Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство
Оценка 4.8

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
01.11.2019
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, переда¬вая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.Планируемые результаты: предметные: умения прогнози¬ровать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо¬жественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные: Р — фор¬мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи¬телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения,
2. Детство.docx
Тема: Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство  Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умения  выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить  нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать  любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям. Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание  произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимание основной мысли,  поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо­ жественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе  заданного материала; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока,  исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование  вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на  уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом  (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения,  понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге,  ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе  художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе  (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение  договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы  нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление  интереса к произведениям Л.Н. Толстого. Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки (текст речевой  разминки, задания, пословицы), аудиопесня «Мама» О.Газманова, презентация. Ход урока I.Орг момент ­Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу. К уроку готовы?  Тогда – за работу! II. Актуализация прежних знаний Проверка домашнего задания III. Изучение нового материала 1. Сообщение темы и цели урока ­ Мы сегодня познакомимся с повестью великого русского писателя. А вот кто это?  Предлагаю вам расшифровать, что здесь написано. (Лев Николаевич Толстой.) Слайд  1 UЛGEWB        SHИVKOWJЛSAEGBSИWЧ      WTSOIЛISCTVOHSЙ 2. Работа по теме урока Заранее подготовленные ученики  рассказывают биографию Л.Н.Толстого  (Выходят к доске и рассказывают) Слайд2 1 ученик.  Л.Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) в 1828г. в имении Ясная  Поляна. ­ Отец ­ Николай Ильич Толстой, отставной полковник, помещик Тульской губернии  Крапивенского уезда. "Мать ­ Мария Николаевна, была образованной женщиной, знала английский, немецкий, французский и итальянский языки. Была чутка к художеству…, была большая  мастерица рассказывать завлекательные сказки. Толстой не  помнил своей матери, потому что она умерла в 1830 г., когда ему было  полтора года.  2 ученик  В 1837 г. умер отец. Воспитанием детей занялась дальняя родственница  Татьяна Александровна Ергольская. В 1841 г. дети переехали в Казань к тетушке –  опекунше Пелагее Ильиничне Юшковой. В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет, а в 1847 г. подал прошение об  увольнении его из числа слушателей. В 1851 г. с братом Николаем поступил на военную службу. В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных детей и больницу для народа, а потом помог открыть более 200 школ в окрестных деревнях. Он сам  обучал ребят грамоте.  Составил "Азбуку”, "Книгу для чтения”. Написал рассказы, сказки и басни для детей.  Создание этих книг он считал одним из самых важных дел в своей жизни. Учитель: Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным  человеком. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.  Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. ­ Ребята, а ещё Л.Н.Толстой  создал «10 уроков жизни» для детей.  (Каждый учение  читает и вывешивает на доску) 1) Делай все по возможности сам, не будь "барином”. 2) Не будь назойлив. 3) Будь внимательным. 4) Не надо жадничать. 5) Не нервничай, держи себя в руках. 6) Будь тверд и стоек. 7) В игре, спорте, в труде ­ будь разумен. 8) Будь организованным. 9) Глубоко вникай в то, что тебе преподается 10) Имей свое мнение. ­ Согласны ли вы с тем, что уроки Толстого полезны всем ребятам? ­Действительно, уроки Л.Н. как тропинка, по которой если идти, выйдешь на  правильный путь. И все его рассказы, очень мудрые, поучительные. 3. Знакомство с повестью ­Ребята, с автором произведения мы познакомились, а какое же произведение мы будем сегодня с вами изучать? Предлагаю вам обратить внимание на доску Слайд 3 ­ Ребята, что вы видите? (Дети играют, веселяться) ­Что вы думает об этом (Радость, беззаботное время) ­Каким одним словом можем назвать эту картину? (Детство)   Значит, какое произведение мы сегодня с вами будем изучать? (Детство)   музыка 5  секунд 4. Чтение произведения ­Мы с вами познакомились с произведением. Теперь давайте проведем словарную  работу и разберем незнакомые слова.   Слайд 4 Один ученик выходит к доске и объясняет значения слов Maman – мама  Мамаша – мама Досыта – вдоволь, больше не хочется. Впросонках – сквозь сон – Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием. – Возвышает мою душу – стремится к лучшему. – Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия. – Сладкие грёзы – приятные мечты. – Ангел– утешитель – сверхъестественное существо, покровитель человека ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 5. Беседа по тексту ­ Какие события описывает Л.Н.Толстой в главе "Детство”? (Л.Н.Толстой  вспоминает в этой главе о своём счастливом детстве.) ­ Почему Толстому так дороги воспоминания? Подтвердите словами из текста.   (Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые  годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно.) Чтение 1 абзаца. ­ Что здесь важнее: описание событий или внутренний мир героя? (Здесь важней  внутренний мир героя.) ­ Какими чувствами переполнен отрывок?  (Отрывок переполнен чувством  душевного переживания, огромной любви.) ­ Найдите в тексте слова, с которыми Николенька обращается к матери, как  он ее называет? ( ­Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю.) ­ Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые  ласковые на свете – это руки мамы.) ­С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка, с плеском воды) Учитель: Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых  прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А  когда вырастаем или не дай бог теряем её, понимаем, как много мы ей не додали,  добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад. Я  предлагаю вам сейчас удобнее сеть, закрыть глазки, послушать песню Олега Газманова  и подумать о своей мамочке, может прямо здесь вам захочется что­то поменять в своём отношении к ней.  Звучит песня Олега Газманова «Мама» Учитель: Для каждого из нас мама ­ самый дорогой и любимый человек. Сейчас  проявите сообразительность. — Сейчас Вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей  команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу. Затем нужно прочитать ее  хором  Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом. При солнышке тепло, а при матери добро.  Нет друга лучше, чем родная матушка. Птица рада весне, а младенец ­ матери. Мать кормит детей, как земля людей. Мать плачет, что река льется. Нет милее дружка, чем родная батюшка ­Посмотрите на доску – здесь ваши  любимые мамочки!  Слайд 5 Доскажите фразу: Моя мама  …. Я никогда больше не буду … Я желаю моей  маме …Мамины руки… Мамино сердце… Мамин голос… Учитель: Мама ­  это первое слово каждого человека. Мама дает жизнь, любит тебя и  опекает. Для каждого мама ­ главный человек.    ­Ребята, а вы знаете какой праздник у нас приближается? (Да, день матери 27 ноября) Вы должны  знать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого  почтения заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим  дорогим и любимым мамам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее материнской любви. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое на земле, так и любовь матери  всегда согревает ребенка. Хлынул дождь — и все в горах намокло,  Разбежались по воде круги...  Слышу: через крышу, через стекла  Молят капли: —  Маму береги! Слышу: листья шепчут за стеною: «Мама — это дерево родное!»  Голосом отца твердит земля:  «Мать — весь мир, и рощи, и поля».  Яростно бушует непогода,  В черном небе не видать ни зги...  Грохот грома — голос твой, природа,  Просит каждый час любого года:  «Душу мира, маму, береги!»                                         Р. Гамзатов IV. Рефлексия —  Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось  выполнить? V. Подведение итогов урока —  О каких особенностях жизни, характера и  творчества Л.Н. Толстого вы сегодня   узнали? VI. Постановка домашнего задания Читать произведения Л.Н.Толстого

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2019