Зимние наблюдения на прогулке(средняя группа)

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • docx
  • 29.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Зимние наблюдения на прогулке (средняя группа) Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами. Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д. Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми. Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом. Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.Декабрь, средняя группа Наблюдение за растениями: 1-я неделя: Осмотр деревьев на участке. Предложить вспомнить, как узнавали деревья летом и осенью, как можно узнать их сейчас? Предложить найти клен, березу, осину. Отметить их характерные особенности. 2-я неделя: После обильного снегопада, осторожно, чтобы не поломать ветки, стряхнуть с них снег. Объяснить, что в мороз ветки хрупкие и легко могут сломаться под тяжестью снега. Воспитывать бережное отношение к природе. 3-я неделя: Сравнить дерево и кустарник. Назвать их отличительные признаки. Дерево имеет один ствол, оно высокое. У кустарника много тонких стволов, он гораздо ниже дерева. Закрепить умение отличать дерево от кустарника. 4-я неделя: Рассказать о том, что зимой под снегом растениям тепло, поэтому хорошо, когда много снега. Предложить сгрести снег к деревьям и кустарникам и таким образом позаботиться о них. Наблюдение за неживой природой: 1-я неделя: Наблюдение за первым снегом. Отметить красоту зимнего дня. Прочитать стихотворение Сурикова «Зима». Рассмотреть снежинки, послушать, как снег на морозе скрипит под ногами. Чем можно измерить глубину снега? 2-я неделя: Поставить в формочке воду, к концу прогулке вода замерзнет. Подвести детей к пониманию того, что лед – это вода, которая замерзла на холоде. Занести формочку со льдом в группу и понаблюдать, как лед тает. 3-я неделя: Отметить уменьшение продолжительности дня: поздно светает, рано темнеет. Подвести детей к пониманию того, что в начале зимы день очень короткий, солнце поздно всходит и рано заходит. 4-я неделя: Предложить измерить глубину снежного покрова палочкой – условной меркой. Развивать наблюдательность, умение сравнивать глубину снега в разных местах. Наблюдение за животными: 1-я неделя: Наблюдение за синицами. Предложить послушать их мелодичное посвистывание. Рассказать, что птица так называется из-за звуков, которые она издает; зимой она прилетает к нам, чтобы прокормиться. 2-я неделя: Наблюдение за сороками и воронами. Рассмотреть следы на снегу. Определить внешний снег птиц по размеру, цвету, издаваемым звукам. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. 3-я неделя: Наблюдение за кошками. Посмотреть на их игры (прыгают, бегают друг за другом). Рассмотреть их окрас. Рассказать о приметах, связанных с кошками. Если прячет нос – к холоду, катается – к теплу. 4-я неделя: Наблюдение за собаками. Бездомные собаки бегают стаями; их надо опасаться, так как они могут быть опасны. В стаи они добывают себе пищу. Рассказать, что некоторые дикие животные, например, волки, тоже живут стаями. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Наблюдение за овощехранилищем. В мешках, ящиках хранят фрукты и овощи, которые выдает кладовщик на кухню. Из этих продуктов ребятам готовят обеды и ужины. 2-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Зимой они убирают снег при помощи лопат, расчищают дорожки, для того, чтобы людям было удобней ходить. Лопатками прочистить дорожки на участке. 3-я неделя: Наблюдение за снегоочистительной машиной. Рассказать о том, что когда снега много, дворникам помогают снегоуборочные машины. Они убирают снег с дороги на обочину, затем грузовики увозят снег за город. 4-я неделя: Наблюдение за складом на складе хранят ненужные вещи, какие именно? Предложить подумать, что можно сделать со старыми ненужными вещами? Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Рассмотреть на снегу различные следы. Найти следы птиц, кошек, собак. Сделать на снегу отпечатки своих ботинок. Предложить угадать, где чей отпечаток. 2-я неделя: Пройтись вокруг детского сада, посмотреть какие изменения произошли с осени. Обратить внимание, что за детским садом снег менее утоптан. 3-я неделя: Наблюдение за лицами людей. Обратить внимание, что носы и лица людей красные от мороза, изо рта идет пар. Все одеты в зимнюю одежду, на руках – варежки. 4-я неделя: Игра с пузырями. Сделать специальный раствор и на улице попробовать сделать пузыри, которые на морозе застынут. Январь, средняя группа Наблюдение за растениями: 1-я неделя: Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они пробковеют и не пропускают холодный воздух. Все промежутки залиты жидким веществом. 2-я неделя: Спросить детей, почему зимой растения не растут, нет листьев, цветов. Закрепить понятие о том, что зимой нет условий для роста растений (холодно, мало света). 3-я неделя: Спросить, почему не погибают зимой многолетние растения (им тепло под снегом). Закрепить понятие о том, что снег предохраняет растения от вымерзания. Наблюдение за неживой природой: 1-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сидят на ветках стайками, нахохлившись, так им теплее. Насыпать в кормушку корм. Беседа о том, каких птиц мы можем увидеть в городе зимой. 2-я неделя: Рассмотреть следы на снегу. Обратить внимание на следы птиц и зверей. Попытаться понять, где чьи следы. Развивать наблюдательность, воображение. 3-я неделя: Спросить чем питаются зимующие птицы, почему они не улетают в теплые края (если дети не вспомнят, то напомнить, что некоторые птицы питаются только насекомыми). Наблюдение за животными: 1-я неделя: Измерить глубину сугробов в разных местах участка. Предложить подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более плотным слоем. Развивать умение логически мыслить. 2-я неделя: Наблюдение за снегом в разную погоду: в холодную и ветреную похож на крупу, в морозную – падает отдельными снежинками, в более теплую – хлопьями. Дать представление о том, что в разную погоду снег падает разный. 3-я неделя: Наблюдение за погодой стало еще холоднее, дуют холодные ветры. В ясный день воздух морознее, в пасмурный – теплее. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Обратить внимание, что дорожки детского сада расчищены, из снега сделана горка для ребят. Помочь залить горку. 2-я неделя: Наблюдение за транспортом. Беседа о правилах дорожного движения в период гололеда. Спросить, чем опасен гололед для транспорта и для пешеходов. 3-я неделя: Наблюдение за пожарной машиной. Зачем ей сирена, в чем заключаются ее функции. Как называются люди, которые тушат пожар. Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Заморозить воду в формочках, сделать цветной лед. Уточнить знания о том, что вода на морозе застывает, превращается в лед. Закрепить знания о свойствах льда: скользкий, холодный, твердый, гладкий, прозрачный. 2-я неделя: Беседа о правилах поведения во время гололеда. Спросить, что можно сделать, чтобы гололед не мешал пешеходам. 3-я неделя: Пройти вокруг территории детского сада. Сравнить глубину снега и целостность снежного покрова на участках и на обратной стороне детского сада. Почему за детским садом снежный покров целее? Февраль, средняя группа Наблюдение за растениями: 1-я неделя: Наблюдение за тополем, за его веточками. Рассмотреть почки тополя. Предложить ребятам взять несколько веточек тополя и поставить в вазу с водой. Понаблюдать за раскрытием почек и появлением листочков. 2-я неделя: Предложить детям понаблюдать за травой около труб отопления. Есть ли там снег, какая почва, и не видно ли зеленой травы (если есть, то спросить, почему она растет именно там). 3-я неделя: Наблюдение за почками у осины. Они немного набухли, так как деревья ближе к весне просыпаются и набираются сил, чтобы порадовать нас зелеными листочками. 