Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, переда¬вая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.Планируемые результаты: предметные: умения прогнози¬ровать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо¬жественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные: Р — фор¬мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи¬телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения,
Тема: Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умения
выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить
нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать
любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание
произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимание основной мысли,
поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо
жественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе
заданного материала; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока,
исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование
вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на
уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом
(осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения,
понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге,
ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе
художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы
нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление
интереса к произведениям Л.Н. Толстого.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки (текст речевой
разминки, задания, пословицы), аудиопесня «Мама» О.Газманова, презентация.
Ход урока
I.Орг момент
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу.
К уроку готовы? Тогда – за работу!
II. Актуализация прежних знаний
Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала1. Сообщение темы и цели урока
Мы сегодня познакомимся с повестью великого русского писателя. А вот кто это?
Предлагаю вам расшифровать, что здесь написано. (Лев Николаевич Толстой.) Слайд
1
UЛGEWB SHИVKOWJЛSAEGBSИWЧ WTSOIЛISCTVOHSЙ
2. Работа по теме урока
Заранее подготовленные ученики рассказывают биографию Л.Н.Толстого
(Выходят к доске и рассказывают) Слайд2
1 ученик. Л.Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) в 1828г. в имении Ясная
Поляна.
Отец Николай Ильич Толстой, отставной полковник, помещик Тульской губернии
Крапивенского уезда.
"Мать Мария Николаевна, была образованной женщиной, знала английский, немецкий,
французский и итальянский языки. Была чутка к художеству…, была большая
мастерица рассказывать завлекательные сказки.
Толстой не помнил своей матери, потому что она умерла в 1830 г., когда ему было
полтора года.
2 ученик В 1837 г. умер отец. Воспитанием детей занялась дальняя родственница
Татьяна Александровна Ергольская. В 1841 г. дети переехали в Казань к тетушке –
опекунше Пелагее Ильиничне Юшковой.
В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет, а в 1847 г. подал прошение об
увольнении его из числа слушателей.
В 1851 г. с братом Николаем поступил на военную службу.
В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных детей и больницу
для народа, а потом помог открыть более 200 школ в окрестных деревнях. Он сам
обучал ребят грамоте.
Составил "Азбуку”, "Книгу для чтения”. Написал рассказы, сказки и басни для детей.
Создание этих книг он считал одним из самых важных дел в своей жизни.
Учитель: Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным
человеком. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться толькотот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.
Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.
Ребята, а ещё Л.Н.Толстой создал «10 уроков жизни» для детей. (Каждый учение
читает и вывешивает на доску)
1) Делай все по возможности сам, не будь "барином”.
2) Не будь назойлив.
3) Будь внимательным.
4) Не надо жадничать.
5) Не нервничай, держи себя в руках.
6) Будь тверд и стоек.
7) В игре, спорте, в труде будь разумен.
8) Будь организованным.
9) Глубоко вникай в то, что тебе преподается
10) Имей свое мнение.
Согласны ли вы с тем, что уроки Толстого полезны всем ребятам?
Действительно, уроки Л.Н. как тропинка, по которой если идти, выйдешь на
правильный путь. И все его рассказы, очень мудрые, поучительные.
3. Знакомство с повестью
Ребята, с автором произведения мы познакомились, а какое же произведение мы будем
сегодня с вами изучать? Предлагаю вам обратить внимание на доску Слайд 3
Ребята, что вы видите? (Дети играют, веселяться)
Что вы думает об этом (Радость, беззаботное время)
Каким одним словом можем назвать эту картину? (Детство)
Значит, какое произведение мы сегодня с вами будем изучать? (Детство) музыка 5
секунд
4. Чтение произведения
Мы с вами познакомились с произведением. Теперь давайте проведем словарную
работу и разберем незнакомые слова. Слайд 4
Один ученик выходит к доске и объясняет значения словMaman – мама Мамаша – мама
Досыта – вдоволь, больше не хочется.
Впросонках – сквозь сон
– Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
– Возвышает мою душу – стремится к лучшему.
– Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.
– Сладкие грёзы – приятные мечты.
– Ангел– утешитель – сверхъестественное существо, покровитель человека
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Беседа по тексту
Какие события описывает Л.Н.Толстой в главе "Детство”? (Л.Н.Толстой
вспоминает в этой главе о своём счастливом детстве.)
Почему Толстому так дороги воспоминания? Подтвердите словами из текста.
(Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые
годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно.) Чтение 1 абзаца.
Что здесь важнее: описание событий или внутренний мир героя? (Здесь важней
внутренний мир героя.)
Какими чувствами переполнен отрывок? (Отрывок переполнен чувством
душевного переживания, огромной любви.)
Найдите в тексте слова, с которыми Николенька обращается к матери, как
он ее называет? ( Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю.)
Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые
ласковые на свете – это руки мамы.)
С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка, с плеском воды)
Учитель: Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых
прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А
когда вырастаем или не дай бог теряем её, понимаем, как много мы ей не додали,
добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад. Я
предлагаю вам сейчас удобнее сеть, закрыть глазки, послушать песню Олега Газманова
и подумать о своей мамочке, может прямо здесь вам захочется чтото поменять в своём
отношении к ней.
Звучит песня Олега Газманова «Мама»Учитель: Для каждого из нас мама самый дорогой и любимый человек. Сейчас
проявите сообразительность.
— Сейчас Вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей
команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу. Затем нужно прочитать ее
хором
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Птица рада весне, а младенец матери.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мать плачет, что река льется.
Нет милее дружка, чем родная батюшка
Посмотрите на доску – здесь ваши любимые мамочки! Слайд 5
Доскажите фразу: Моя мама …. Я никогда больше не буду … Я желаю моей
маме …Мамины руки… Мамино сердце… Мамин голос…
Учитель: Мама это первое слово каждого человека. Мама дает жизнь, любит тебя и
опекает.
Для каждого мама главный человек.
Ребята, а вы знаете какой праздник у нас приближается? (Да, день матери 27 ноября)
Вы должны знать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого
почтения заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим
дорогим и любимым мамам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее материнской любви.
Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое на земле, так и любовь матери
всегда согревает ребенка.
Хлынул дождь — и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги...
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли: —
Маму береги!
Слышу: листья шепчут за стеною:«Мама — это дерево родное!»
Голосом отца твердит земля:
«Мать — весь мир, и рощи, и поля».
Яростно бушует непогода,
В черном небе не видать ни зги...
Грохот грома — голос твой, природа,
Просит каждый час любого года:
«Душу мира, маму, береги!» Р. Гамзатов
IV. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось
выполнить?
V. Подведение итогов урока
— О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н. Толстого вы сегодня
узнали?
VI. Постановка домашнего задания
Читать произведения Л.Н.Толстого