ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.ПОВЕСТЬ ОБ ИОСИФЕ ПРЕКРАСНОМ. В.А. Жуковский
ПОВЕСТЬ ОБ ИОСИФЕ ПРЕКРАСНОМ. В.А. Жуковский
I
Иаков жил в земле, где Исаак
Его отец жил прежде, в Хананейской
Земле богатой; сыновья его
Пасли в горах обильные стада.
Меж ними самый младший был Иосиф.
Он родился Иакову под старость,
И боле всех любил его отец;
Он пеструю одежду дал ему
И веселился, видя красоту
Его лица, а братьям было то
Завидно, и на сердце их кипела
Вражда к Иосифу, и никогда
Они приветливого слова брату
Не говорили. Раз приснился сон
Ему, и братьям рассказал Иосиф
Тот сон. “Послушайте, он говорил,
Привиделося мне, что будто все
Мы в поле, и что будто все мы вяжем
Снопы; вдруг сноп мой поднялся, а ваши
Перед моим, как будто поклоняясь
Ему, легли”. На это братья все
Сказали: “Видно, хочешь над родными
Господствовать и нашим быть царем?”
И более с тех пор они его
Возненавидели.
. . . . . . . . . . . . . . . . .
И скоро братья на поля Сихема
Отцовские стада перевели.
Тогда, призвав Иосифа, Иаков
Ему сказал: “Твои все братья ныне
В Сихеме на лугах стада моих
Овец пасут; поди, мой сын Иосиф,
Туда, проведай, здравствуют ли братья
И овцы, и об них мне принеси
Известие”.Покинувши долину
Хевронскую, пошел в Сихем Иосиф.
Он не нашел там братьев; но ему,
Искавшему их, человек один,
Прохожий встретился и у него
Спросил: “Кого ты ищешь?” Он ему
Сказал в ответ: “Ищу своих я братьев”.
И тот ему ответил: “Я слыхал
Их говорящих здесь: мы в Доффаим
Пойдем отсюда”. И за ними вслед
Пошел Иосиф в Доффаим, и их
Нашел он в Доффаиме.
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Издали
Увидевши идущего его,
Они сказали: “Вот идет сновидец!”
И замысл погубить его в их сердце
Проник. Друг другу так они сказали:
“Когда придет он, мы убьем его
И бросим тело в этот водосток,
И скажем, что его съел дикий зверь.
Тогда увидим, сбудется ли сон,
Которым хвастал он”. Услышал их,
Слова Рувим. Чтобы из рук их брата
Спасти, он так сказал: “Не убивайте
Его на вашу душу; рук своих
Не обагряйте кровью, а живым
Его спустите в этот водоем
И там оставьте”. Так он говорил,
А втайне был намерен отвести
Его к отцу. Когда ж к ним подошел
Их брат Иосиф, пеструю с него
Одежду снявши, в водоем они
Его спустили; был тот водоем
Глубок, но без воды. Потом все вместе
Обедать начали; но в это время,
Подняв глаза, увидели они
Толпу людей. Измаильтяне шли
Из Галаада на своих верблюдах,
Коренья пряные, бальзам и мирру
Они везли в Египетскую землю.
Увидев их, сказал Иуда братьям:
“Какая будет польза нам, когда
Его мы умертвим; он наша кровь,
Он брат наш! Лучше продадим его
Купцам измаильтянским”. Братьям этотСовет понравился. Когда ж купцы
Приблизились, они из водоема
Иосифа немедленно извлекши,
Его за двадцать золотых монет
Купцам тем продали; и ими он
Был уведен в Египетскую землю.
Когда ж Рувим, который не случился
При этом торге, в вечеру пришел
К пустому водоему, чтоб оттуда
Взять брата, в водоеме брата он
Уж не нашел; свою от скорби ризу
С себя сорвав, он начал горько плакать,
И говорил: “Я брата не нашел!
Куда теперь пойду я?” Те же, взяв
Иосифову ризу и козленка
Зарезав, кровью облили ее
И повелели отнести ту ризу
К Иакову и так ему сказать:
“Вот что нашли в лесу мы, посмотри!
Не риза ли, которую ты дал
Иосифу?” Иаков посмотрел
И во мгновенье в лоскуте кровавом
Он пеструю Иосифову ризу
Узнал. И он воскликнул: “Это платье
Иосифа; зверь лютый съел его!
Иосифа похитил лютый зверь!”
