Тема: «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества»
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 8
Цель урока: формирование основ здорового образа жизни, исключающими употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; умениями вести здоровый образ жизни.
1) Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-формировать осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности, включая решительный отказ от вредных привычек.
-формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-осознание алгоритма учебного действия;
умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ, сравнение.
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;
-умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
Познавательные УД:
-расширять представления о здоровом образе жизни;
-характеризовать безопасный и зож;
-привлечь внимание учеников к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью;
-позитивно относиться к использованию информационных технологий с целью обеспечения успешного продвижения в личностном развитии и в учебно-познавательном развитии;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
-учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.
Предметные результаты:
- формирование основ здорового образа жизни, исключающими употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; умениями вести здоровый образ жизни.
-характеризовать ЗОЖ и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств;
-классифицировать знания об основных факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье;
-планировать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья.
1. Организационный момент (психологический
настрой на урок)
- Здравствуйте ребята! У нас сегодня гости. Поприветствуйте гостей. Садитесь. Я рада Вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи. Я хочу начать наш урок словами:
«Придумано кем-то, просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!».
Доброе утро небу и птицам, доброе утро приветливым лицам! И сразу становишься добрым, доверчивым! Пусть доброе утро длится до вечера!»
2. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин
- Перед вами конверт, откройте его и рассмотрите содержимое. Это список ценностей человека: любовь, деньги, престижная работа, здоровье, семья, почет и уважение, недвижимость. Расположить их в убывающем порядке. Давайте посмотрим, что получилось? Молодцы! Вы все хорошо справились. А теперь, покажите всем, какая важная на Ваш взгляд ценность, у Вас оказалась самой первой по списку.
-Правильно, здоровье
Как вы понимаете это слово
Здоровье - главная ценность.
Здоровье – это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней Здоровье – это отсутствие заболеваний;
-Здоровье – это отсутствие физических дефектов;
-Здоровье – это нормальные условия жизнедеятельности.
-Вы все по-своему правы, а что же нам говорит на этот счет
энциклопедия, внимание на доску!
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
-Давайте оценим свое здоровье при помощи теста «Определи свое здоровье». Оцените состояние своего здоровья по пятибалльной системе по этим характеристикам:
v Самочувствие –
v Работоспособность –
v Настоение –
Рассчитайте среднюю оценку. Если Вы за последний год болели 3 раза и больше, уменьшите полученную цифру на 1 балл.
Если Вы оценили свое здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня.
Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину отклонения в здоровье.
4. Выявление места и причины затруднения
А как вы думаете, много ли у нас абсолютно здоровых людей?
Перед Вами данные статистики здоровья людей в нашей стране:
Физическое здоровье ухудшилось на 20 %;
Сердечно-сосудистые заболевания увеличились на 20 %;
Смертность увеличилась на 30%
Почему так происходит?
(Потому, что люди не обращают внимание на свое здоровье.
Отказываются вести ЗОЖ.
Какую тему будем изучать? «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества»
С какой целью мы говорим на эту тему? (Привлечь ваше внимание к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью.
расширить знания о ЗОЖ;
узнать какова роль ЗОЖ в жизни и деятельности людей;
задуматься о необходимости быть здоровым человеком;
научиться применять полученные знания для себя лично.
Таким образом, цель урока: овладение основами здорового образа жизни, исключающими употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; умениями вести здоровый образ жизни
Предлагаю провести урок под девизом: “Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.” Геродот
5.Построение проекта выхода из затруднения.
В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины.
А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек.
Здоровье - наш бесценный дар.
Оно не безгранично.
Оно напоминает шар,
И все в нем гармонично.
В нем есть любовь и красота,
Есть ценность и величье.
Все укрепляет доброта.
А символ - наша личность.
Здоровье – наш бесценный дар,
Который дан от Бога.
И все готовы мы отдать
Лишь только б быть здоровым.
Но так бывает не всегда –
Сердиться мы не будем,
И если вдруг придет беда,
Мы встанем все, поможем людям.
Мы видим, что здоровый человек счастлив. Свои представления о счастливой жизни можно выразить в виде Дерева жизни, которое вы видите на доске. Листья этого дерева– дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если крону будут поддерживать ветви: «Я могу», «Я хочу», «Я буду».
- А что человек может? (понимать других, любить, быть честным и т.д.)
- Я хочу? (ответы учащихся)
- Я должен? (соблюдать законы, жить, любить и.т.д.)