4-я неделя: Наблюдение за вербой. Рассмотреть цветущие почки вербы – они похожи на серые комочки. Дать детям потрогать их. Подобрать слова определения и сравнения. Наблюдение за неживой природой: 1-я неделя: Наблюдение капели с крыш на солнечной стороне. Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха. Беседа о правилах безопасности при появлении сосулек. 2-я неделя: Наблюдение поземки. Обратить внимание, что по дороге, как бы подметая несется снег. Это – поземка. Прочитать стихотворение Маршака «Февраль». 3-я неделя: Обратить внимание на снег. Он становится серым, оседает, сверху образовывается корочка – наст. Развивать наблюдательность, умение делать выводы на основе наблюдений. 4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Они поднимается выше, его лучи светят ярче и уже несут тепло. Чувствуется приближение весны, но до тепла еще далеко. На смену теплым дням еще не раз придут холода. Наблюдение за животными: 1-я неделя: Наблюдение за кошкой. Отметить ее окрас, отличительные особенности. Это животное, птица, рыба? Доказать. К каким животным – диким или домашним – относится кошка? Каких еще домашних животных знают ребята? 2-я неделя: Наблюдение за птицами у кормушки. Птицы стали оживленнее, больше летают, чирикают – чувствуют приближение весны. Уточнить, чем можно подкармливать птиц. 3-я неделя: Наблюдение за дубовиком. Рассмотреть птичку. Она серенькая, похожа на воробья, но больших размеров и с мощным толстым клювом. Он прилетел поближе к жилищу людей в поисках пищи и тепла. 4-я неделя: Наблюдение за воронами и воробьями. Сравнить их, выявить сходства и различия, доказать, что это действительно птицы. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Наблюдение за работой прачки. Она вывешивает постиранное белье. Беседа о том, в чем заключается ее работа. Воспитывать уважительное отношение к труду других людей. 2-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Закрепить названия основных частей. Чем грузовые машины отличаются от лег7ковых и для чего они предназначены. Какие еще виды транспорта знают дети. 3-я неделя: Наблюдение за работой слесарей. Они чинят трубы отопления, чтобы в домах было тепло. 4-я неделя: Наблюдение за играми детей. В какие игры они играют на площадке. В какие игры можно играть зимой, а в какие нет, почему? Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Предложить детям заморозить воду в формочках для украшения участка. Формировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое и, наоборот. 2-я неделя: Наблюдение за небом. В ясную погоду оно синее, яркое, а в пасмурную – серое, затянуто облаками. 3-я неделя: Беседа о насекомых. Что с ними происходит зимой, куда они прячутся и почему. 4-я неделя: Наблюдение за домами. Предложить детям посчитать этажи в близлежащих домах. Из чего они построены. Какие еще материалы можно использовать при строительстве домов.
Иконка файла материала Документ Microsoft Office Word.docx
Наблюдения на прогулке на каждый день (средняя группа) Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами. Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д. Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми. Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом. Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим. Сентябрь, средняя группа      Наблюдение за растениями: 1­я неделя: Рассмотреть однолетние и многолетние растения, назвать и показать известные детям  цветы, собрать сухие семена. Беседа о том, что эти семена мы посеем на следующий год. 2­я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Рассмотреть фасоль и зелень, выросшую на грядке.  Собрать зелень для обеда. Беседа о том, какие ягоды, фрукты, овощи выросли на даче. 3­я неделя: Отметить какие изменения произошли в природе с деревьями, красоту осенней окраски.  Спросить. Какие краски стали проявляться в листве. П/и «Узнай дерево». 4­я неделя: Наблюдение за кустарником калины и шиповника, рассмотреть ягоды, рассказать об их  полезных свойствах. Предложить попробовать ягоды на вкус.      