«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)
Оценка 4.8

«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)

Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
14.02.2018
«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)
Проблема сохранение здоровья обучающихся в процессе образования как залог успешной учебы. Работа педагогов, родителей и самих учащихся должна быть направлена на формирование моды на здоровье, физическую красоту, отказ от вредных привычек. Проблема сохранения и укрепления здоровья своих детей касается не только семьи, но и учителей.
Здоровый ребёнок.doc
«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни) Карпова Наталья Николаевна, учитель начальных классов  МОУ «Высокиничская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Воспитание   (или  воспитательную   деятельность)   мы  понимаем,   как  целенаправленную   и педагогически   управляемую   деятельность   по   актуализации   и   мотивации   потребностей ребёнка к саморазвитию.             При   определение   целей   воспитания   необходимо   руководствоваться   следующими положениями: ­ цели воспитания должны соответствовать потребностям общества и государства; ­   цели   воспитания   должны   соответствовать   психологическим,   возрастным,   социальным потребностям учащихся; ­ цели должны быть конкретными.            На сегодняшний день одной из актуальных целей обучения и воспитания является сохранение здоровья ребёнка.           В связи с неблагоприятной эколого­гигиенической обстановкой во многих регионах следует   ожидать   роста   как   острых,   так   и   хронических   заболеваний,   особенно аллергических. В связи с ростом стрессогенных воздействий можно ожидать ухудшения нервно­психического   здоровья,   иммунитета,   роста   гастроэнтерологических   заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.                 Современная   наука   утверждает,   что   10­15%   уровня   здоровья   зависит   от наследственных   факторов,   20%   ­   от   внешнесредовых   условий,   10%   ­   от   деятельности здравоохранения, остальные 55% ­ от образа жизни человека.            Данные по нашей  школе за последние  четыре года показывают уменьшение  числа здоровых детей, это обусловлено социально­экономическим положением семей, снижением уровня   здоровья   родителей   и   детей,   наследственностью,   несформированностью   у родителей   и   детей   ценностного   отношения   к   своему   здоровью.   У   наших   школьников наблюдается нарушение зрения, болезни костно­мышечной системы, ЖКТ, в среднем на протяжении  учебного года каждый школьник болеет 2 – 3  раза, что говорит о низкой сопротивляемости   организма   к   вирусам,   а   также   неблагоприятным   воздействиям окружающей   среды.   Поэтому   требуется   комплекс   мероприятий,   направленных   на обеспечение условий для обучения и укрепления здоровья детей.      Проблема сохранения и укрепления здоровья своих детей касается не только семьи, но и учителей. И я, как учитель начальных классов, решила   подробнее разобраться в этой проблеме.   Мною,   как   руководителем   методического   объединения   учителей   начальных классов,   была   проведена   беседа   с   целью   получения   информации   о   формировании учителями   начальных   классов   положительного   отношения   к   своему   здоровью   среди младших школьников.        Проанализировав полученные ответы, был сделан следующий вывод: каждый учитель заботится о здоровье своих воспитанников, но вкладывает в этот процесс своё видение и понимание проблемы.        Здоровый   образ   жизни   включает   в   себя   следующие   факторы:  благоприятное социальное   окружение;   духовно­нравственное  благополучие;   оптимальный  двигательный режим   (культура   движений);   закаливание   организма;   рациональное   питание;   личная гигиена;   отказ   от   вредных   пристрастий   (курение,   употребление   алкогольных   напитков, наркотических веществ); положительные эмоции  Педагогические   принципы  формирования   культуры   здоровья:   системность; комплексность;   преемственность;   учёт   возрастных   и   индивидуальных   способностей учащихся;   рациональное   сочетание   умственной   и   физической   нагрузки;   аналитичность; вариативность и гуманизм. Приступая к работе с новым классным коллективом я решила не только сохранить старые традиции (идеи), но и привнести новые.         Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. При   опросе   родителей   и   учащихся   о   понимании   выражения   «здоровый   образ   жизни» получены были следующие данные:  дети родители правильное питание – 41% режим – 24% отказ от вредных привычек – 58% гигиена человека – 16% спорт, зарядка – 83% отказ от вредных привычек – 57% гигиена человека – 36% спорт, зарядка – 36% прогулки на свежем воздухе, закаливание – 36% психологическое равновесие – 58% здоровое питание – 21% безопасное поведение – 21% режим – 14% отсутствие болезней – 14%          Из таблицы видно, что главной составляющей, по мнению детей, является отказ от вредных привычек, а по мнению родителей – занятие спортом и зарядка. Дети назвали больше факторов. Какие­то понятия родители вообще не включили, в отличии от детей. В силу своего возраста дети не назвали составляющей психологическое равновесие. А более половины родителей посчитали это важным фактором для здоровья.         