«Жизнь в Римской империи»
Оценка 4.6

«Жизнь в Римской империи»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
09.11.2019
«Жизнь в Римской империи»
Цели: ознакомить учащихся с достижениями древних римлян; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и до¬полнительной литературой, обобщать отдельные факты. Оборудование: карта «Римская империя в I—III вв. н. э.», картина «Последний день Помпеи». Информация для учителя Повторение домашнего задания на этом уроке можно провести и виде фронтальной беседы с классом, поскольку новый материал очень объемный. Изучение новой темы можно организовать по группам (методику организации групповой формы работы учащих¬ся см. в уроках 14-15). Ход уроков I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Первые христиане и их учение» Фронтальная беседа с учащимися по вопросам. - Кого называют христианами? (Людей, исповедующих хри¬стианскую религию.) - Когда возникло христианство? (Две тысячи лет тому назад.) - Где родилась новая вера? (В Палестине.) - Как называется священная книга христиан? (Библия.) - Какие преимущества были у христианства по сравнению с язычеством? (Христианство объясняло людям, как надо жить, для чего вообще дана человеку жизнь.) - Дайте определение понятию «культура». (Это достижения людей в разных областях человеческой жизни.) III. Переход к изучению новой темы Итак, изучая историю разных государств, мы знакомимся и с дос¬тижениями и жизнью народов, живших в них. История Римской республики, а затем и империи не исключение. Древние римляне внесли свой вклад в развитие мировой культуры. - Ознакомимся с достижениями древних римлян. IV. Изучение новой темы (работа по группам) Для работы у каждой группы есть учебник, дополнительная литература и карточка-задание. 1. Условия работы групп (написать на доске). а) Консультанты получают карточку-задание. б) Работа с литературой — 25 минут. в) Время на шум (обсуждение, составление рассказа) 10 минут. г) Выступления групп - 5-7 минут (на втором уроке). 2. Заполнение таблицы в тетради всеми учащимися на протяже¬нии всего (второго) урока по итогам выступления групп. Направления культуры Что нового достигли римляне Значение для мировой культуры 1. Рим - столица империи 2. В цирке и термах 3. Жизнь в деревне и провинциях 4. Помпеи - город, погребенный заживо 5. Образование древних римлян 3. Работа по карточкам. КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распреде¬лите между собой работу над материалом): - Учебник Вигасина, пп. 1, 2, 3 § 58 с. 263-265, или Михайлов¬ского, пп. 1, 2 § 51-52 с. 288-292. - Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 32-34, 72-73. - Лесли С. Изучаем Древний Рим. М., 2001. С. 3-5, 24-25. -Я познаю мир. История. М., 1996. С. 85. Подготовьте небольшой рассказ по теме «Рим - столица империи». КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распреде¬лите между собойработу над материалом): - Учебник Вигасина, п. 5 § 58 с. 266 или Михайловского, п. 3 §51-52 с. 292. - Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 58, 60-61. - Лесли С. Изучаем Древний Рим. М., 2001. С. 14-15, 26-27. Подготовьте небольшой рассказ по теме «В цирке и в термах». КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распреде¬лите между собой работу над материалом): - Учебник Вигасина, пп. 1, 2 § 57 с. 259-261 или Михайловского, пп. 4, 5 § 51-52 с. 293-296. - Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 44-45, 53. Подготовьте небольшой рассказ по теме «Жизнь в деревне и про¬винциях». КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распреде¬лите между собой работу над материалом): - Учебник Вигасина, § 58 с. 267 или Михайловского, пп. 1,2 §51-52, с. 297. - Бульвер-Литтон Э. Последние дни Помпеи. М., 1965 -Я познаю мир. История. М., 1996. С. 102. Подготовьте небольшой рассказ по теме «Помпеи - город, погре¬бенный заживо» КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 5, Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распреде¬лите между собой работу над материалом): - Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 50-51. - Лесли С. Изучаем Древний Рим. М., 2001. С. 52-53. Подготовьте