Внеклассное занятие
ЦЕЛЬ: развитие познавательных и творческих способностей детей, приобщая их к народной культуре.
ЗАДАЧИ:
1. познакомить с Христианскими праздниками января, обрядами и традициями, связанными с ними;
2. научить приемам изготовления обрядовых кукол;
3. способствовать развитию интереса к фольклорному искусству, основанному на народных традициях
4. создать условия для формирования ценностных мировоззренческих взглядов и идей, национальной культуры;
5. развивать творческую и познавательную активность;
6. содействовать развитию творческих способностей;
· формы и методы
1. Презентация
2. учет индивидуальных особенностей (уровневая дифференциация): задания различного уровня сложности по способностям учащихся; (помогает каждому ученику получить удовлетворение от своей работы)
3. практическая работа в и парах (развивает коммуникативные качества, умения работать сообща, взаимопомощь и выручку)
4. проблемные и поисковые задачи (подготовка сообщений, наглядного материала)
5. использование наглядности (методический, раздаточный, демонстрационный материал)
6. учет возрастных особенностей (занимательный материал, смена видов деятельности)
CОВРЕМЕННОМУ человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.
В народном сознании мирно уживаются христианские праздники и более древние языческие приметы и обряды существовавшие на Руси до введения христианства. Крестьяне создавали легенд образы и символы святых наделяли доступными для понимания простого человека качествами. Поэтому не последнее место в праздничной символике принадлежало традиционным куклам.
Деревенские календарные праздники были разнообразны и многочисленны!
Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ.
- А какие народные праздник, которые отмечаются в январе месяце, вы знаете (Рождество, Крещение)
6 января (24 декабря)
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
Этот день предшествовал одному из наиболее почитаемых праздников — Рождеству Христову. По всей видимости, в названии праздника закрепилось название ритуальной каши — сочива. Сочиво варили из меда и пшеничных зерен. Сочельник справлялся в кругу семьи очень торжественно.
В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волсви же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.
Один из обычаев Сочельника был связан с разжиганием нового чистого огня Такой огонь добывался трением. От этого огня зажигали обрядовое полено, которое называли бодняком. Бодняк — это веселый дух огня, живущий в рождественском полене. Ритуальное полено украшали лентами и поливали маслом. По бодняку годали о грядущем годе. Для этого ударяли по горящему полену кочергой. Если сыпались обильные искры, то считали, что предстоящий год будет удачным.
В этот день красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа необмолоченной ржи. Куклу называли Колядой по имени одного из древних славянских божеств.
7 января (25 декабря)
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО в истории России
Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летоисчисление ведем мы от Рождества Христова. А на Руси этот Праздник был особенно любим.
В домах украшали любимую с детства рождественскую елку.
-А откуда пошел этот обычай? Послушаем предания о рождественской елке (Маша М)
ПРЕДАНИЯ О РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКЕ
Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, запеленав Его, положила в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидев, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу: "Он спит в пещере в простых яслях! Так нельзя ! Нужно украсить пещеру, пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос!"
И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить. пещеру, на юг. Там всегда тепло и всегда цветут цветы. И вот Ангел набрал много алых, как заря, роз, белых, как снег, лилий, веселых гиацинтов и азалий, набрал нежных магнолий и камелий, сорвал и несколько крупных лотосов... И все эти цветы принес в пещеру.
Другой Ангел полетел на север. Там как раз в это время была зима, поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел не найдя никаких цветов, хотел лететь назад, но увидел зеленеющую среди снега елочку, задумался и прошептал: "Пожалуй, ничего, что это деревце такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа. И он унес с' собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шелестели: "Тс-с-с! Тише! Он заснул!", Елочка увидела такие прекрасные цветы впервые и опечалилась: "О-о, - вздохнула она грустно, - зачем здесь я - такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть эти чудесные цветы! А мне нечем нарядиться в такой праздник, нечем и пещеру украсить..." - и она горько заплакала.