Эти ветви поддерживают ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями составляющими здорового образа жизни (ведущим читаются определения, а учащиеся
выбирают подходящие для составляющих здоровья и выкладывают на демонстрационном материале: интересная творческая работа, активная жизненная позиция, курение,
положительные эмоции, употребление алкоголя, любовь к людям, пессимизм, оптимизм, семья, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, двигательная активность,
употребление наркотиков).
Здоровье человека – это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства.)
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
1. Ответьте на вопрос, что такое по – вашему, здоровый образ жизни? (ответы детей)
2. «Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это система поведения разумного человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек)
3. В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
4. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умение отдыхать. И еще пятое — счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий, чтобы напрягаться и голодать? Увы!
5. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично»
Верно. Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения, активность людей, направленных на сохранение и улучшение здоровья. (показ слайда на экране)
-Объясните мне, пожалуйста, как понимаете индивидуальная система поведения (ответы детей).
Правильно ребята, каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениями возможностям.
6. Физкультминутка.
7. Реализация построенного проекта.
Чтобы сформировать свою систему ЗОЖ, необходимо знать факторы, которые положительно и отрицательно влияют на здоровье. В течение нескольких минут вам требуется составить кластер который положительно и отрицательно влияют на здоровье
От группы к доске по одному ученику.
Остальные самостоятельно
(Зачитайте свои факторы укрепляющие здоровье, и влияющие на здоровье)
Оцените работу
Проанализируйте свой образ жизни, оцените, какие ваши привычки не способствуют укрепления здоровья
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Интерактивная игра- викторина
9.Включение в систему знаний и повторение.
Работа в группах.
Сформулируйте советы и рекомендации по ЗОЖ на альбомных листах (самостоятельная работа в группах)
Примерные советы:
• Познай самого себя.
• Содержи свое тело в чистоте.
• Хорошо ешь.
• Будь осторожен в быту.
• Играй с осторожностью.
• Выбирай друзей правильно.
• Содержи свой мир в чистоте.
• Научись говорить «нет».
• Лекарство — не игрушка.
• Проводи иммунизацию.
• Если ты чувствуешь себя больным, обратись к врачу, родителям.
Закрепляют варианты на доске. Оценивают свою работу.
- Скажите, ребята, а по каким критериям можно определить, что нация в государстве здорова.
Перед Вами несколько вариантов ответов:
* наличие необходимого количества спортивных
площадок, бассейнов, спортивных залов;
* спортивные праздники;
* воскресный и вечерний отдых связан со
спортивными увлечениями;
* большое количество традиций в обществе по
здоровому образу жизни;
* продолжительность жизни населения.
https://learningapps.org/watch?v=pwxo1gcvn19
- Вы правы! Главным критерием здоровья нации
является - продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает
смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с
нацией “умирает” государство.
Цель игры: дать возможность учащимся
поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и
научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана
Представьте, что Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутат разрабатывала и внедряла мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов занималась внедрением ЗОЖ в учебные общеобразовательные учреждения.
(Выступление лидеров групп. Оцените работу
(Обсуждение выступление лидеров групп)
Вывод:
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей для нашего государства в целом и в частности в области образования. Здоровье общества складывается в конечном результате из здоровья его членов. Поэтому в настоящее время очень актуальной стала задача обучения детей в школе основам здорового образа жизни. Здоровые дети сегодня – это будущее России, её национальное достояние, её безопасность.
10.Рефлексия
Ребята наш урок подходит к концу.
Понравился ли вам урок?
О чем вы сегодня узнали на уроке?
Достигли ли мы цели?
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Какие выводы вы можете сделать по теме сегодняшнего урока?
(Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей)
-Какие задания выполняли с удовольствием?
А что для вас вызвыло затруднение
Кому хотели сказать спасибо
Назовите, кто был самым активным
Синквейн на тему: «Зоровье»
Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:
} строка – одно существительное,
} строка – два прилагательных,
} строка – три глагола,
} строка – фраза, несущая определенный смысл.
} строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Я надеюсь на то, что вы пополнили свой багаж знаний и уходите в хорошем настроении. Упражнение: «Я желаю всем…».
- Каждый учащийся заканчивает фразу «Я желаю всем…»
-Всего Вам доброго. Будьте здоровы!
Сегодня все молодцы
12. Отметки
Урок окончен, спасибо до свидания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.