Конспект урока по литературе в 6 классе.
Тема: «Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цели:
Образовательная: выяснить, можно ли назвать поэзию А.А.Фета «вечной» и «человечной»; обучать выразительному чтению стихотворений; умению выявлять в них изобразительно-выразительные средства языка;
Развивающая: развивать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения и речи.
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умение слушать и уважать мнение другого человека.
Ход урока
1. Орг. момент
2.. Проверка домашнего задания.
3. А. А. Фет: страницы биографии.
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в имении Новоселки неподалеку от города Мценска Орловской губернии (ныне Мценского района Орловской области).
По другим данным, дата рождения Фета — 10 ноября (29 октября по старому стилю) или 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1820 года.
Будущий поэт родился в семье помещика, ротмистра в отставке Афанасия Шеншина, который в 1820 году якобы обвенчался за границей по лютеранскому обряду с Шарлоттой Фет, дочерью обер-кригс-комиссара Карла Беккера, носившей фамилию Фет по первому мужу. Этот брак не имел в России законной силы. До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншина, а затем вынужден был принять фамилию матери, так как обнаружилось, что православное венчание родителей было совершено после рождения ребенка.
Это лишило Фета всех дворянских привилегий.
До 14 лет мальчик жил и учился дома, а затем был отправлен в немецкую школу-пансион в Верро Лифляндской губернии (ныне город Выру в Эстонии). В 1837 году Афанасий Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе профессора Михаила Погодина и поступил в Московский университет, где учился в 1838-1844 годах сначала на юридическом, потом на словесном отделении.
В 1840 году вышел первый сборник стихов под заглавием "Лирический пантеон", автор укрылся за инициалами А. Ф. С конца 1841 года стихи Фета регулярно появлялись на страницах издававшегося Погодиным журнала "Москвитянин". С 1842 года Фет печатался в либеральном западническом журнале "Отечественные записки".
С целью получить дворянское звание Фет решил поступить на военную службу. В 1845 году он был принял в кирасирский полк; в 1853 году перешел в уланский гвардейский полк; в Крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 году вышел в отставку штаб-ротмистром, не выслужив дворянства.
В годы военной службы Афанасий Фет был влюблен в родственницу своих провинциальных знакомых Марию Лазич, которая повлияла на все его творчество. В 1850 году Лазич погибла на пожаре. Исследователи выделяют особый цикл стихотворений Фета, связанных с Лазич.
В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений Фета под названием "Стихотворения". В 1854 году, находясь в Петербурге, Афанасий Фет сблизился с литературным кружком журнала "Современник" — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Александром Дружининым, Василием Боткиным и др. В журнале стали печататься его стихи. В 1856 году вышел новый сборник "Стихотворений А.А. Фета", переизданный в 1863 году в двух томах, причем во второй вошли переводы.
В 1860 году Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии, занимался хозяйством, жил там безвыездно. В 1867-1877 годах был мировым судьей. В 1873 году за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1877 году он продал благоустроенную им Степановку, купил дом в Москве и живописное имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии.
С 1862 года по 1871 год в журналах "Русский вестник", "Литературная библиотека", "Заря" очерки Фета печатались под редакционными названиями "Записки о вольнонаемном труде", "Из деревни" и "По вопросу о найме рабочих".В Степановке Фет начал работу над мемуарами "Мои воспоминания", охватывающими период с 1848 до 1889 года, они вышли в 1890 году в двух томах, а том "Ранние годы моей жизни" был опубликован уже после его смерти — в 1893 году.
Много в это время Фет занимался переводами, завершенными в основном уже в 1880-х годах. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, Гете, Гейне и других древних и новых поэтов.
В 1883-1891 годах были опубликованы четыре выпуска сборника стихотворений Фета "Вечерние огни". Пятый он уже не спел выпустить. Предназначавшиеся для него стихотворения частично и в ином порядке вошли в изданный после его смерти двухтомник "Лирические стихотворения" (1894), подготовленный его почитателями — критиком Николаем Страховым и поэтом К.Р. (великим князем Константином Романовым).
Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. В 1884 году за полный перевод сочинений Горация он получил Пушкинскую премию Императорской Академии наук, в 1886 году, за совокупность трудов, был избран ее членом-корреспондентом.
В 1888 году Фет поучил придворное звание камергера, лично представлялся императору Александру III.
Афанасий Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года в Москве. Похоронен поэт в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
Афанасий Фет был женат на сестре литературного критика Василия Боткина — Марии Боткиной.
— Откроем учебник (с. 201, ч. 1), прочитаем рассказ о поэте.
4. Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...»
«Ель рукавом мне тропинку завесила...»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи
Выразительное чтение стихотворения.
Анализ текста.
Прочитаем стихотворение внимательно — по строфам.
Читаем 1-ю строфу.
В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством. Строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» вызывает в сознании образ колдуньи, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Эта строка представляет систему метафор: ель — женщина-колдунья, ветка — рукав ее платья. Так одной строчкой Фет создает атмосферу таинственности, сказочности.
Путник словно бы не осознает себя; главное его ощущение — ветер, который заполняет собой все окружающее пространство, слово ветер недаром выделено дважды в отдельные предложения.
— Прочитайте 2—4 строчки: какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука?
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
Читаем 2-ю строфу.
-С какого слова-предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?
-Какие согласные звуки в 3—6 строках передают шум ветра?
-Как проявляет себя звук [у] во 2-й строфе?
-Как вы понимаете значение глагола гудет? Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола гудет от смысла глагола гудит?
— На какие части делится вторая строфа? Какое слово ее разделяет? К какой части речи оно принадлежит?
Чу — междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки, его можно заменить словом слышишь. Междометие носит просторечный характер.
— Что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?
Статья учебника (с. 202, ч. 1) говорит: «Но неожиданно до слуха доносится звук „тонко взывающего рога“. На самом деле с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека».
С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев («неожиданно слышится») доносится иной звук: «тонко взывающий рог» (в этой строке «работают» и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.
— Как вы понимаете значение слова взывающий? Часто ли оно употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы.
Можно предложить на выбор несколько слов: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий...
— Как меняется настроение во второй части строфы?
Читаем 3-ю строфу.
«Сладостен зов мне глашатая медного!»
— К какой части речи относится слово сладостен?
Сладостен — краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; полная форма — сладостный.
— В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных сладкий и сладостный?
Сладкий — имеющий вкус, свойственный сахару или меду.
Сладостный — приятный, доставляющий удовольствие.
— Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?
— Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова.
— Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках последней строфы?
Зов «глашатая медного» — символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы — «мертвым листам».
— Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?
Взывающий, сладостен, глашатай.
— К кому или к чему обращается герой в двух последних строках? Можем ли мы сказать, что автор мысленно ведет диалог?
— Что означает выражение странник бедный? В каком значении употреблено прилагательное бедный: «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?
Обучение выразительному чтению.
— Вспомним еще раз: когда наступает перелом в настроении?
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание. Опираясь на статью учебника и составленный по ней план, подготовить рассказ о жизненном пути А. А. Фета.
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.