Что такое жаргон и сленг?
ЖАРГОН — социальный диалект, отличающийся от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.
СЛЕНГ – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. Это выразительные, ироничные слова, обозначающие предметы, признаки и действия, о которых говорят в повседневной жизни.
Происхождение жаргонизмов
Жаргонизмы часто возникают в речи молодёжи из стремления дать общественным понятиям новое оценочное обозначение: голова - арбуз, глобус, коробочка, тыква, болванка, черепок.
Среди жаргонизмов есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике, с новым переносным лексическим значением: крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает;
липа, липовый – ненастоящий;
капуста – деньги.
Происхождение жаргонизмов
Часто в жаргон переходят технические термины, приобретая новые переносные значения:копм-компьютер,клава-клавиатура,Мр3тришник-муз.проигрыватель, мобила – мобильный телефон; глюк – ошибка, незавершенность в компьютерной программе.
В молодежный жаргон переходят и арготизмы:отстойный–плохой;
ботаник-старательный ученик;
тереть-общение,
палить-смотреть
Некоторые сленговые слова в речи учащихся нашей школы
Контрошка –
контрольная
Малявка – тот, кто
младше
Музон – музыка
Тусовка – вечеринка
Старпёр – старый
человек
Стрёмный –
нехороший
Фотик – фотоаппарат
Хавать - есть
Шухер – берегись
Балдеж – веселье
Варежка - рот
Велик - велосипед
Верняк – точно, верно
Видак – видеомагнитофон
Врубаться – понимать
Домашка – домашняя
работа
Зырить – смотреть
Комп – компьютер
Кайф – приятно
Клёвый – очень хороший
Костыли - ноги
Анкетирование учеников
1.Используешь жаргонизмы?(все 23-да)
2.Ваш пол.(м-13 ,д-10 )
3.С какой целью используешь жаргонизмы:а)самоутвердиться(3)
б)поддерживать хорошие отношения с друзьями(4) в)узнать новое,обмен информацией(13)г)придать речи юмор,живость(3)
4.Какие жаргонизмы используешь а)ненормативные(4) б)юмористические(8) в)те и другие в зависимости от компании и ситуации(11).
5)Учителя поправляют вашу речь а)да(13) б) нет(3) в)иногда(7)
6)Как родители относятся к вашей речи а)безразлично(10)
б)постоянно следят(8) в)делают замечания иногда(7)
7.Чья речь для вас эталон а)друзей(19) б)родителей(3)
в)учителей(1)
Почему используют наши сверстники жаргонизмы
жаргонизмы делают речь понятнее для друзей;
это модно, современно;
жаргонизмы служат для связи слов;
жаргонизмы помогают преодолеть недостаток слов в речи.
Сказка о рыбаке и рыбке(Подражание А.С. Пушкину)
Тусовался старпёр со своею метёлкой
У самого синего моря.
Они кайфовали в ветхой хибаре
Ровно тридцать лет и три года.
Старпёр ловил неводом рыбу,
Метёлка плела свою пряжу.
Раз он в море закинул невод,
Пришёл невод с одним лишь хламом.
Он в другой раз закинул невод,-
Пришёл невод с дрянью морскою.
В третий раз киданул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбой.
С непростою рыбой, а с клёвой – с золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Варежку открыла, зароптала:
«Отпусти ты, старый, меня в море!
Дорогой за себя дам выкуп:
Дам тебе, что только пожелаешь».
Прибалдел наш дед, закумекал.
Он ловил 30 лет и 3 года
И не врубился, что рыба-то сказала.
И ответил ей вот какое слово:
«Я тащусь от тебя, рыба ты крутая!
Твоего мне откупа не надо;
Башлай к себе в синее море,
Торчи там себе на просторе».
Источники информации
Грачев М.А. Арготизмы в молодежном жаргоне // Русский язык в школе. – 1996. – №1. – С. 78-85.
И. Б. Голуб. Основы культуры речи: пособие для учащихся 8-9 классов. М.: Просвещение. – 2005.
Сёмушкина Л.Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник. – М.: «Айрис-пресс. – 2007.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение. – 1995.
http://annababina.narod.ru/slovarik1.html
http://www.gramota.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.