небольшой рассказ по теме «Образование древних римлян». V. Закрепление изученного материала 1. Беседа с учащимися. - Что нового внесли римляне в развитие мировой культуры? (Они изобрели бетон, поэтому строительство шло быстрее, они научились строить хорошие дороги, придумали термы, цирк.) 2. Проверка заполнения таблицы учащимися класса, оценка их деятельности (можно собрать тетради тех, кто не успел выступить на уроке). VI. Подведение итогов уроков Домашнего задания нет. Дополнительный материал Август Данц. В римском цирке Наместники африканских и азиатских провинций получили прика¬зания немедленно устроить ловли зверей и самых диких и редких из них в клетках доставить в Рим -либо на кораблях, либо на четырехколесных телегах, запрягавшихся восемью мулами и перевозивших обыкновенно тяжелую почту с одной станции на другую. Наместники должны были озаботиться и тем, чтобы ни в одном городе не было остановки зверям и их вожатым более как на семь дней... Лошади, назначаемые для ристаний, покупались и содержались на счет государства, однако ж партии цирка, богатые частные люди и сам император имели еще собственных своих лошадей и выставляли их на состязание в цирке. Такие лошади были не старше пяти лет, безуко¬ризненного склада и цвета, и потому им цена никогда не бывала ниже 1500 рублей серебром на наши деньги... Великие игры в цирке давались на счет государства или назначен¬ными для того высшими сановниками на собственный счет, но сами наездники или возницы, aurigae, правившие колесницами в цирке, были или рабы, или вольноотпущенники и чужестранцы, которые приезжали в тот город, где давались игры цирка... Звери, назначаемые для травли, оставались в своих клетках; те же, которые должны были изумлять народ своей дрессировкой, были пору¬чаемы звереукротителям, mansuetariis. Эти мастера начинали свое дело с того, что вымазывали пасть диким львам, медведям, пантерам особым соком; этот сок, по замечанию Элиана, имел такую вяжущую силу, что становились не способными кусаться. Элиан упоминает о способе вполне укрощать их голодом и разнообразием корма... Уже ночью втеснялись беднейшие римляне в цирк, дабы занять лучшие нижние места и уступить их потом за известную плату тем, которые опаздывали... Звук труб извещает о прибытии императора, и вслед за тем показы¬вается начало необозримой процессии: идут ликторы и императорские телохранители - конные и пешие; за ними едет сам цезарь в цветах зеленой партии на колеснице из слоновой кости, запряженной шестью лошадьми в ряд... Когда жгучее римское солнце августа месяца поднялось выше стен цирка, цезарь приказал покрыть цирк огромным шелковым покрыва¬лом, великолепно вышитым золотом. Но около полудня, когда двадцать раз уже переменилось по две пары возничих, цезарь вдруг повелел снять покрывало и запретил зрителям оставлять цирк. С четверть часа наслаждался цезарь мучением римлян и потом дал новый знак. В ту же минуту покрылся цирк густым влажным облаком. Огромные насо¬сы под ареною и в верхней галерее цирка оросили все пространство мелким дождем благовонных вод. В полдень кончился бег колесниц; взмокшие лошади были вымыты и вычищены, и разделены награды. Получившему первую награду дава¬ли золотой венок и более 1500 рублей серебром, звонкой монетой... В промежуток времени, когда игры в полдень прекращались, зрители обыкновенно оставляли цирк, чтобы позавтракать в съестных лавках... Но вот столы приняты, и зрители возвратились на свои места. Скоро начнется охота. Начинается она так называемою бескровною охотою, где показы¬вается изумленному народу только послушание дрессированных зверей. Укротители зверей выходят сначала с двумя львами и с известным числом зайцев; львы преследуют зайцев; ловят их и снова пускаются бежать... Шесть часов уже продолжаются игры, и усталые зрители требуют более пикантного. Вот подают знак к кровавой охоте. Первый акт кровавой охоты составляет бой враждебных зверей. Открываются в карцерах две клетки; из одной на арену выбегает беше¬ный слон, возбужденный спиртными напитками; из другой вырывается другой колосс, носорог, раздраженный горячим железом и громом труб. Начинается