Здоровьесбесберегающие технологии в образовательном
процессе ДОУ и семье
Дошкольный возраст психологами признается ответственным и важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Непосредственно в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Чтобы детально понимать сущность выбранной темы исследования, нужно разобраться в целом, что представляет из себя здоровье человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия».
Еще в древности ученые обращались к данному понятию и пытались дать ему определение, например, Пифагор писал о том, что здоровье – есть гармония, равновесие, а болезнь – нарушение гармонии.
В.Ш. Басырова в современном понимании трактует понятие здоровье, как «естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, возникающих под воздействием биологических и социальных факторов».
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Рассмотрим понятие «здоровьесберегающие технологии». Многие авторы подразумевают под данным понятием систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
ФГОС ДО определяет здоровьесберегающие технологии как «комплекс методов, мероприятий и организационных условий в образовательной среде детского сада, реализуемых с целью сохранения, укрепления здоровья субъектов педагогического процесса (детей, педагогов, родителей), формирование у них ценностного отношения к здоровью, физической культуре».
Современные инновационные технологии, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОО, называются здоровьесберегающими технологиями. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
– формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
– организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОО, согласно требованиям ФГОС ДО прекрасно используются совместно с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Применение таких технологий решает следующие задачи:
– база для физического здоровья дошкольников;
– повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
– профилактика и оздоровление;
– знакомство с основами здорового образа жизни;
– формирование валеологических навыков;
– воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Рассмотрим основные виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОО и семье.
1. Медико-профилактические технологии – обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОО в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
2. Физкультурно-оздоровительная технология направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка направлена на обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.
5. Технологии валеологического просвещения родителей. Так как родители являются главными субъектами образовательного процесса, именно на них накладывается обязанность правильно организовывать режим дня ребенка, уделять особое внимание его здоровью и развитию, поскольку от этого зависит его настроение, состояние физического комфорта. В рамках данной технологии осуществляется информационно-просветительская работа родителей.
6. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников.
Выделяют также формы здоровьесберегающих технологий в ДОО и семье:
– утренняя гимнастика;
– самомассаж;
– подвижные и спортивные игры;
– ароматерапия, релаксация;
– пальчиковая гимнастика;
– гимнастика для глаз;
– дыхательная гимнастика;
– динамические паузы и другие.
Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей в ДОО происходит также через информационные стенды для родителей, где освещаются рубрики по вопросам оздоровления дошкольников. Есть также информационный стенд медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОО.
Педагоги также привлекают родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОО (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья и др.).
Организуются консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Таким образом, отметим, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Список литературы:
1. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. – 2004. – №1. – С.23-27.
2. Басырова В.Ш. Понимание здоровья с точки зрения различных научных подходов / В.Ш. Басырова // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2011. – № 1 (44). – C. 91-94. – ISSN 1993-5552.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.