"Зеркало прогрессивных преобразований"

  • doc
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проектирование (рекомендации).doc

Зеркало прогрессивных преобразований

 

 

Одной из наиболее простых и эффективных технологий, позволяющих структурировать работу над любым проектом, выстроить древо целей и определить действия по его реализации, является «Зеркало прогрессивных преобразований», которая была предложена коллективом авторов: Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н. Яковлевой [1].

         Данная технология  позволяет быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. В результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и анализ имеющихся ресурсов, учет рисков.

Рассмотрим более подробно, как именно работать по данной технологии.

Общий план мини-проекта состоит из 8 пунктов:

1. Постановка проблемы

2. Причины (формулировки с «не», с «нет»)

3. Цель

4. Задачи

5. Мероприятия

6. Ресурс

7. Продукт

8. Критерии эффективности

Первые два пункта  плана относятся к ситуации «минус».

Графически  технологию «Зеркало прогрессивных преобразований» авторы представляют следующим образом:

 

1.Постановка проблемы: (ЧТО НЕ УСТРАИВАЕТ?)

 

2. Причины: (ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ?)

(формулировки с «не» и «нет»)      

 

 

 

 

 

 

 


Ситуация «минус»


Ситуация «плюс»

3.Цель: (ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ)________________________________________

 

 

 

4. Задачи: (ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ПРИЧИН)

 

 

 

 


5.Мероприятия по решению задач: (КАК РЕШИТЬ ЗАДАЧИ?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6.Ресурсы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7.     Продукты:  

1)

2)

3)

8. Критерии эффективности:

1)

2)

3)

4)

 

9. Степень разработанности проблемы

(Кто из ученых и практиков имеет опыт решения обозначенной Вами проблемы, в чем он заключается? Кто и что сделал в этой области? На какие наработки можно реально опираться, проектируя свой учебный процесс?)

Рассмотрим практическое применение данной технологии на примере такой проблемы: Непонимание учащимися учебных текстов.

Проблема была обозначена четко, по возможности коротко.

Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

СИТУАЦИЯ МИНУС

·       не сформирован достаточный уровень мотивации к чтению учебных текстов

·       не сформированы навыки чтения (на низком уровне техника чтения, чтение по слогам и др.)

·       не использовались учителем специальные приемы  

СИТУАЦИЯ ПЛЮС

         Цель: способствовать пониманию учебных текстов обучающимися .

         Цель - это то, что отражается, как в зеркале, от проблемы. Есть даже такое выражение: «цель – это зеркальное отражение проблемы». Если проблема - это была ситуация со знаком «минус», то в зеркале отражается все наоборот: ситуация меняется на «плюс», и проблема отражается как цель.   

Задачи

Задачи «отражаются» от причин, другими словами задачи – зеркальное отображение причин. Сколько было причин - столько же должно быть поставлено задач, от каждой причины (ситуации - минус) отражается своя задача (ситуация-плюс).

Задача 1: сформировать достаточный уровень мотивации к чтению учебных текстов

Задача 2.сформировать навыки чтения

Задача 3. использовать специальные приемы для понимания учебных тексов.

Мероприятия

         Мероприятия логически вытекают из задач. Каждая задача должна решаться в несколько этапов, решение может состоять из нескольких шагов. Эти шаги и есть мероприятия, то есть вполне конкретные действия, которые необходимо предпринять для решения задачи. При этом необходимо ответить на вопрос: сколько нужно мероприятий для решения каждой из названных задач?Но придумать мероприятия - это не так сложно. Сложнее взять на себя ответственность за их исполнение, четко обозначить, что именно будет сделано и кем. Есть такое выражение: «с кого потом спросить?» Именно для этого в методике есть пометка «ответственные».

Задача 1: сформировать достаточный уровень мотивации к чтению учебных текстов

1.1.Театрализация изучаемых произведений.

1.2. Конкурс дидактических сказок.

1.3. Выставки книг «За страницами учебников»

Задача 2.сформировать навыки чтения

2.1.Программа курса внеурочной деятельности «Приемы скоростного чтения».

2.2.Индивидуальный подход при организации деятельности на уроках.

2.3. Работа с родителями в направлении семейного чтения.

Задача 3. использовать специальные приемы для понимания учебных тексов

3.1. Школьный проект по смысловому чтению.

3.2.Работа МО по использованию педагогами современных технологий в системе.

3.3.Педагогический совет по проблеме смыслового чтения.

3.4. Курсы ПК по проблеме смыслового чтения.

 

6. Ресурс

Ресурс – это то, чем мы обладаем для решения нашей проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. 

В данном случае : 

Интернет (информация о способах работы с мотивацией);

-  возможность посещать  семинары на стажировочных площадках;

-  литература об инновационных методах обучения смысловому чтению;

- программы  внеурочной деятельности;

- разработки занятий и уроков с использованием технологий смыслового чтения.

Внутренние ресурсы:

                   - Самый мощный ресурс  - желание педагога заниматься данной проблемой, интерес к данному вопросу. 

                   - Время - тоже важный ресурс, о котором не стоит забывать.

                   - Связи – еще один ресурс. Деловые и неформальные контакты с людьми, которые могут помочь в решении  задач,

7. Продукт.

Продуктом можно считать то, что я получу в результате решения моей проблемы. Для этого нужно задать себе вопрос: что нового появится в моей профессиональной практике (или в моей жизни в целом), когда моя проблема решится? Продукт обычно формулируется с помощью существительного и отвечает на вопрос (кто? что?)

В нашем случае продуктом будет

                   - заинтересованный ученик (точнее, ученики).

                   -   учитель, готовый к использованию современных образовательных технологий; 

                   - банк данных:

                   - комплект методик,

                   -  дидактическое материалы и пособия,

                   -  мультимедийные средства.

8. Критерии эффективности

Чтобы заполнить этот пункт, нужно задать себе вопрос: «Что следует считать хорошим результатом?» или «Как я узнаю, что мой продукт - хороший, что он удовлетворяет меня?»

В нашем проекте, где продуктом будет заинтересованный ученик, критериями эффективности можно назвать желание учеников заниматься в  кружках, о котором мы узнаем  с помощью следующих показателей (критериев)                                 

1.Увеличение количества педагогов, использующих современные образовательные технологии.                                   

  2.Активность учащихся на занятиях: слушают, задают вопросы, участвуют в диалоге, открыто смотрят в глаза, смело отвечают, строят гипотезы, участвуют в обсуждениях

9. Степень разработанности проблемы

Заполнение этого пункта нужно для того, чтобы знать, на чей опыт можно опираться.

Это  методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов: Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н. Яковлевой [1]. и концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

 

 

Литература:

1. Светенко Т. В., Галковская И. В., Яковлева Е. Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений. Рабочая тетрадь. М. : Миралл, 2005.

2. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2.

3. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1.

4. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4.

5. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4

6. Соколова И. А. Применение технологии поэтапного формирования умственных действий в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2.

7. Сторожева Н. В. О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2.

8. Тангалычев Р. Х., Казакова И. Р. Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик» (Проект инновационного развития) // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4.

 9. Тимченко Е. А. Проектный подход в практической деятельности учителя физического воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 4.

10. Ульянова Н. А. Важность профессиональной мотивации старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 2.

11. Фролов А. А., Мухина С. С. Формирование образовательной и социальной компетентности обучающихся через внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий развивающего обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 5.

12. Хуснетдинова М. К. Развитие самостоятельности школьников средствами проектных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 3.

13. Швыдько З. В. Проектное обучение на уроках информатики в начальной школе // Инновац