бой, и носорог остается победителем... Начинается второй акт кровавой охоты. В одну минуту 50 страу¬сов, 32 жирафа, 20 зебр, 15 лосей, 100 оленей, 20 слонов, 40 диких лошадей, 60 буйволов наполняют арену, а 36 крокодилов - эврип. На арену выходят охотники, обитатели всех стран Древнего мира, всякий со своим оружием - как требует обычай его страны и род охоты, кото¬рою он занимается... Охота кончилась. Арена покрыта трупами редких зверей, и ожидающая перед цирком толпа с ревом изумления хватает невиданные еще никогда куски и с торжеством тащит дорогую добычу по улицам Рима... Огромные лужи крови засыпаются свежим песком и приготовляется бой людей с кровожадными зверями. Эти бойцы, называвшиеся bestiarii, были или преступники, прису¬жденные к этой казни, или отчаянные смельчаки, "которые за деньги нанимались теми, которые давали игры... ...В народе пробудилась жажда крови, и цезарь дает давно же¬ланный знак к открытию последнего, самого отвратительного акта кровавой охоты. К этому страшному бою приведены сотни пленных из всех частей государства; вооруженные ножами и мечами, выходят они на арену. Отворяются клетки карцеров, и 200 голодных медведей и 400 других зверей из Африки, львы, тигры и гиены со страшным ревом и воем бросаются на свои жертвы. В одну минуту противники встретились и вступили в бой. Крик и рев сражающихся, страшные вопли людей, разрываемых зверями, и стон раненых зверей почти за¬глушаются неистовыми криками народа... Между тем наступил вечер. Цезарь поднимается со своими друзь¬ями из ложи, чтобы посвятить остаток дня сластолюбию. С шумом пустеет пространство цирка... Преподавание истории в школе. 1995. № 2. С. 42-50.
УРОК - копия (13).docx
Жизнь в Римской империи Цели:  ознакомить   учащихся   с   достижениями   древних   римлян;   продолжить формирование   умений   самостоятельно   строить   рассказ   на   основе   разных   источников информации,   работать   с   учебной   и   дополнительной   литературой,   обобщать   отдельные факты. Оборудование: карта «Римская империя в I—III вв. н. э.», картина «Последний день Помпеи». Информация для учителя Повторение домашнего задания на этом уроке можно провести и виде фронтальной беседы   с   классом,   поскольку   новый   материал   очень   объемный.   Изучение   новой   темы можно организовать по группам (методику организации групповой формы работы учащих­ ся см. в уроках 14­15). Х о д   у р о к о в   I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Первые христиане и их учение» Фронтальная беседа с учащимися по вопросам. ­ Кого называют христианами? (Людей, исповедующих христианскую религию.) ­ Когда возникло христианство? (Две тысячи лет тому назад.) ­ Где родилась новая вера? (В Палестине.) ­ Как называется священная книга христиан? (Библия.) ­ Какие   преимущества   были   у   христианства   по   сравнению   с   язычеством? (Христианство объясняло людям, как надо жить, для чего вообще дана человеку жизнь.) ­ Дайте   определение   понятию   «культура».  (Это   достижения   людей   в   разных областях человеческой жизни.) III.Переход к изучению новой темы Итак, изучая историю разных государств, мы знакомимся и с достижениями и жизнью народов, живших в них. История Римской республики, а затем и империи не исключение. Древние римляне внесли свой вклад в развитие мировой культуры. ­ Ознакомимся с достижениями древних римлян. IV.Изучение новой темы (работа по группам) Для работы у каждой группы есть учебник, дополнительная литература и карточка­ задание. 1.Условия работы групп (написать на доске). а)Консультанты получают карточку­задание. б)Работа с литературой — 25 минут. в)Время на шум (обсуждение, составление рассказа) 10 минут. г) Выступления групп ­ 5­7 минут (на втором уроке). 2. Заполнение таблицы в тетради всеми учащимися на протяже­ нии всего (второго) урока по итогам выступления групп. Направления культуры Что   нового   достигли римляне Значение для мировой культуры Рим ­ столица империи 1. 2.В цирке и термах 3.Жизнь в деревне и провинциях 4.Помпеи ­ город, погребенный  заживо 5.