И пеплом голову свою Иаков
Осыпал и сорвал с себя одежды,
И вретищем облекся, и о милом
Иосифе дни многие он плакал.
. . . . . . . . . . . . . . . . .
А Иосиф был
В Египте далеко. В Египте был он
Пентефрию, евнуху фараона,
Измаильтянскими купцами продан.
II
Но был с Иосифом Господь. И в доме
Пентефрия он жил благополучно,
Понеже знал Пентефрий, что Господь
Иосифу успех во всяком деле
Ниспосылал, и в милости великой
Иосиф был у господина: вверил
Ему весь дом свой, все свои поля,
И все свое имущество Пентефрий.
И водворил свою щедроту, ради
Иосифа, в Пентефриевом домеГосподь. Но восхотел он напоследок
Иосифа подвергнуть испытанью,
И допустить благоволил, чтоб в сердце
Пентефриевом злою клеветою
Против Иосифа великий гнев
Был возбужден. И гневом ослепленный
Иосифа Пентефрий повелел
В темницу заключить, где содержались
Царевы узники. Но и в беде
Великой был Иосиф сердцем весел
Пред Господом.
. . . . . . . . . . . . . . . . .
III
Случилося тогда, что фараона
Прогневали и царский виночерпий,
И царский хлебодар. Их царь велел
Окованных в темницу заключить;
Темница же та самая была ,
В которой столько времени томился
Иосиф. И старейшина темничный
Ему в надзор обоих вверил знатных
Царевых узников. В одну им ночь
Тревожные привиделися сны.
Когда пришел поутру к ним Иосиф,
Увидел он, что оба были мрачны,
И он спросил их: “Отчего такое
Уныние на ваших бледных лицах?”
Они сказали: “Видели мы сны;
Их знаменье тревожит нас”. Иосиф
Ответствовал: “Нам сны от Бога; что ж
Вам снилось?” “Мне привиделось, сказал
Великий виночерпий, будто я
Стою перед лозою виноградной,
Что та лоза три отрасли пустила,
Что зрелые на ней висели гроздья,
Что в правой я руке цареву чашу
Держал, а левою рукой давил
В нее царю душистый сок из гроздьев”.
И виночерпию сказал Иосиф:
“Три на лозе отростка значат три дня;
По истечение трех дней вспомнит царь
Тебя, и ты попрежнему возвышен
В свой знатный сан и будешь в пире,
Попрежнему, как царский виночерпий,
Напиток подносить царю. Когда же
То сбудется с тобою, помяни,При счастии, меня и сотвори
Со мною милость: извлеки из мрака
Томительного, где заключен давно
Я, никакого зла не сотворивший”.
То слыша, в свой черед и хлебодар
Иосифу сказал: “А мне приснилось.
Что будто я на голове нес три
Корзины с царским хлебом, что отовсюду
Слетелись птицы, что они обсели
Корзины, и что ими весь расклеван
Был царский хлеб”. На то сказал Иосиф:
“Пройдет три дня, и фараон велит
Твою взять голову, и ты на дереве
Повешен будешь, и слетятся птицы
И расклюют твой труп”. Три дня прошло,
И праздновал свое рожденье царь;
И пригласил в свои палаты всех
Вельмож на пир великий; вспомнил он
О виночерпии и повелел
Ему вступить в высокий сан его;
И стал опять в цареву руку чаши
С вином он подавать. А хлебодар,
Как предсказал ему Иосиф, был
На третий день казнен. Но виночерпий
Об узнике Иосифе забыл,
И надолго в темнице он остался.
IV
Два года протекли. Вдруг царь встревожен
Был чудным сном. Приснилося ему,
Что при реке стоял он, и что семь
Коров больших, красивых, тучных вышли
Из той реки, и стали на прибрежном
Лугу пастись, и злаками питались;
Что из реки другие семь коров
Ужасных видом, злых и тощих, вышли
И бросились на первых, и сожрали
Их всех, и что их чрево стало
Пустей, чем было прежде. И в испуге
Проснулся царь; но скоро он опять
Заснул, и сон другой ему приснился.
