Жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" Вид урока: Урок-исследование. Цель урока: • Мотивировать заинтересованное чтение пьесы «Вишневый сад». • Определить жанровое своеобразие пьесы. • Способствовать формированию навыка грамотного, медленного чтения пьесы. • Развивать интеллектуальные способности учащихся и умение анализировать текст. Оборудование: Текст пьесы, презентация. Методические приемы: Исследовательская работа, аналитическая беседа, чтение. Задание для класса к уроку: Прочитать пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад», найти примеры комического и трагического в пьесе.
Иконка файла материала Жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова.doc
Жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" Вид урока: Урок­исследование. Цель урока:  Мотивировать заинтересованное чтение пьесы «Вишневый сад».  Определить жанровое своеобразие пьесы.  Способствовать формированию навыка грамотного, медленного чтения пьесы.  Развивать интеллектуальные способности учащихся и умение анализировать текст. Оборудование: Текст пьесы, презентация. Методические приемы: Исследовательская работа, аналитическая беседа, чтение. Задание для класса к уроку: Прочитать пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад», найти примеры комического и  трагического в пьесе. Эпиграфы к уроку: Ход урока Вышла у меня не драма, а комедия. Последний акт будет веселый, да и вся пьеса веселая, легкомысленная. А.П. Чехов Озорную шутку Вы выкинули, Антон Павлович. Дали красивую лирику, а потом вдруг звякнули со всего размаха  топором по корневищам: к черту старую жизнь! А.М. Горький Это не комедия, не фарс, как Вы писали, – это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в  последнем акте. К.С. Станиславский Вступительное слово учителя: Всем известно высказывание Ф.М. Достоевского о том, что Пушкин унес с собой  в могилу некую тайну, и мы теперь без него эту тайну разгадываем. Эти же слова – о тайне, о загадке  творчества, – уверена, можно отнести и к Антону Павловичу Чехову. Самобытность его приводила в недоумение  еще его современников, и до сих пор он остается одним из неразгаданных писателей. Так после премьеры пьесы «Вишневый сад» разгорелась масса споров среди критиков и зрителей, среди актеров и постановщиков о  жанровых особенностях пьесы, о чем свидетельствуют эпиграфы к нашему уроку. Что же представляет собой  «Вишневый сад» с точки зрения жанра? На этот вопрос мы и попытаемся ответить сегодня. А вначале  вспомните, какие роды художественной литературы вы знаете. (Лирика, эпос, драма) – К какому роду литературы относится «Вишневый сад» Чехова? (К драме) – Назовите основные жанры драмы. (Трагедия, драма, комедия, мистерия, мелодрама, фарс, водевиль, трагикомедия) В своей последней пьесе «Вишневый сад» Чехов поставил жанровый подзаголовок «комедия», но происходящее в ней далеко от канонов обычной комедии. «Это не комедия, не фарс, как Вы писали, – это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в  последнем акте», – убеждал автора К.С.Станиславский (20 октября 1903 г.) Посмотрев постановку в Московском Художественном театре, Чехов писал: «Одно могу сказать: сгубил мне  пьесу Станиславский. В моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово,что оба они (Немирович и Алексеев (Станиславский) не прочли внимательно моей пьесы» (О.Л. Книпер­Чеховой,  10 апреля 1904 г). – Чем, по­вашему, можно объяснить разногласия между Чеховым и Станиславским? (Они по­разному понимали жанровое определение комедии: Станиславский традиционно, а Чехов придавал ему  какой­то особый, индивидуальный смысл.) – Можно ли упрекнуть Станиславского в невнимательном прочтении пьесы? Докажите. (Учащиеся приводят примеры из текста. Пьеса ближе к жанру драмы в узком смысле этого слова, строящейся на  свободном сочетании комических и драматических, а иногда и трагических эпизодов.) Каждому персонажу (кроме лакея Яши) дан в пьесе момент истины, трезвого осознания себя. Привычная для реалистической драмы речевая раскраска характеров (бильярдные термины Гаева, просторечие  и косноязычие Лопахина, витиеватость Епиходова, восторженность Пищика, студенческо­пропагандистский  жаргон Трофимова) – Какие основания были у А.П.