Когда Дева Мария увидела это, ей сделалось жаль елку. И Она подумала: "Надо, чтобы все радовались в этот день, нехорошо, что грустит елочка". Улыбнувшись, она взмахнула рукой, и произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за ней сошли другие и украсили другие ветки. Светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке. А цветы с удивлением заметили: "Ах, какая же она стала хорошенькая! Неправда ли, она красивее всех нас?"
И елочка чувствовала себя вполне счастливой. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елку в память о той, которая была украшена настоящими звездами с неба
- Но существует и такое предание /Ира П./
Не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, где родился Христос, радовались этому событию. Счастливее других были три дерева. Они росли ближе всех, и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары», - сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила ель. «А какие дары сможешь принести ты -колючие иглы да липкую смолу?», - спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной елочке.
Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день», - сказала она. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А ель стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я украшу тебя лучше твоих сестер».
Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг -пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты - доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».
Кстати, лесная красавица пришла в Россию из Германии относительно недавно - при Петре I. Вечная зелень ели и других растений (можжевельника, лавра) была символом неувядающей жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.
А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное Богослужение. С самого утра Великого дня Рождества славили Христа : В этот день по традиции «славелыцики» и «колядники» ходили группами по дворам. Дети, входившие в группу колядующих, несли в руках длинные жерди, к которым были прикреплены ленты, кисти и магические символы Вифлеемской звезды, сделанной из прутьев березы и цветных нитей. Они ходили «со звездой» по дворам и славили Христа в молитвенных песнопениях: пели церковные гимны о рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах.
- А что они подарили Богомладенцу? (ладан, золото и смирну)
Мельхиор поднес ладан – знак Божественности Младенца;
Валтасар – золото – как Царю царей;
Гаспар – смирну, как Богочеловеку, которому предстояла
смерть крестная за всех людей
РОЖДЕСТВО /Сава/
Под покровом ночи звездной |
"Рождество Твое" поют. |
Дремлет русское село; |
"Христославы! Христославы!" - |
Всю дорогу, все тропинки |
Раздается там и тут. |
Белым снегом замело... |
И в нестройном детском хоре |
Кое-где огни по окнам, |
. Так таинственна, чиста, |
Словно звездочки, горят. |
Так отрадна весть святая |
На огонь бежит сугробом |
О рождении Христа... |
Со звездой толпа ребят; |
/ |
Под оконцами стучатся, |
АПОЛЛОН КОРИНФСКИЙ |
Любовь к празднику выражалась и числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова.
Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику - храм Рождества Христа Спасителя в Москве. На Рождество Христово, 25 декабря 1812 года, император Александр 1 подписал высочайший Манифест о создании в честь победы над армией Наполеона храма «...в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели... Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».
С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, пережившие те лихие времена, рассказывают, как тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.
В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
История
России продолжается. Постановлением Президента РСФСР 1991 года Рождество
Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов
Российской Федерации.
|
Вернемся же к традициям наших предков.
Издавна двенадцать дней в начале года / С Рождества и до Крещения (19 января) / повсеместно отмечали карнавалами и народными гуляниями. Молодежь в эти дни, и особенно вечера, устраивала игрища, пляски на улицах и гадания./ОБЫЧАЙ, УЦЕЛЕВШИЙ ОТ ЯЗЫЧЕСКИХ ПРАЗДНЕСТВ/ Славяне называли шумные игровые праздники колядками. Юноши и девушки ходили по домам и пели «Колядки»:
В песнях-колядках колядующие желали здоровья и счастья хозяевам дома. Колядовщиков обязательно одаривали, чаще всего печеньем. Обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году.
/Слова имеют таинственную силу, верил народ./
КОЛЯДКИ
|
(Рома)
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте Колядовшикам!
(Ваня)
Как пошла коляда
Вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять,
С Новым годом поздравлять!
- /я/ Коляда, коляда, где ты раньше была?
- Я в поле ночевала, теперь к вам пришла! (Саша М.)
- Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,
- На долгие века, на многие лета!
- Сейся, родися, жито, пшеница, ячмень, овес, гречка, горох, чечевица,
- На Новый год! Будьте здоровы, Счастливы будьте! Живите без бед Много лет! Новый год пришел, старый угнал, себя показал.