Образование древних римлян 3. Работа по карточкам. КАРТОЧКА­ЗАДАНИЕ для группы № 1 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой  работу над материалом): ­ Учебник Вигасина, пп. 1, 2, 3 § 58 с. 263­265, или Михайловского, пп. 1, 2 § 51­52 с.  288­292. ­ Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 32­34, 72­73. ­ Лесли С. Изучаем Древний Рим. М., 2001. С. 3­5, 24­25. ­Я познаю мир. История. М.,  1996. С. 85. Подготовьте небольшой рассказ по теме «Рим ­ столица империи». КАРТОЧКА­ЗАДАНИЕ для группы № 2 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между  собойработу над материалом): ­Учебник Вигасина, п. 5 § 58 с. 266 или Михайловского, п. 3 §51­52 с. 292. ­Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 58, 60­61. ­Лесли С. Изучаем Древний Рим. М., 2001. С. 14­15, 26­27. Подготовьте небольшой  рассказ по теме «В цирке и в термах».   КАРТОЧКА­ЗАДАНИЕ для группы № 3 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой  работу над материалом): ­ Учебник Вигасина, пп. 1, 2 § 57 с. 259­261 или Михайловского, пп. 4, 5 § 51­52 с. 293­ 296. ­ Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 44­45, 53. Подготовьте небольшой рассказ по теме «Жизнь в деревне и провинциях». КАРТОЧКА­ЗАДАНИЕ для группы № 4 Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой  работу над материалом): ­ Учебник Вигасина, § 58 с. 267 или Михайловского, пп. 1,2 §51­52, с. 297. ­ Бульвер­Литтон Э. Последние дни Помпеи. М., 1965 ­Я познаю мир. История. М., 1996.  С. 102. Подготовьте небольшой рассказ по теме «Помпеи ­ город, погребенный заживо» КАРТОЧКА­ЗАДАНИЕ для группы № 5, Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой  работу над материалом): ­ Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 50­51. ­ Лесли С. Изучаем Древний Рим. М., 2001. С. 52­53. Подготовьте небольшой рассказ по  теме «Образование древних римлян».________________ V.Закрепление изученного материала 1.Беседа с учащимися. ­ Что нового внесли римляне в развитие мировой культуры?  (Они изобрели бетон, поэтому   строительство   шло   быстрее,   они   научились   строить   хорошие   дороги, придумали термы, цирк.) 2.Проверка заполнения таблицы учащимися класса, оценка их деятельности (можно собрать тетради тех, кто не успел выступить на уроке). VI.Подведение итогов уроков Домашнего задания нет. Дополнительный материал Август Данц. В римском цирке Наместники   африканских   и   азиатских   провинций   получили   приказания   немедленно устроить ловли зверей и самых диких и редких из них в клетках доставить в Рим ­либо на кораблях,   либо   на   четырехколесных   телегах,   запрягавшихся   восемью   мулами   и перевозивших   обыкновенно   тяжелую   почту   с   одной   станции   на   другую.   Наместники должны были озаботиться и тем, чтобы ни в одном городе не было остановки зверям и их вожатым более как на семь дней... Лошади, назначаемые для ристаний, покупались и содержались на счет государства, однако ж партии цирка, богатые частные люди и сам император имели еще собственных своих лошадей и выставляли их на состязание в цирке. Такие лошади были не старше пяти лет, безукоризненного склада и цвета, и потому им цена никогда не бывала ниже 1500 рублей серебром на наши деньги... Великие   игры   в   цирке   давались   на   счет   государства   или   назначенными   для   того высшими   сановниками   на   собственный   счет,   но   сами   наездники   или   возницы,  aurigae, правившие колесницами в цирке, были или рабы, или вольноотпущенники и чужестранцы, которые приезжали в тот город, где давались игры цирка... Звери, назначаемые для травли, оставались в своих клетках; те же, которые должны были   изумлять   народ   своей   дрессировкой,   были   поручаемы   звереукротителям, mansuetariis. Эти мастера начинали свое дело с того, что вымазывали пасть диким львам, медведям, пантерам особым соком; этот сок, по замечанию Элиана, имел такую вяжущую силу,   что   становились   не   способными   кусаться.   