Обсудив эти серьезные проблемы на классном родительском собрании, родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней:  несвоевременное   питание;   нерегулярность   проветривания   классных   кабинетов; превышающий   допустимый   вес   школьных   портфелей;   несоблюдение   режима   дня,   что приводит   к   перегрузке   учебными   занятиями,   а   так   же   поставил   цели   и   задачи   для   их преодоления.       Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно­ логической схемы: цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты.       В связи с этим за очень короткий срок родители приобрели для проведения физминуток ковёр. Обеспечивают  детей средствами на питание (100% детей обедают в школе).  Принимали активное участие в экспресс анкетировании, в тестировании.       Приоритетными направлениями в воспиательно­оздоровительной работе мы выбрали: физическое развитие учащихся и укрепление их здоровья; психологическая самозащита  личности; правильное и здоровое (рациональное) питание; привитие навыков личной  гигиены; профилактика вредных привычек; пропаганда здорового образа жизни.      Реализовывать поставленные задачи стали используя различные технологии:   тренинг­общения;   шоу­технологии   (соревнования,   концерты   и   т.д.);   групповое   решение проблемы; диалог «педагог – воспитанник»; «информационное зеркало»(газеты, стенды с советами, сведениями)          Технологии используемые в формировании здорового образа жизни направлены на решение   конкретных   задач   воспитания,   в   них   заложена   потенциальная   возможность результата.          Планируя  и  проводя  работу, направленную  на  укрепление  и  сохранение   здоровья учеников, учитываю следующие факторы: 1.   Отказ   от   авторитарного   стиля   общения   между   учащимися   и   учителем.(   Ребята привлекаются   к   принятию   решений,   прислушиваюсь   к   их   мнению,   поощряется самостоятельность суждений. На уроке создаётся атмосфера живого общения, оказывается психологическая  поддержка учащимся.) 2.   Применение   и   чередование   различных   форм   и   методов   проведения   уроков   (урок­ дискуссия,   театрализованный   урок,   экскурсия   и   др.   Ситуация   –   это   стечение обстоятельств.   И   это   может   быть   ситуация   успеха,   ситуация   доверия,   либо   ситуация выбора.)  3. Уровень коммуникативной культуры учащихся (полезные советы в уголке школьника, для родителей советы педагога Симона Соловейчика).  4. Формы и характер поведения учащихся на переменах: игры на ковре, соревнования с прыгалками, хождение без обуви, минутки психологической разгрузки, динамические  паузы. 5. Гигиенический контроль за соблюдением требований Сан Пи Нов (соответствие высоты столов   и   стульев   росту   учащихся,   соответствие   веса   портфелей   возрасту   ученика (взвешиваем портфели и информируем родителей); нормированное дифференцированное домашнее задание (используются информационные технологии). 6. Обеспечение учащихся питанием (школа обеспечивает горячим питанием: бесплатные завтраки, обеды на средства родителей). 7.   Улучшение   экологического   пространства   класса   (регулярное   проветривание(перед   1 уроком и после 3 урока), наличие цветов, влажная уборка по окончании 2, 3 уроков). 8.   Эмоционально­психологический   климат   в   классе   (разрядки   в   виде   тренинг­общения: «Рука друга», «Волшебный стул» и  др.) 9.   Рациональная   организация   учебных   занятий   (с   учётом   хода   дневной   и   недельной умственной   работоспособности   учащихся,   ежедневное   проведение   дежурным   утренней гимнастики). 10.   Отслеживание   и   снижение   степени   утомляемости   учащихся   на   уроках (физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета).         Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.    проводится эмоциональная разрядка, гимнастика для глаз.           Проводится   система   профилактических   занятий   по   предупреждению   детского травматизма   на   дорогах   (викторины,   конкурсы   рисунков,   мероприятие   «Академия пешехода» и др.). Из   опыта   работы   становится   ясно,   что   здоровьесберегающая   направленность   работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, и должна прослеживаться во всей   учебно­воспитательной   работе.   При   планировании   использовалась   школьная программа «Здоровье». Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребят интерес к самому себе и своему здоровью. Это система мероприятий на познание самого себя:   «Мой   ум.»,   «Какая   у   меня   память»,   «Развивай   свою   память»,   «Это   интересно знать(интересные факты о нашем организме)»; о правилах гигиены: «Красивые девочки, сильные мальчики», «Режим дня школьника», «Это важно знать (сообщения детей во время эпидемии   болезней);     развитие   коммуникативных   способностей:   «Как   научиться   не обижать   друг   друга»,   «Честность   –   прежде   всего»;   итак   как   формирование   основ здорового образа жизни не возможно без безопасного поведения учащихся (прослеживается в ответах детей на опросе): «Азбука безопасного поведения», «Невидимые враги человека, которые мешают ему жить» и др.          