Наблюдение за неживой природой: 1­я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно ярко светит с голубого неба, но греет уже не так, как летом. 2­я неделя: Наблюдение с веранды за осенним дождем. Предложить вспомнить летние дожди. Загадки об осадках. 3­я неделя: Наблюдение за ветром. Отметить, что в пасмурную погоду часто дует ветер, и он  холоднее, чем летом. Сделать несколько вертушек и поиграть с ними. 4­я неделя: Наблюдение за лужами. Рассмотреть, мутная или прозрачная вода. Опустить в воду  деревянные, пластмассовые, металлические предметы, посмотреть, какие из них тонут.       Наблюдение за животными: 1­я неделя: Наблюдение за птицами. Они собираются в стаи, готовятся к отлету. Беседа о том, какие  птицы от нас улетают осенью, а какие остаются. 2­я неделя: Наблюдение за муравьями. Рассмотреть, как они идут цепочкой, могут поднять ношу в  несколько раз больше и тяжелее себя. Рассказать о пользе муравьев. 3­я неделя: Наблюдение за собакой. Предложить вспомнить, что дети знают о волке, чем волк  отличается от собаки. Закрепить умение выделять сходство и различие в строении животных. 4­я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сбиваются в стайки. Их часто можно увидеть на клумбе,  где они ищут зерна и насекомых. Загадки о птицах.      Наблюдение за работой людей: 1­я неделя: Работа на клумбе. Собрать семена, срезать засохшие цветы. Спросить, какие работы люди производят у себя на дачах, огородах, кто из ребят помогает родителям. 2­я неделя: Наблюдение за школьниками. В какую одежду они одеты, что у них в руках, с каким  настроением они идут в школу. Прочитать стихотворение Михалкова «Первоклассник». 3­я неделя: Наблюдение за малышами, которые недавно пришли в детский сад. Как они себя ведут,  почему некоторые плачут? Спросить, как сейчас ребята чувствуют себя в детском саду. 4­я неделя: Наблюдение за одеждой детей и взрослых. Как изменилась одежда по сравнению с летом,  почему?      Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1­я неделя: Экскурсия к школе. Наблюдение за школьниками и учителями. 2­я неделя: Наблюдение за погодой. Расширять активный словарь детей. Попросить описать погоду,  используя им. прилагательные.3­я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Какие овощи и фрукты знают ребята. Д/и «Съедобное –  несъедобное. 4­я неделя: Наблюдение за строительством нового дома. Рассмотреть подъемный кран, грузовики и  другую технику. Спросить для чего нужны все эти машины на строительстве. Октябрь, средняя группа      Наблюдение за растениями: 1­я неделя: Наблюдение за опавшими листьями. Как называется это явление, почему? Какого цвета  листья лежат на земле, какие листья можно увидеть на деревьях. Есть ли голые деревья? 2­я неделя: Сравнить сосну с лиственными деревьями. Рассказать, почему они остаются зелеными, а,  если листья и падают, то заменяются молодыми, хвоя не боится мороза. 3­я неделя: Сбор семян клена, ясеня для гербария и поделок. Понаблюдать за «оперением» семян,  закрепить названия деревьев. 4­я неделя: Наблюдение за травой. Она стала желтой, пожухлой. Вспомнить, какая трава была  летом,и какой стала сейчас. Подобрать сравнительные прилагательные.      Наблюдение за неживой природой: 1­я неделя: Наблюдение за окружающим пейзажем, закрепить приметы осени. Какие изменения  произошли в природе по сравнению с летом. 2­я неделя: Рассмотреть камни, сравнить их с песком. Рассказать, что камни через много лет  превращаются в песок. 3­я неделя: Наблюдение за породой. Отметить какая порода, солнечная или дождливая, пасмурная,  ветреная и т. д. расширять активный словарь детей. 4­я неделя: Показать детям иней на траве, скамейках; понаблюдать, как он тает под лучами солнца.       Наблюдение за животными: 1­я неделя: Предложить найти на участке насекомых – их нет. Спросить о том, почему осенью  насекомые исчезают. Они прячутся в коре деревьев и в других местах. 