Он видел семь колосьев, на одном
Растущих стебле, и колосья были
Полны прекрасных, крупных зерен; вдруг
Другие семь сухих, пустых колосьев
Меж первыми на том же стебле вышли,И жирные колосья были разом
Бесплодными поглощены. В испуге
Опять проснулся царь, и он уж боле
Заснуть не мог. Его душа смутилась;
Когда ж настало утро, он велел
Созвать гадателей и мудрецов,
Дабы они ему истолковали
Значенье сна. Но ни один не мог
Его истолковать. Тут виночерпий
О юноше, с которым он был заперт
В темнице, вспомнил и сказал царю:
“Я тяжко согрешил, великий царь!
Я за добро, оказанное мне,
Неблагодарностью воздал жестокой;
Мы были, я и хлебодар, твои
Рабы, заключены по воле царской
Твоей в темнице. Там мы были сном,
Как ныне ты, устрашены. В темнице ж
Был с нами юноша, еврей, невольник
Пентефрия, вельможи твоего.
Он наши сны истолковал, и все,
Нам сказанное им, сбылосья: я
Тобою был помилован, а царский
Твой хлебодар тобою предан казни”.
И повелел представить фараон
К себе Иосифа. Был изведен
Из мрачной он темницы, был омыт,
Благоухающим омыт елеем,
Очищен, в ризу новую одет,
И так его представили царю.
И царь сказал: “Я видел сон, но мне
Его никто истолковать не может;
Ты, говорят, пророчественным духом
Исполнен”. “Я, ответствовал Иосиф,
Ничто; один лишь Бог Всевышний может
Царю открыть в грядущем зло и благо”.
И царь ему сказал: “Приснилось мне,
Что близ реки стоял я . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Тогда сказал Иосиф фараону:
“В обоих снах одно знаменованье;
Тебе Господь им хочет отворить
Дверь помощи, времен грядущих тайну.
И ныне знай, великий царь: семь тучных
Коров и семь колосьев полных значат
Семь лет обилия; а тощих семь
Коров и семь пустых колосьев семь
Голодных означают лет. СперваСемь лет во всей Египетской земле
Великое плодорожденье будет;
Потом семь лет бесплодные настанут,
И голод всю Египетскую землю
Обымет, и во дни великих бедствий
О временах благих забудут люди.
И надлежит тому свершиться скоро,
Понеже ты двукратно видел сон.
Но послан он от Бога во спасенье
Тебе и всей Египетской земле.
Моими Он теперь тебе устами
Смиренными, царь мудрый, говорит:
Немедленно тобою должен быть
Муж многоопытный и мудрый избран;
Над всей землей Египетской его
Поставь, и купно с ним назначь повсюду
Местоначальников; пускай от всех
Земных плодов, в течение семи
Обильных лет, часть пятую они
Сбирают и хранят по городам;
Пускай пшеницею и всяким житом
Запасные наполнятся амбары,
Дабы во дни обилия на дни
Бесплодия в Египетской земле
Соблюдено богатство пищи было,
Чтоб голодом народ твой не погиб”.
Так говорил перед царем Иосиф.
Царю и всем вельможам царским был
Его благой совет угоден. Царь
Помыслил: “Где скоро ли найдется
Муж опытный и боговдохновенный?”
И, обратясь к Иосифу, сказал он:
“Могу ли я кого избрать премудрей
И опытней тебя? Ты откровенье
Приял от Бога. Будь же ты отныне
В моем дому. Веленьям уст твоих
Да покорятся все. Одним престолом
Тебя я выше буду. Поставляю
Тебя над всей Египетской землей”.
. . . . . . . . . . . . . . . . .
И влавствовать в Египетской земле
Иосиф начал, юноша цветущий.
Из узника, забытого в темнице,
В единый миг он сделался могучим
Правителем Египетской земли,
Понеже был с Иосифом Господь.V
Семь первых лет роскошнейшую жатву
В Египетской земле давали нивы;
Был собран там запас неисчислимый
Пшеницы, ржи и всех земных плодов.
По городам, в селениях, на поле,
Амбары полные сокровищ нивных
Бесчисленны стояли. И когда
Прошло семь лет обильных, и за ними
Семь лет бесплодных наступили, голод
По всей земле потоками разлился,
И возопил египетский народ
К царю в своей беде. Но царь народу
Ответствовал: “К Иосифу идите,
Он даст вам пищу”. И открыл Иосиф
Все житницы, и не один народ
Египетский тогда нашел себе в них
Спасение: из ближних и далеких
Земель во множестве стекаться стали
В Египет люди, и ценою малой
Из царского великого запаса
Иосиф хлеб им продавал, и все
Премудрого Египетской земли
Правителя народы прославляли...
В.А. Жуковский