План-конспект урока литературы в 6 классе на тему:
«Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе.
Цель урока: анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Задачи:
1.Научиться определять настроение стиха, находить тропы, с помощью которых это настроение и создается.
2. Развитие литературоведческой зоркости, навыков выразительного чтения и связной речи.
3. Воспитание любви к родной природе.
Теория: антитеза, эпитет, сравнение, обращение.
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения «Узник». Оценивание учащимися друг друга: точность передачи текста, громкость, темп, интонация, выразительность.
- Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок. Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.С.Пушкин?(да)
Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, и вы можете спать, сколько захочется. Часов в 11 начинаете ощущать, что вас что-то разбудило: ослепительный солнечный луч пробился между шторами. Вы встаете, подходите к окну и видите, что за окном, где еще вчера хлюпала грязь, сегодня все в ослепительной белизне. Попробуйте нарисовать картину, которую вы увидели из своего окна.
Прослушав высказывания, поняли, что предложения получились похожими, с использованием одних и тех же словосочетаний «белый снег», «яркое солнце». Но эту сложную задачу решил и Пушкин, когда написал стихотворение «Зимнее утро».
Стихотворение было опубликовано в 1829 году. Оно полно жизнелюбия, очарования зимней природой и становится особенно радостным ещё и от того, что согрето чувством любви к красавице и благоговением перед ней.
Очарование зимнего утра, когда всё залито солнцем и сиянием великолепных снежных ковров, усиливается при сопоставлении с вьюжным вечером.
Поэт рисует картины морозной, солнечной зимы и одновременно тёплый, уютный дом, где «весёлым треском трещит затопленная печь», есть тёплая лежанка, возле которой «приятно думать», но можно ещё насладиться прогулкой по «утреннему снегу» в санках.
Чтение стихотворения.
Прежде чем начать подробный разговор об этом стихотворении, скажите мне, как вы поняли, где находится герой стихотворения? (В сельском доме зимой, рядом с ним подруга). Анализировать стихотворение мы будем по строфам.
Запись в тетрадь.
Строфа-сочетание стихов, образующее единство.
2.Анализ стихотворения по строфам.
1-я строфа.
· Какое чувство передает первая строфа стихотворения? (Чувство радости, восхищения красотой природы и молодой девушкой)
· С помощью каких выразительных средств поэт добивается этого настроения? (Эпитеты- «чудесный», «прелестный», обращение- «красавица», повелительная интонация – «проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре»).
· Кто такая Аврора? ( Богиня утренней зари в древнеримской мифологии).
· Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра. ( «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос»)
· Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии? (Для создания более возвышенного, торжественного настроения.)
· Как меняется настроение в этом стихотворении?
Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется АНТИТЕЗОЙ или ПРОТИТВОПОСТАВЛЕНИЕМ (запись определения в тетрадь).
· С какой целью описывает поэт контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно).
· Посмотрите внимательно на звуковой состав первой строфы. С помощью каких звуков поэт создает настроение сияния и радости? (звонкие согласные «С», «Р» (чудесный, прелестный, звездою севера явись, навстречу северной Авроре).
После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.
2-я строфа.
· Какое настроение присутствует во второй строфе? (печаль, тревожность)
· С помощью чего это происходит? (олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась, эпитеты – мрачные тучи, мутное небо, сравнение- луна, как бледное пятно, глухие согласные).
· Как состояние природы влияет на настроение героев?(Они связаны. Природа пасмурна и «ты печальная сидела»)
3-я строфа.
· Что мы видим в третьей строфе? (Опять ощущение радости и спокойствия)
· За счет чего создается это впечатление? (строка удлиняется, небесами, коврами- звук «а» создает протяжность, лес чернеет, снег лежит, ель зеленеет
· Сравните настроение во второй и последующих строф, к какому приему опять прибегает поэт? (С помощью антитезы поэт воспоминаниями о вчерашней вьюге подчеркивает радость и торжество солнечного утра)
4-я строфа.
· Найдите эпитеты в этой строфе. Какое настроение они создают? (Мы посмотрели в окно, а теперь вернулись взглядом домой. После блеска и возвышенности природы- бытовая картина « кобылка бурая, санки, трещит затопленная печь»)
· Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; с одной стороны, не хочется двигаться с места, и в то же время солнце манит на улицу
· Что происходит с героем в этой строфе? (Великолепные картины природы передают свое настроение герою, он хочет отправиться на прогулку в санях)
· 5-я строфа.
· Какой прием известный вам по стихотворению «И.И. Пущину» использует поэт в первой и последней строфе? (Обращение «красавица», «друг милый»)
· Что дальше происходит в стихотворении?(герой призывает свою подругу совершить путешествие)
· Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму, передают ли они ощущение движения, прорыва?
Поэт использует дружеское пожелание. И он и она должны испытать чудесную силу воздействия красоты, почувствовать себя частью природы. Не случайно здесь берег «милый». О нем говорится, как о близком друге.
Вывод.
Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости?
При чтении этого стихотворения возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, своё желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно.
В заключение попросим одного или двух учеников прочитать это стихотворение выразительно, обращая внимание на интонации стихотворения.
Домашнее задание.
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».
2. Выписать примеры антитезы из стихотворения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.