«Здравствуй, я новый учитель!»
Калабаева Ляззат Мейрбековна
учитель гимназии №8 им. Толе би
г.Тараз Жамбылской области
Говоря о сегодняшнем современном уроке, следует отметить, что залогом успешного обучения и воспитания учащихся является создание мотивации на уроке.
Мотивация - это самая сложная проблема, которая существует, а соответственно, и самая интересная.
Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
Обучая младших школьников на протяжении нескольких лет, хочу поделиться своими «наработками», мотивационными моментами на уроках русского языка.
Следует отметить, что приемы, виды и методы, а также всё разнообразие мотиваций в предостаточном объёме опубликованы во всемирной сети-интернете.
Однако, при обучении учащихся имеет место принцип индивидуального подхода не только к учащемуся, но и к классу. Ведь понятно, что каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одной из причин этого я вижу в различном уровне сформированности учебной мотивации.
Так, к началу урока, для создания интересной рабочей обстановки в каждом классе подбираю разные виды и методы мотиваций:
Метод. «Обязательное мотивационное условие». |
Каждый день в начале урока утверждаю детям: - «Вы талантливые дети, вы такие умные дети, вы такие необычные, вы грамотные. И скоро вы сами убедитесь в этом, если вы будете постоянно работать над собой, ставить цели и стремиться достичь их!» |
Метод. «Задаю несколько мотивационных вопросов с одним провокационным». А) |
К примеру, - « Вы умные? Вы добрые? Вы талантливые? Вы хотите получить новые знания? Ученики: - «Да!! - Вы хотите, чтобы Вас хорошо оценили? Ученики: - «Да!! И неожиданный, провокационный вопрос : -Вы хотите спать? Некоторые дети, которые не задумывались над вопросами, «по инерции» отвечали как всегда: «Да!!» В последующем, дети начинают прислушиваться к моим вопросам и думают о даче верного ответа. Далее высказываю своё пожелание: «Я желаю Вам новых знаний и отличных комментариев!» |
Б) |
Или: Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!" - Доброе утро всем мальчикам!... (Мальчики машут и отвечают: "Доброе утро!" - Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! (ученики машут и отвечают: "Доброе утро!". А далее провокационное предложение, типа: - Доброе утро всем, кто любит конфеты! - Доброе утро всем тем, кто сегодня не чистил зубы! Ребенок, который не готов к восприятию нового урока, будет махать рукой и отвечать « Доброе утро!» |
Метод. «Доложи обстановку рапортом».
|
Перед началом урока ответственный дежурный по классу (его назначает сам класс) выходит на середину класса с докладом и оповещает, как военнообязанный сводку на службе, о наступившем дне: дате урока (какое сегодня число), о дне - какой день недели, о времени года - называет время года, о количестве присутствующих и отсутствующих детей, о погоде, температуре воздуха и даже о настроении их на данный урок. |
Метод. «Девиз урока». |
Урок желательно начинать с девиза, который их мобилизует на труд. На доске вывешивается девиз урока: «Не говори : «Не умею, а говори, научусь!» Спустя рукава. Засучив рукава. Учитель: -Какой из данных девизов мы выберем в качестве девиза урока? (дети выбирают девиз урока и стараются придерживаться его в течении всего урока). |
Эффектное начало урока - залог его успеха! Всегда начинайте урок необычно, интересно. Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме. Некоторые приёмы в работе: |
|
1. |
«Два лица» - 2 лица клоуна, гномика или мишки… : один с весёлым выражением лица, а другой - с грустным, раздаю каждому ученику и прошу перевернуть лицом вниз того, кто не настроен на урок. |
2. |
«Пейзаж». Одна картина для радостного настроения, другая - для грустного. Дети встают рядом с той картинкой, с каким настроением они пришли на урок, и рядом с той, с каким уходят с урока. |
3. |
Очень любят дети прием «Уходим с урока счастливыми!». Настрой на получение высоких и баллов хороших комментариев, вначале урока и пожелание уйти домой счастливыми - главные слова учителя, если он желает добиться успехов в обучении. |
4. |
