Урок в 6 классе Клешнева И.С. 21.02.2020
Тема «Живое» стихотворение»
Сверхзадача: осознать ценность поэтических произведений для современного человека; повысить интерес к чтению.
Цель (планируемый результат): научить выразительно читать поэтический текст.
Метапредметные:
формировать умение:
№ |
Этапы |
Содержание |
Формируемые УУД |
Формы взаимодействия |
Способы контроля |
I |
Мотивационный |
Психологическая минутка.
Чтение отрывков из разных текстов. Перед вами отрывки из разных текстов. Прочитайте их. Постановка проблемных вопросов: Что объединяет данные тексты? Почему? Составьте логическую цепочку. Чем отличаются данные тексты? Чем именно отличается стихотворный текст от прозаического текста?
Текст 1 Александр Грин «Алые паруса» Пока она шьет, посмотрим на нее ближе — во внутрь. В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая — живое стихотворение, со всеми чудесами ее созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое.
Текст 2 Юрий Лотман Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я не понимаю. А иногда мы говорим. Я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи. Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда начинает для нас свою жизнь. Дело в том, что понять поэта – значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит.
Текст 3 Стихотворение Самуила Маршака «О чем твои стихи?» — Не знаю, брат. Ты их прочти, коли придет охота. Стихи живые сами говорят, И не о чем-то говорят, а что-то.
Текст 4 Стихотворение и музыка Владимира Ланцберга «Алые паруса» С друзьями легче море переплыть
На доску выписываем словосочетание «живое стихотворение» - это тема урока.
· Какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание?
Показ видеопослания 11 класса.
Постановка проблемных вопросов: · Тема поликодового текста. О чем это видеописьмо? · Основная мысль текста. Зачем создан данный текст? · Что такое батл? Что такое поэтический батл? · Расшифруем знаки. Как вы думаете, ребята, действительно приглашают на бой, на свирепый бой? · Какие стихотворения прозвучали? Каких авторов? · Чье прочтение стихотворения понравилось? Почему? · Каков будет наш ответ? Что нужно для этого сделать?
Чему мы должны научиться сегодня на уроке?/Цель нашего урока? Какие шаги надо предпринять, чтобы достичь результата?
· Расшифруем знаки. Как вы думаете, у кого из чтецов есть любимое стихотворение? Почему? |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности. Личностные: проявляют интерес к теме урока и готовность к учебной деятельности. |
Фронтальный опрос |
Самооценка |
II |
Мини-исследование
|
Проверка домашнего задания. Отчет по мини-исследованиям. · Мое любимое стихотворение. · Любимое стихотворение родственников. · Любимое стихотворение учителей. · Стихотворения, написанные обучающимися.
|
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.
|
Групповая работа |
Взаимооценка |
III |
Практическая работа |
«Живое стихотворение» - это стихотворение, которое прошло через сердце человека и оставило след в душе. Это стихотворение, которое звучит. Но как это сделать? (читать, понимать смысл, читать выразительно, наизусть, читать – моделировать ситуацию, читать - петь, читать – танцевать, читать - инсценировать и т.д.) Ребята, поделимся своими секретами, как оживить стихотворение.
А сейчас давайте вспомним пройденный материал. Проанализируйте памятку «Выразительное чтение». Вы согласны со всеми пунктами. Практическая работа с текстом памятки. Выявление ошибочных пунктов. Анализ. Памятка выразительного чтения стихотворения 1. Стихотворение не читай. 2. Прочитай стихотворение про себя. Подумай о том, что тебя особенно впечатлило? Какую важную мысль высказал автор в стихотворении? 3. Постарайся понять содержание и настроение стихотворения. 4. Составь сжатый пересказ по плану. 5. Обрати внимание на знаки препинания. 6. В каждой строке стихотворения определи для себя ключевое слово или словосочетание. 7. Подумай, где и какая пауза может быть тобой выдержана при чтении. 8. Определи, в каком темпе нужно читать это стихотворение. 9. Определи силу голоса и громкость исполнения стихотворения. 10. Подбери аргументы для подтверждения вашей позиции. 11. Выразительно прочитай стихотворение для себя. 12. Не забудь сообщить автора и название стихотворения. 13. Перечитай ещё раз изложение и аккуратно перепиши. 14. Прочитай стихотворение выразительно в классе. 15. Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь. 16. При соблюдении этих пунктов можно сказать: «Какое интересное произведение!» «Как ты хорошо, красиво читал!»
Вывод: А где нам может пригодиться такой навык, как выразительное чтение? На каких уроках? Почему?
Практическая работа по анализу текста с критериями. Давайте определимся, по каким критериям будем оценивать выразительное чтение стихотворений. Выберите критерии, по которым будем оценивать «живые стихотворения». Почему? · Интонация · Темп · Грамотная речь · Яркость · Эмоциональность · Высота и сила голоса. · Аккуратность · Соответствие образу · Оригинальность · Сплоченность · Творчество · Артистизм · Быстрота
Вывод: проводить взаимооценку и самооценку – а это умение на каких уроках важно? |
Познавательные: осознают познавательную задачу; извлекают нужную информацию; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
Фронтальный опрос |
Самооценка |
IV |
Моделирование ситуации |
Начинаем мастер-класс «Живое стихотворение». Оценивать будем по группам.
В это время работает счетная палата, которая обрабатывает результаты.
К1 интонация К2 темп К3 грамотная речь К4 эмоциональность К5 высота и сила голоса К6 оригинальность К7 артистизм
Баллы: 2 – критерий просматривается полностью, без недочетов (великолепно, отлично, изумительно) 1 – критерий просматривается частично, есть небольшие недочеты (хорошо, но можно лучше) 0 - критерий отсутствует (увы, надо еще поработать) Работает группа по подсчету баллов и заполнению таблицы.
Максимум 14 баллов. «5» - 80%-100%/ 12-14 баллов «4» - 60%-79%/ 9-11 баллов «3» - 40% -59% /6-8 баллов |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Групповая работа |
Взаимооценка |
V |
Творческая работа |
Давайте составим памятку для всех ребят и для 11 класса тоже «Как сделать стихотворение «живым»?
|
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.
|
Групповая работа |
Взаимооценка |
VI |
Рефлексия. |
Учащиеся отвечают на вопросы:
· Как практически вы можете использовать полученные сегодня знания в повседневной жизни? |
Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Познавательные: самостоятельно решают проблемы творческого характера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. |
Фронтальный опрос |
Самооценка |
VII |
Домашнее задание |
Составление сценария видеоответа 11 классу « Как сделать стихотворение «живым»? |
Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с членами семьи) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с членами семьи с учетом конкретных учебно-познавательных задач; вступают в учебный диалог с членами семьи, учителем, одноклассниками; строят небольшое монологическое высказывание. |
Самостоятельная групповая/парная/ индивидуальная работа |
Взаимооценка |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.