Предмет |
География |
Класс |
5 |
Тема |
Земная поверхность на плане и карте (1-й урок) |
УМК |
География. 5-6классы: учеб. для общеобразоват. организаций/А.И. Алексеев и др.- 9-е изд.- М.:Просвещение,2020 Завершенная предметная линя «Полярная звезда» |
Учитель |
Астафиева Т.В |
Цель урока:
1. Определить значение условных знаков.
2. Сформировать понятие о масштабе и его видах.
3. Сформировать умения определять объекты местности с помощью условных знаков.
Задачи урока:
1. Образовательные: ввести новые понятия масштаб, условные знаки.
2. Развивающие : развитие познавательных интересов; умения работать в группе с учебником, ЭОР; формирование географической культуры; развитие памяти, логики, интеллекта.
3. Воспитательные: формирование культуры общения, основ экологической культуры.
Планируемые результаты:
v Личностные: осознание ценностей географического знания , как важнейшего компонента научной картины мира.
v Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
v Предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий условные знаки, масштаб.
Универсальные учебные действия:
v Личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, масштаба, его видов, условных знаков.
v Регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.
v Познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать знания из ЭОР. v Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Оборудование: атлас, топографический план, компас, линейка, мультимедиа, компьютер.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Орг. момент |
Приветствие , проверка готовности обучающихся к уроку |
|
2. Актуализация знаний |
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Проверим, как вы усвоили тему: 1. Назовите все основные и промежуточные стороны горизонта. 2. Что означает умение ориентироваться? 3. Что называется азимутом? 4. Азимут может изменяться: а)от 0 до 45°; б) от 0 до 90°; в) 0 до 180°; г) 0 до 360°. 5. На северном полюсе любое из направлений будет: а)северным, б) южным; в)западным; г) восточным? 6. Работа с учебником: используя рисунок 20 на стр. 34 определите азимут на плотину, мельницу. 7. Рассмотрите рисунок 22. В каком направлении вы будите возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 45°: а) на юг; б)на северо-запад; в)на северо-восток; г) на запад; д) на юго-запад? -Молодцы! Справились с заданиями! |
Вспоминают и называют тему прошлого урока «Ориентирование на местности»
Отвечают на вопросы стр 32
Определяют азимут по рисункам учебника
Определяют и называют правильный ответ
Вступают в диалог, проговаривают правильный ответ.
|
3.Мотивация |
-Раздаю текст учащимся Прочитав и ответив на вопросы попробуйте назвать тему урока
|
Называют тему урока Вступают в диалог |
4.Целеполагание |
-Что мы сегодня будем изучать? - Что, по-вашему мнению побудило картографов короля придумать условные знаки и масштаб? Подвести к выводу. Показ презентации |
Проявляют познавательную инициативу.
Пытаются сформулировать цель, задачи урока. |
5. Открытие новых знаний. |
- Чтобы на плане или топографической карте изобразить территорию, необходимо еѐ уменьшить. - Что, по - вашему мнению, показывает масштаб? (Степень уменьшения) - Демонстрация презентации Объяснение понятия масштаб -заполнение таблицы «Виды масштаба»
- А теперь давайте проанализируем рис 24 стр. 38 и выясним, чем топографическая карта отличается от аэрофотоснимка? - Раздаю карточки Класс делится на две группы.( по вариантам) В процессе работы заполняют таблицу «Отличие топографической карты от аэрофотоснимка» (приложение 2) -Сделайте вывод |
Запись понятия в тетрадь стр 25 №1 Запись видов масштаба.
Заполняют карточки 1 вариант план местности,2 вариант -аэрофотоснимок |
|
-Молодцы! |
|
6.Физминутка |
Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
Демонстрируют свои умение общаться и взаимодействовать друг с другом. |
7. Практикум |
Демонстрация презентации Работа по плану местности Измерение расстояний на плане с помощью масштаба ( карточки_
Определение направления
-- А теперь давайте откроем стр26 и выполним задание 9.В нем некоторые слова заменены условными знаками. Попробуйте прочитать тест . Проверяем работу, делаем вывод. |
Работа в печатной тетради стр 25-27 с№12,,5,6 Определяют расстояние и направление. Работают с раздаточным материалом
Работа в парах Учащиеся заменяют условные знаки на слова. |
8. Закрепление. |
- А теперь попробуем ответить на вопрос - в конце параграфа №9 стр 35 №1.2 . - Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет. |
Демонстрируют знания, понимание .
Формулируют ответ, применяя полученные знания.
|
9. Рефлексия |
Достигли мы той цели, которые ставили в начале урока? Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»: 1. Зеленый–я работал отлично, мне всѐ понятно; 2. Желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось; 3. Красный – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось. Учитель выставляет оценки, с комментариями. Объясняет домашнее задание: §9 № 7,10 Подводит итог урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.