Жанр басни в мировой литературе
Цели: углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников – познакомить учеников с предшественниками Крылова в жанре басни; обучить элементам сравнительного анализа текстов.
Оборудование: сборники басен А.И. Крылова; тексты басен «Лисица и виноград» Эзопа, Ж. де Лафонтена, И.А. Крылова; иллюстрации к басням Кукрыниксы и А.М. Лаптева, детские иллюстрации, видеоматериалы к уроку.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
А) Повторение теории:
– Дайте определение басни.
– Из каких частей состоит басня? (Зачин, мораль, небольшой рассказ о событии)
– Что такое мораль?
– В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?
– Определение олицетворения?
– Какие ещё художественные приемы могут встречаться в баснях? (звукоподражания, эпитеты)
Жанр басни в мировой литературе
Цели: углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников – познакомить
учеников с предшественниками Крылова в жанре басни; обучить элементам сравнительного анализа текстов.
Оборудование: сборники басен А.И. Крылова; тексты басен «Лисица и виноград» Эзопа, Ж. де Лафонтена, И.А.
Крылова; иллюстрации к басням Кукрыниксы и А.М. Лаптева, детские иллюстрации, видеоматериалы к уроку.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
А) Повторение теории:
– Дайте определение басни.
– Из каких частей состоит басня? (Зачин, мораль, небольшой рассказ о событии)
– Что такое мораль?
– В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?
– Определение олицетворения?
– Какие ещё художественные приемы могут встречаться в баснях? (звукоподражания, эпитеты)
Б) Выразительное чтение понравившихся басен с кратким анализом.
«Свинья под дубом»
– Почему свинья не поняла, в чем её упрекают?
– Какая фраза из этой басни стала устойчивым выражением (фразеологизмом)? («Лишь были б жёлуди, ведь я
от них жирею...»)
«Осел и мужик»
– Аллегорией чего является осел?
– Какова мораль этой басни?
II. Изучение нового материала.
Учитель: Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается Эзоп, живший в 6 веке до
нашей эры. Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и издал их
отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 веке древний жанр был
возвеличен французским писателем Ж.. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские баснописцы 18 века
Хемницер И.И., Сумароков А.П., Дмитриев И.И.
Попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового
внесли баснописцы в древнее произведение. Название басни сохранялось без изменений.
– Итак, это была басня Эзопа. А теперь вашему вниманию предлагается произведение Жана де Лафонтена на
эту же тему.
(Слайд 2)
– Басня И.А.Крылова «Лиса и виноград»
(Слайд 3)
III.Обучение сравнительному анализу басен.
План сравнительного анализа.(Запись на доске)
1. Тема басни.
2. Герои басни.
3. События, действия героев.
4. Цель басни.
5. Мораль.
6. Художественные особенности.
Беседа с детьми, что общего и чем различаются басни.
Общее
общая тема, общий герой;
басня кратко изображает
событие, которое имеет
поучительный смысл, а
поступки животных
напоминают поступки людей;
в басне высмеиваются
людские пороки;
басня имеет поучение
(мораль)
Различное
басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного
рассказа, поучения;
басня Лафонтена более развернута: действие
переносится во Францию, желание Лиса достать
виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград
описан заманчивым , притягательным для Лиса, автор
расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до
винограда: «Пусть им кормится всякий сброд!» Мораль у
французского баснописца другая: он оправдывает слова
Лиса;
басня Крылова развернута, напоминает русскую сказку,
так как в ней действует кума Лиса, употреблены
простонародные и устаревшие слова: кумушка, яхонты
(рубины), отколь, око, зуб неймет; прямой морали не
выведено, она содержится в русской пословице: «Хоть
видит око, да зуб неймет», которую И.А.Крылов
иллюстрирует своей басней.
IV. Закрепление изученного материала.
– Какие басни вы приготовили для чтения в классе? Кто смог найти краткую историю создания этой басни?
(Заслушивание выразительного чтения басен, приготовленных дома детьми)
V. Викторина по прочитанным дома басням.
Класс делится на 2 команды, за правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание 1 (Слайд 4)
Задание 2 (Слайд 5)
Задание 3 (Слайд 6)
Задание 4 (Слайд 7)
Задание 5 (Слайд 8)
Задание 6 (Слайд 9)
Задание 7 (Слайд 10)
Учитель: – А теперь последнее задание: рассмотрите иллюстрации художников к басням Крылова, попробуйте
угадать их.
Задание 8 (Слайды 1120)
Учитель: – Итоги викторины. Кто больше всех получил жетонов, тот получает приз: зеркальце (ребята
угадывают, из какой сказки этот предмет), очки, жёлудь, кусочек сыра и т.д.VI. Домашнее задание.
1. Письменный ответ на вопрос: «Почему басне суждена долгая жизнь?»
2. Попробовать сочинить басню самим.