Элиан   упоминает   о   способе   вполне укрощать их голодом и разнообразием корма... Уже ночью втеснялись беднейшие римляне в цирк, дабы занять лучшие нижние места и уступить их потом за известную плату тем, которые опаздывали... Звук   труб   извещает   о   прибытии   императора,   и   вслед   за   тем   показывается   начало необозримой процессии: идут ликторы и императорские телохранители ­ конные и пешие; за   ними   едет   сам   цезарь   в   цветах   зеленой   партии   на   колеснице   из   слоновой   кости, запряженной шестью лошадьми в ряд... Когда   жгучее   римское   солнце   августа   месяца   поднялось   выше   стен   цирка,   цезарь приказал покрыть цирк огромным шелковым покрывалом, великолепно вышитым золотом. Но около полудня, когда двадцать раз уже переменилось по две пары возничих, цезарь вдруг  повелел   снять  покрывало   и  запретил   зрителям  оставлять   цирк.  С  четверть   часа наслаждался цезарь мучением римлян и потом дал новый знак. В ту же минуту покрылся цирк густым влажным облаком. Огромные насосы под ареною и в верхней галерее цирка оросили все пространство мелким дождем благовонных вод. В  полдень  кончился   бег  колесниц;   взмокшие  лошади  были  вымыты   и  вычищены,   и разделены  награды.  Получившему   первую награду  давали  золотой  венок  и  более  1500 рублей серебром, звонкой монетой... В  промежуток   времени,   когда   игры   в  полдень  прекращались,   зрители   обыкновенно оставляли цирк, чтобы позавтракать в съестных лавках... Но вот столы приняты, и зрители возвратились   на   свои   места.   Скоро   начнется   охота.   Начинается   она   так   называемою бескровною   охотою,   где   показывается   изумленному   народу   только   послушание дрессированных зверей. Укротители зверей выходят сначала с двумя львами и с известным числом зайцев; львы преследуют зайцев; ловят их и снова пускаются бежать... Шесть часов уже продолжаются игры, и усталые зрители требуют более пикантного. Вот подают знак к кровавой охоте. Первый   акт   кровавой   охоты   составляет   бой   враждебных   зверей.   Открываются   в карцерах две клетки; из одной на арену выбегает бешеный слон, возбужденный спиртными напитками; из другой вырывается другой колосс, носорог, раздраженный горячим железом и громом труб. Начинается бой, и носорог остается победителем... Начинается второй акт кровавой охоты. В одну минуту 50 страусов, 32 жирафа, 20 зебр, 15 лосей, 100 оленей, 20 слонов, 40 диких лошадей, 60 буйволов наполняют арену, а 36 крокодилов ­ эврип. На арену выходят охотники, обитатели всех стран Древнего мира, всякий со своим оружием ­ как требует обычай его страны и род охоты, которою он занимается... Охота кончилась. Арена покрыта трупами редких зверей, и ожидающая перед цирком толпа с ревом изумления хватает невиданные еще никогда куски и с торжеством тащит   дорогую   добычу   по   улицам   Рима...   Огромные   лужи   крови   засыпаются   свежим песком и приготовляется бой людей с кровожадными зверями. Эти бойцы, называвшиеся bestiarii, были или преступники, присужденные к этой казни, или отчаянные смельчаки, "которые за деньги нанимались теми, которые давали игры... ...В народе пробудилась жажда крови, и цезарь дает давно желанный знак к открытию последнего,   самого   отвратительного   акта   кровавой   охоты.   К   этому   страшному   бою приведены сотни пленных  из  всех частей  государства; вооруженные  ножами  и мечами, выходят   они   на   арену.   Отворяются   клетки   карцеров,   и   200   голодных   медведей   и   400 других зверей из Африки, львы, тигры и гиены со страшным ревом и воем бросаются на свои   жертвы.   В   одну   минуту   противники   встретились   и   вступили   в   бой.   Крик   и   рев сражающихся, страшные вопли людей, разрываемых зверями, и стон раненых зверей почти заглушаются неистовыми криками народа... Между тем наступил вечер. Цезарь поднимается со своими друзьями из ложи, чтобы посвятить остаток дня сластолюбию. С шумом пустеет пространство цирка... Преподавание истории в школе. 1995. № 2. С. 42­50.

«Жизнь в Римской империи»

«Жизнь в Римской империи»

«Жизнь в Римской империи»

«Жизнь в Римской империи»

«Жизнь в Римской империи»

«Жизнь в Римской империи»

«Жизнь в Римской империи»

«Жизнь в Римской империи»

«Жизнь в Римской империи»

«Жизнь в Римской империи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2019