- Иди, народ! Солнышко встречать, Мороз прогонять!
(Миша)
Коляда, коляда! А бывает коляда накануне Рождества!
Коляда пришла -Рождество принесла!
(Сережа)
Коляда, коляда - радость, не беда,
Пусть сбудется все, что у вас на примете,
Пускай почитают родителей дети!
Хотя двенадцать дней церковь канонизировала как святые, колядование она не признала.
А ведь в древности эти дни носили магический характер: цель была в том, чтобы рос хлеб и плодился скот, в доме был покой и достаток, в семье -счастье. Народ свято верил, что чем щедрее и веселее встретишь и проведешь Святки, выполняя магические обряды, тем благополучнее сложится жизнь.
Для наших предков Святки ассоциировались еще и с посиделками в избе и на дворе, включающими шумные игры с ряжеными, розыгрыши, уличные маскарады, сочельник с ритуальной трапезой и гаданиями.
Настали святки.
То-то радость!
Гадает ветреная младость
/А.С.Пушкин/
Конечно, самым любимым атрибутом Святок были гадания.
Гадание - опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Во время святок различают «святые вечера» (7-13 января) – для веселых и смешных гаданий – и «страшные вечера» (14-19 января) – для опасных, рискованных. Самыми «верными» считаются гадания на Васильев вечер 13 января – на старый Новый год, и 18 января – канун Крещения.
Народ хотел заглянуть в будущее, узнать свою судьбу, сбудутся ли желания.
Было время, когда гадания преследовались еще строже, чем колядование. В средние века гадалок, как слуг нечистой силы, сжигали на кострах. И, конечно, сразу приходят на ум пушкинские строки о самом распространенном способе гадания:
«раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали».
1. (Люба) Если падал башмачок носком к воротам, значит, рано еще девушке выходить замуж, если же в другую сторону, то именно оттуда можно ждать жениха в этом году. Любопытно, что такой примете верили не только на Руси, но и по всей Европе: во Франции, Италии, Испании...
2. .Простейший способ гадания - на старой газете. При этом мяли кусок бумаги и сжигали его на тарелке, загадывая желание. Что показывала тень на стене от сожженной бумаги, то и рисовала фантазия. К примеру, тень кошелька могла означать перспективы богатства.
Русский обычай - «полоть» снег. За околицей обычно собирались девушки и бросали пригоршнями снег против ветра. Если падал снег звучно, значит, появится в жизни девицы молодой красавец-жених, если криво да неслышно - старик или глухой.
(Кристина)
3. У прохожего спрашивали имя, считалось, что так будут звать будущего жениха.
4. Гадали также на растопленном воске, который выливали в сосуд с ключевой водой. Если виделось колечко, то это к замужеству, развалины - к худу.
5. А если в Святки положить под подушку зеркало, может присниться вещий сон. Но чтобы он сбылся, под подушку клали также хлеб и ножницы -для того, чтобы они обрезали все лишнее, плохое.
6. Многие в Святки обходят со свечой все углы квартиры, потому что затем весь год жилище будет защищено от злых сил и напастей.
7.Более легкий способ - гадание по книгам. Вероятно, он известен многим. Напомним, что надо взять книгу и раскрыть ее наугад. Читаются первые попавшиеся строки или загаданные, они-то и позволяют судить о будущем.
Словом, выбирайте гадание на любой вкус - и будьте счастливы.
Между прочим, в язычестве гадание составляло один из главных обрядов богослужения. А преследовать его начали, когда Русь приняла христианство. Любопытно, что до сих пор непонятно происхождение слова «гадание».
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
- Что это за праздник? В честь чего он? Что самое главное в нем?
Этот праздник православные христиане отмечают 19 января. Установлен он был в честь крещения Иисуса Христа в водах священной реки Иордан.
Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, водокрещами. так как накануне праздника происходило освящение воды внутри храмов, а в самый день праздника происходило водосвятие на естественном водоеме, реке или озере
В канун праздника, идя на вечернюю службу, прихожане захватывали с собой посудины для святой воды. После молитвы верующие омываются святой водой и берут ее с собой, веря, что вода эта обладает чудодейственной силой. И действительно, такая вода очень долго остается свежей, не портится. Возвратившись домой, они выпивали по несколько глотков святой воды, а затем кропили святой водой весь дом, пристройки и все имущество. Считалось, что это предохраняет от разных напастей и дурного глаза. Немного воды выливали в колодцы, чтобы нечистая сила не забралась туда и не опоганила воду. При этом нельзя брать воду из колодца до утра следующего дня.
В Крещенский сочельник даже обыкновенная речная вода имеет особую силу. В ночь на Крещение сам Иисус Христос купается в реке.
В народе большое значение придавалось также крещенскому снегу. В канун Крещения снег собирали в поле, за околицей и приносили домой. Его бросали колодец, чтобы вода в нем была всегда в изобилии и не загнивала. Девушки умывались водой из крещенского снега, чтобы без белил белыми быть, без румян румяными. Воду, натаявшую из крещенского снега, берегли на случай болезни Считалось, что она излечивает головокружение, судороги, онемение в ногах.
В день Крещения совершается крестный ход на воду, на Иордань. Иорданью называется прорубь на водоеме для водосвятия. На этом месте при большом стечении народа совершается богослужение и освящение воды. После богослужения молящиеся пьют освященную воду и омывают ею лицо.
Для совершения очистительного омовения делали обрядовых кукол, которых называли Крестцами. Находятся даже смельчаки, которые купаются в проруби, так как считается, что купание в этот день смывает все грехи, Верили, что при омовении человека в освященном источнике нечистая сила выскакивает из тела, страшась соприкосновения со святой водой. Но злобные и коварные бесовские силы постоянно стремились снова овладеть беззащитными людьми и могли вселиться в первого встречного.
Чтобы при омовении в освященном источнике злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготавливали куклу-заместителя. Ее делали перед купанием в ледяной воде и втыкали в снег на краю проруби.
Для того чтобы привлечь внимание злых сил, к крестовине привязывали пестрые яркие ленточки. В обряде ряженья в основном участвовали молодые здоровые деревенские парни, которые могли проделать такую опасную водную процедуру зимой, поэтому кукла Крестец и символизировала мужчину
Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. К сожалению, люди XXI века видят сегодня в традиционных русских куклах внешние декоративно-художественные особенности плохо понимая их истинное назначение.
Делают из простого лоскута белой /розовой/ ткани размером 15x15 см без помощи иглы, только перевязывая лоскут нитью.
1. Сначала лоскут перегибают по диагонали пополам.
2. Затем в центр его закладывают комок ваты или спутанных ниток. Комок обтягивают в центре лоскута и закрепляют нитью (рис. 1, а).
3. Расправив в стороны два противоположных края лоскута, сложенных по диагонали, другие два противоположных края расправляют виз Белой нитью или узкой светлой тесьмой сложенный лоскут перетягивают посередине, накладывая пояс, а затем от пояса через грудь куклы — крест-накрест: (рис. 1, б).
4. Боковые края лоскута расправляют крыльями, а на голову куклы повязывают ленту или тесьму (рис. 1, в).
Так без ножниц и иглы изготавливали только добрых русских кукол.
Технологическая карта Изготовление куклы Коляда
Коляду делают из соломы, мочала, ниток.
1. Пучок плотно перетянуть нитью дважды: отступив от кончиков соломы /ниток/ примерно 5 см и отступив еще 3 см (рис. а),
2. Второй пучок , в два раза меньше первого плотно перетянуть нитью у концов (рис б)
3. Разделить свободные концы 1 пучка на две равные пряди, вставить 2 пучок между двумя равными прядями первого пучка, закрепить несколькими витками нити. (рис в)
д г
е
4. Другой такой же по толщине пучок, закрепляют на спине куклы несколькими витками нити крест – накрест (рис. г).
5. Верхнюю часть перегнуть вниз (волосы) закрепить несколькими витками нити (рис. д).
6. Разведенные соломенные руки перегибают на лицевую сторону куклы и скрепляют вместе нитью (рис. е).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.