (терплю – не хватает терпения)

 

10. Рассчитайте здоровьесберегающий потенциал урока по сумме набранных баллов (максимально можно получить 12 баллов): ___________________________________

 

Опишите, как необходимо изменить урок, чтобы увеличить его здоровьесберегающий потенциал: _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

 

Инструкция:

* - отмеченные звездочкой пункты оцениваются по шкале от 0 до 1.

Шкала оценки:

0 – отсутствует на уроке;

0,5 – недостаточно четкое проявление;

1 – ярко выраженная реализация положения.

Подчеркните или впишите положения, имеющиеся на уроке, и оцените пункт в баллах в целом.  При этом краткие описания положения, помещенные под звездочкой, можно использовать как основу для его оценивания.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 по материалам книги Никиты Константиновича Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»

Материал подготовлен к мастер-классу по теме:

«Урок с позиции здоровьесбережения»

 

Методист МОУ «Центр развития образования» С.О. Авилкина

Заместитель директора МОУ СОШ № 7 Л.В. Максименко

 

19.01.2010 год