Чехова назвать свою пьесу комедией? (Учащиеся приводят примеры из текста. Присутствие комических эпизодов, связанных главным образом с  Епиходовым и Симеоновым­Пищиком. Все персонажи так или иначе временами попадают в зону комического;  Гаев и Раневская пытаются спрятаться от больших жизненных проблем в бытовые мелочи, в рутину. Это смешно  и нелепо. В пьесе есть приемы балагана, фокусы (Шарлотта Ивановна), удары палкой по голове. Смешны  напыщенные речи Гаева. Смешны, неуместны реплики и ответы невпопад). Учитель: Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму: они представлялись ему  неспособными на глубокие чувства. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах  скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного –  отличительная черта чеховской поэтики. Это ЧЕХОВСКИЙ ЖАНР , сочетающий вечные драматические  противоположности – СМЕХ и СЛЕЗЫ. – Можно ли считать ремарки, упоминающие плач и слезы, одинаковыми по смыслу? Приведите примеры  из текста. (Нельзя. Слезы как выражение острого прилива страдающей печали показаны в нескольких и немногих местах.  Указание на слезы иногда соединяется с радостным волнением. Чехов пишет: «Часто у меня встречается «сквозь  слезы», но это показывает только настроение лиц, а не слезы…» Чехов видел в «Вишневом саде» и грустное, и  смешное и, несомненно, отдавал себе ясный отчет, сочетая их вместе.) Учитель. Спор о жанре пьесы продолжается и по сей день. Перед вами два высказывания. Какое из них вам  ближе и почему? 1. В 1980 году замечательный режиссер А.В. Эфрос определил «Вишневый сад» как невероятный  ДРАМАТИЧЕСКИЙ ГРОТЕСК: «Это совсем не традиционный реализм. Тут реплика с репликой так  соединяются, так сочетаются разные события, разные пласты жизни, что получается не просто реальная,  бытовая картина, а гротескная, иногда фарсовая, иногда предельно трагичная. Вдруг – почти мистика. А  рядом – пародия. И все это сплавлено во что­то одно, в понятное всем нам настроение, когда в  житейской суете приходится прощаться с чем­то дорогим. 2. А вот мнение английского критика ХХ века Дезмонда Маккарти: «В драме Чехова – и в этом главный  источник и ее прелестного юмора, и ее горькой печали – впервые во всем своем значении прозвучала  тема одиночества. Каждый из его героев живет в скорлупе своего эгоизма, и только в редкие минуты они ломают эту скорлупу и выходят навстречу друг другу. … Эта тема естественного всеобщего эгоизма –  тема, по существу, комическая. … Поэтому Чехов главным образом юморист, а не трагический художник.  Но когда в то же время Чехов, как это умеет делать только он, отдает должное человеческому сердцу, то  в результате перед нами предстает волнующая нас действительность – трагикомедия, а она­то, как бы там ни было, и является тем видом драматического произведения, который наиболее приемлем для  современного читателя.»ВЫВОД: Сегодня мы относим пьесу «Вишневый сад» к жанру лирической комедии, где смешное переплетается  с грустным, комическое с трагическим, как и в реальной жизни. В пьесе много слез, но Чехов говорил, что это  несерьезные слезы, над которыми скорее можно посмеяться. Учитель: В одном из писем Чехова есть такие строки: «После лета должна быть зима, после молодости старость, за счастьем несчастье и наоборот; человек не может быть всю жизнь здоров и весел, его всегда ожидают  потери, он не может уберечься от смерти, хотя бы был Александром Македонским, – надо быть ко всему готовым  и ко всему относиться как неизбежно необходимому, как это ни грустно. Надо только по мере сил выполнить свой долг – и больше ничего.» Эти мысли созвучны тем чувствам, которые вызывает пьеса «Вишневый сад» Задание. Определите жанр, жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (ответ один) 1. Комедия: представления героев «Вишневого сада» не совпадают с реальным ходом вещей. 2. Драма: гибнет сад, все навсегда теряют общий дом; торжествуют идеалы новой – лопахинской – жизни,  старые идеалы предаются забвению. 3. Комедия: в пьесе имеют место комические положения и даже фарс. 4. Комедия: в пьесе используются приемы площадного театра, балагана (падение с лестницы, фокусы,  УДАРЫ ПО ГОЛОВЕ). 5. В ПЬЕСЕ ОСОБЫМ ОБРАЗОМ СОЕДИНЯЮТСЯ ДРАМАТИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ. Жанровая  природа «Вишневого сада» сложна. Литература: 1. Б.И. Турьянская, Л.Н. Гороховская. Русская литература ХIХ века. Материалы для подготовки к  экзаменам – М.: Русское слово, 2003. 2. Ю.И. Лыссый. Русская литература ХХ века. 11 класс – М.: Мнемозина, 2001. 3. И.Н. Сухих. Литература. Учебник для 10 класса – М.: Академия, 2008.

Посмотрите также