Принимаем активное участие во всех спортивных мероприятиях   школы   (соответствующих   возрасту   учащихся)   дни   и   недели   здоровья, воспитание личным  примером (сама участвую вместе с детьми). Проводим спортивные соревнования   между   классами.   Ведётся   информационно­просветительская   работа   через         Кроме   того,   определяются   и   фиксируются   психологический   климат   на   уроке, На   сегодняшний   день   необходима   единая   система   работы   по   решению   данной оформление   классной   газеты   «Витаминка»,   где   размещаем   различную   информацию   о нашем организме, здоровье (помогает серия книг«Тело человека»).       Были организованы поездки и экскурсии: в Парк птиц, музей им. Дарвина, поездки на театрализованные представления. Проводится диспансеризация учащихся и ознакомление родителей с результатами медицинских осмотров.   проблемы.  Большое внимание уделяется информационно­просветительской работе с  родителями.             Проведён   курс   бесед   по   формированию   здорового   образа   жизни:   «Режим   дня школьника»,     «Как   развивать   внимание   и  память   ребёнка»,   «Эмоции   положительные   и отрицательные»,   «Телевидение   и   компьютерные   игры   в   жизни   младшего   школьника», «Ребёнок и мобильный телефон». Консультации родителей по вопросам: «Гиперактивные дети. Кто они?», «Утомляемость ребёнка, как её преодолеть».      Говорить о каком­то конечном результате пока рано, но промежуточный уже есть. Это меньшая заболеваемость детей (менее 1 раза в год), не увеличение количества детей с отклонениями   в   здоровье.   Ребята   чувствуют   себя   на   уроке   комфортнее   (по   данным мониторинга).      Сохраняются проблемы, над которыми ещё предстоит работать.       Не все родители понимают серьёзность данного вопроса, с недостаточным вниманием относятся к здоровью детей.  ОПРОС:  Ведёте   ли   вы   здоровый   образ   жизни?   показал:   курят   –   40%;   спорт, зарядка(эпизодически) – 6%; соблюдение режима(хотя бы ребёнком) – 35% Мы видим, что несмотря на информированность родителей, рефлексия (навык) здорового образа жизни не сформирован. Не все родители ведут здоровый образ жизни, не понимая, что   тем   самым   наносят   вред   своему   ребёнку,   его   здоровью   (пассивное   курение,   не соблюдение   режима   дня   и   др.)   и   этим   формируют   у   детей   отрицательный   стереотип поведения.           В   дальнейшем   планируется   продолжать   работу   по   популяризации   преимуществ здорового   образа   жизни,   по   расширению   кругозора   школьников   в   области   физической культуры   и   спорта,   вести   просветительскую   работу   среди   родителей   в   вопросах сохранения здоровья детей.            Изложенная выше информация показывает, что внедрение в обучение и воспитание здоровьесберегающей   направленности   ведет   к   снижению   показателей   заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной утомляемости и происходит раскрепощение   ученика   и   учителя,   открывается   простор   для   их   педагогического сотрудничества и  творчества. Итак, каковы общие выводы? 1. Актуальность   проблемы   подтверждается   статьями   и   данными   статистики   об ухудшении   здоровья   школьников,   которые   в   последнее   время   всё   чаще   и   чаще появляются на страницах периодической печати и методической  литературы.  2. Учащиеся достаточно хорошо информированы в этом вопросе.  3. Формируя навыки по сохранению здоровья идёт как учебной деятельности (каждый учебный  предмет  содержит  в себе  элементы валеологического  воспитания  (только важно выявить и подвести к этому учащихся), так и во внеурочной работе. 4. Существуют трудности реализации данного вида воспитания в учебно­воспитательном процессе (нет единства в действиях учителя и родителей по формированию навыков здорового образа жизни). Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить,   беречь   и   укреплять   своё   здоровье,   если   мы   будем   личным   примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.       Поэтому очень важной задачей является формирование культуры здоровья в течение всего учебно­воспитательного процесса. Воспитание потребности здорового образа жизни ребёнка   на   основе   здоровьесберегающих   технологий   должна   стать   приоритетным направлением в деятельности каждого коллектива образовательного учреждения.

«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)

«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)

«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)

«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)

«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)

«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)

«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)

«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)

«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)

«Здоровый ребёнок – здоровое общество» (Формирование основ здорового образа жизни)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018