Здоровьесбережение
в условиях
девиантного поведения
учащегося в классе.
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от наиболее распространённых, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путём применения определённых санкций ( лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя).
Существуют различные определения для девиантного поведения. Социологияпод девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определённой социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно – психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния. Психологияк девиантному поведению относит отклонение от социально – психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.
Причины девиантного поведения у детей это недостатки воспитания, неполная семья, серьёзные нарушения характера, отсутствие внимания со стороны близких, страх за наказание, фантазёрство и мечтательность, желание устраниться от опеки учителей и родителей, жестокое обращение со стороны товарищей, немотивированная тяга изменить скучную обстановку.
Особенности девиантного поведения у младших школьников включает диспропорцию в темпах и уровнях развития личности. Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения. При столкновении младшего подростка с непониманием в его стремлениях к самостоятельности возникают вспышки аффекта. Подобная реакция возникает и на критику внешних данных или физических способностей.
Коррекция девиантного поведения школьников должна осуществляться психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации.
Проводить профилактику проще, чем что-то изменить. Однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиации. Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья даёт ребёнку
базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребёнка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности ребёнка.
Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учёт детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.
В 2013 году у меня в классе появился ученик с ярко выраженным девиантным поведением. Это Пещеров Илья. У него наблюдался высокий уровень сформированности девиантного поведения. Во время урока мог встать и пойти по классу, поворачивался, разговаривал, был раздражителен. Во внеурочное время мог быть агрессивен, нарушал нормы и правила поведения, был вспыльчив. Мне кажется что, изначально все проблемы Ильи начались в семье ( конфликты родителей ). Но семья и старалась помочь ему: наблюдение и лечение у специалистов, посещение музыкальной школы, спортивных секций. Я старалась при общении с Ильёй применять следующие приёмы воздействия:
· проявление доброты, внимания и заботы;
· просьба;
· поощрение;
· прощение;
· проявление огорчения;
· поручительство;
· убеждение;
· внушение;
· доверие;
· моральная поддержка.
В школе, в которой сейчас учится Илья, он находится под постоянным наблюдением школьного психолога. И я надеюсь, что из девиантного ребёнка он превратиться в нормального ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.