Дата:30.09.16
Класс: 6 «Б»
Тема: Обобщение по теме «Мезолит на территории Казахстана»
Цель обучения: Работая в группах, учащиеся должны составить сравнительную таблицу по эпохам
палеолита и мезолита
Ресурсы: видеопроектор и компьютер или записи на доске (ребус, критерии оценок), оценочные
листы, смайлы «настроение» для доски, стикеры для рефлексии, разрезанные для таблицы опорные
фразы (см Приложение)
Критерии успеха (ожидаемый результат)
Все ученики:
Применяют знания о
хронологических рамках,
орудиях труда,
общественной
организации, занятиях
людей эпохи мезолита,
составить таблицу с
помощью сотрудничества
в группе.
Этап урока
Оргмомент
Большинство учеников: Могут
сравнить мезолит с эпохой
палеолита по тем же критериям,
составить сравнительную таблицу
по имеющимся данным, назвать
стоянки и их местоположение.
Отдельные ученики:
Могут составить «толстые»
вопросы по теме «Мезолит».
Время
1 мин.
Что делает учитель?
Настраивает на урок, предлагает
деление на группы по принципу
«молекул»
Чтобы определить тему урока,
решите в группе ребус:
, 1,2, (греч.)
Что делают ученики?
Движутся по классу и по
команде учителя составляют
новые «молекулы»
Отвечают: «Мезолит»
2 мин.
Вызов
Актуализация
знаний
Целеполагание
3 мин.
Изобразите свою эмоцию,
отражающую настроение в начале
урока
,,
Сегодня мы завершаем данную тему
и обобщаем основные знания.
«Мозговой штурм»: по каким
основным вопросам археологи и
историки рассматривают эпохи
развития человечества? Составьте
схему.
Как нам лучше запомнить материал
и не путать знания с предыдущей
темой «Палеолит»?
Сформулируйте проблему нашего
урока.
Мимикой изображают
настроение.
Отвечают: Орудия труда,
занятия, жилища, ступени
развития человека,
общественная организация,
стоянки.
Лучше сравнить с эпохой
палеолита.
Примерный ответ: Сравнить
две эпохи по основным
вопросам.10 мин.
Осмысление
Применение
знаний:
проверка
домашнего
задания
Игра
«Данетка»
4 мин.
Предлагают фронтально
Читают и оценивают,
проставляют оценки в
«Оценочный лист»
Участвуют в игре
Проверьте в группах сочинения
«Один день из жизни человека
мезолита».
Давайте обговорим критерии
оценивания, а учитель в конце
обсуждения открывает доску или
проецирует на экран:
1. Применение знаний по эпохе
(см. схему по «Мозговому
штурму»)
2. Речь
3. Умение заинтересовать,
стиль
4. Наличие вывода
Работая в группе, оцените работу
каждого в «Оценочном листе».
Игра «Данетка»: отвечаем с
помощью сигнальных карточек, а
затем ставим самооценку (ведите
подсчет своих правильных ответов)
1. В мезолите появились
бумеранги.
2. Болас оружие охоты в эпоху
мезолита.
3. 13 тыс. лет назад началось
оледенение.
4. Люди жили в первобытном
стаде.
5. Инициации – это обучение
девочек домашнему
хозяйству.
6. Найдено 50 стоянок на
территории Казахстана.
7. Микролиты мелкие орудия
труда, длинной 12 см.
8. Охота в основном была
загонной
9. Лук и стрелы главное
изобретение эпохи.
10. Общество делилось на
стариков, взрослых, детей и
жрецов.
Оцените себя и поставьте
оценки в оценочный лист.
В группах составьте сравнительную
таблицу «Палеолит и мезолит»,
составьте свои вопросы (графы
таблицы) для сравнения и сделайте
вывод. Раздает материал (см.
Приложение)
Выставляют самооценки по
критериям: «5» 10, «4» 89,
«3» 67,25 и меньше
правильных ответов
Работают в группах с
раздаточным материалом
(разрезанные полоски с
опорными фразами по эпохам)
Спикеры представляют
таблицы и защищают
Работа со
сравнительной
таблицей
14 мин.8 мин.
Группе «А»: Составьте
индивидуально по 2 «толстых
вопроса» по теме «Мезолит»
Проверим задания и оценим ответы
других групп с помощью
сигнальных карточек.
Давайте проверим задание группы
«В» и ответим на их вопросы. По
ходу оценивает уровень и
соответствие вопросов. (Если
времени не хватает, собирает
тетради)
выполненное задание. Ученики
других групп оценивают.
Все отвечают на вопросы.
Ученики группы «В» в свой
лист ставят оценки,
выставленные учителем .
Рефлексия
3 мин.
Ответьте на стикерах:
1. На уроке я применил
умения…
2. 3 главных изобретения
мезолита:
3. Самым трудным или
непонятным для меня
было…
Расположите свой стикер у
соответствующего вашему
настроению смайлу.
Прикрепляют стикеры к
смайлу, соответствующему
настроению на уроке, сдают
оценочные листы.
Приложение:
начало использования огня.
первобытное стадо
Один из первых центров расселения – горы Каратау.
охота и собирательство
ретушь обработка острого края камня рядом мелких ударов
Чоппинг грубое рубящее орудие из гальки, обработанное с двух сторон.
Чоппер грубое рубящее орудие из гальки, обработанное с одной стороны.
им. Ч. Валиханова (урочище Арыстанды),
Обалысай (Жезказганская обл.).
Семизбугы (Центр. Каз.),
Шульбинка (р. Иртыш),
загонная охота на крупных животных
Копье, дротики, гарпуны.
Скребки и резцы.
Кремень и яшма основной материал.
Дротики, гарпуны,
боласы (связка из 3 камней)
Канай (Вост.Каз.)
Родовая община
«Человек умелый»
«Человек выпрямленный»
питекантроп и синантропкроманьонец
Роды объединялись в племена.
Личная и общинная собственность.
Разделение труда между мужчинами и женщинами
Вкладышевые или составные орудия.
Микролиты.
лук и стрелы
бумеранг
ловушки и силки
лодка и плот
таяние ледников
исчезновение крупных животных (мамонтов)
охота на мелких животных.
Одомашнивание диких животных и окультуривание некоторых растений
Инициации
люди постоянно меняли места своего обитания, следуя за животными.
12 – 5 тыс. лет до н.э.
Мичуринская, Боголюбово, Явленка (Сев. Каз.)
Тельмана ( у Атбасара)
Акимбек (возле Караганды)
Виноградовка (у Кокшетау)
Дузбай (в Торгае)
Человек современного типа