Прием «Блиц- вопросы». Это как разминка. Проводить его желательно после ответа на основной вопрос. Это тесты из 10 вопросов, развивающие интеллект ребенка. Отвечать надо на скорость, без запинок, при этом, остальные дети считают набранные правильные и неточные ответы. Секретики. У каждого педагога есть свои профсекреты и фишки. Ну, если мы, конечно, имеем в виду учителя с большой буквы У. И конечно же, мы всегда ими щедро делимся с коллегами. · Настроение и градус радости от урока можно также поднять мотивирующими наградами. У каждого учителя они свои, но поделюсь с вами тем, что мне помогает удерживать внимание ученика. Опытным путем обнаружила, что им больше всего нравятся такие «мотивашки», где от процесса получения наград зависит конечный результат. Есть различные игры на магнитах – можно одеть малыша, собрать планеты солнечной системы, приготовить пиццу. Любимая награда это медаль! · Я готовлю один на урок Нагрудный знак - медаль «Ты лучше всех!» - аналог медалям детей, получающих подобные медали с рук М.Галкина в передаче «Лучше всех». Процесс увлекательный и каждый раз можно получить новый результат. К Концу урока дети сами выбирают одного победителя, Но до ее получения упорно работал весь класс. Выбирать вариант «мотивашек» можно исходя из возраста и интересов ученика. Конечно, такие игры надо покупать, но они стоят недорого, не больше, чем один урок с учеником. Кроме русского языка как предмета, детям нужна еще и физическая активность. Прекрасно, если они смогут подвигаться и на онлайн - уроке. Узнавайте о последних трендах YouTube, включайте им веселые танцы во время перерыва. Естественно, не все согласятся потанцевать, но надо пробовать. Иногда ты не ждешь, а ученик вдруг встает и прыгает от души. К примеру, в последнее время был в тренде танец Floss, песни «Половинка моя», музыка «Despacito» и др., Я проверяла, работает для всех. Эти музыкальные композиции знают все ученики, а некоторые отлично повторяют движения, поют песни. |
Все эти методы хороши, но самое важное правило - это быть внимательным и чутким к потребностям ученика. Ловите все моменты, когда у ученика горели глаза. Это поможет вам понять, как строить урок именно с этим учеником, на чем делать акцент, а что пропускать. |
|
Я играю на гармошке |
Как учить правила? Правила для запоминания учить трудно. Но это необходимо. С помощью картона собираю «тематические гармошки». К примеру, «Имя существительное». Раскрывая постепенно мех гармошки, узнаешь об этой части речи буквально всё! Эти самые простые рекомендации помогут детям. Но желательно, чтобы дети дома вместе со взрослыми сделали свою маленькую гармошку с правилом. И, тогда, появиться возможность и желание учить правила легко и интересно. |
Закладки |
Поощрение для учащихся - это важный элемент в работе учителя в части оценивания. К примеру, заготавливаю закладки на учебники на тянущейся ленте с логотипом «Ты - лучше всех!!». Дети стараются получить их, добывая ее своими знаниями! В конце урока – поощрение, награда два в одном. |
Соприкосновения. |
Метод «Язык без слов». Первые ощущения ребенка-это тактильные или ощущения прикосновения. Дети нуждаются в прикосновении, так же как нуждаются они в еде и питье. Это самый громкий способ понять и принять тебя как учителя и друга. В среднем, а это доказано учеными, необходимы 4 объятия ребенка и тебе гарантирован успех, а 8 объятий дарит благополучие. Пытаясь поддерживать с детьми эмоциональное тепло, при встречах обнимаюсь, делаю легкие касание рук при хорошем ответе, ласковые поглаживание головы, похлопывания по плечу, а в благодарность - я целую детей. |
Аплодисменты |
В мире существует традиция - «Аплодисменты в самолете». В знак мягкой посадки в самолете раздаются аплодисменты пассажиров. Так и мы, свой полёт ассоциируем как мир знаний, а мягкая посадка - успешный урок! По окончании урока мы хлопает в ладоши. Тем самым выражаем благодарность сами себе и мне. |
Работа с родителями |
Семья должна уделять много внимания обучению ребенка. И те родители, которые ежедневно занимаются с детьми, чувствуют связи и поддерживают ее с нами, учителями, являются успешными и счастливыми родителями. Так, родители мне часто звонят, пишут, и посредством изготовления открыток-приглашений приглашают на мероприятия своих детей с указанием даты и места проведения, к примеру, на день рождения. А это очень приятно!! |
В условиях реализации обновления содержания образования сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса.
21 век - век информационных технологий. То, что казалось совсем недавно новым, сегодня уже неактуально. У нас электронные учебники, онлайн - уроки и онлайн - преподаватели. А что будет дальше?
Говоря об этом, считаю, что самое главное наше предназначение, как учителя, рассмотреть в ученике талант, заложенный природой и построить с ним общение так, чтобы этот талант развивался дальше. Спасибо за всё, за внимание, Всем коллегам крепкого здоровья и успехов в труде. Благополучия во всём Мире!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.