2­я неделя: Повесить кормушку. К ней все чаще прилетают птицы, которые остались на зимовку.  Зимой птиц надо подкармливать, так как им трудно найти корм. 3­я неделя: Спросить, каких диких животных знают ребята, как они готовятся к зиме. Как люди  могут помочь зверям зимой? Загадки о животных. 4­я неделя: Наблюдение за стрижами. Посмотреть, как они сбиваются в стайки, ловят мошек и  готовятся к отлету. Они отгоняют чужих птиц, почему они это делают?       Наблюдение за работой людей: 1­я неделя: Побеседовать с детьми о том, как люди готовятся к зиме, утепляют свои помещения.  Вспомнить, как утепляли окна в группе, спросить, для чего это делается? 2­я неделя: Наблюдение за работой на клумбах: вскапывают землю, выкапывают клубни георгинов,  убирают отцветшие растения, сорняки. 3­я неделя: Наблюдение за грузовым транспортом. Спросить, что могут перевозить грузовики на  стройку, в детский сад, в магазин? Что бы мы делали без грузовых машин? Закрепить названия частей  машины (кузов, кабина, колеса). 4­я неделя: Наблюдение за вертолетом. Они низко летают над городом, почему? Недалеко от  детского сада есть вертолетная площадка, вертолеты летят туда. Спросить, как вертолеты могут  помочь в жизни людей.       Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1­я неделя: На прогулке обратить внимание на следы после дождя. В одной почве ноги вязнут. В  другой нет. Оставить разнообразные отпечатки на влажной земле и постараться определить, что это за отпечатки. 2­я неделя: Наблюдение за строительством дома. Какие материалы используют строители, как  скрепляют кирпичи, блоки, зачем? Посчитать сколько этажей еще построили.3­я неделя: Экскурсия на прачечную. Осмотреть оснащение прачечной, зачем стоят стиральные  машины? Спросить, где сушат белье. Зачем в детском саду стирать белье, кто это делает? 4­я неделя: Обратить внимание на кору деревьев. Она разная по цвету (у осины светло­зеленая, у  березы – белая, у клена – темная). Расширять представления о деревьях. Ноябрь, средняя группа        Наблюдение за растениями: 1­я неделя: Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на то, как плавно падают листочки с  деревьев в тихую погоду и как стремительно – в сильный ветер. Учить замечать различия, сравнивать  форму и окраску листвы. 2­я неделя: Предложить детям показать на участке высокое и низкое деревья. Спросить, как они  называются. Определить сходство и различие в строении, окраске коры. Закрепить характерные  признаки деревьев. 3­я неделя: Наблюдение за сосной. Сравнить хвойное дерево с лиственными деревьями: они стоят  голые, без листвы, тогда как хвойные деревья красивы, зелены. Спросить, какое дерево мы наряжаем  на Новый год. 4­я неделя: Беседа об осени, осенних месяцах, приметах. Вспомнить и рассказать стихи об осени.  Рассказать, что скоро наступит зима. Какие признаки зимы уже можно наблюдать?        Наблюдение за неживой природой: 1­я неделя: Наблюдение за ветром: сильный он или слабый, теплый или холодный. Попробовать  определить направление ветра с помощью легкой ленточки. 2­я неделя: Наблюдение за облаками, их движением. Закрепить умение замечать и называть состояние погоды. Обратить внимание на то, что дни стали короче, вечером рано темнеет. 3­я неделя: Наблюдение за почвой. Она твердая, замершая, потому что на улице холодно. Подводить  детей к пониманию взаимосвязи, что, если на улице холодно, то земля замершая. 4­я неделя: Обратить внимание на тонкий лед на лужах. Спросить, отчего на лужах образовался лед.  Понаблюдать, как он тает под лучами солнца.         Наблюдение за животными: 1­я неделя: Наблюдение за синицей. Рассмотреть ее окраску, послушать пение, подвести детей к  выводу, что с наступлением морозов зимующие птицы перебираются поближе к жилищу человека. 2­я неделя: Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее, спросить, какую пользу приносит людям кошка –  домашнее животное. Закрепить понятие «домашнее животное». 3­я неделя: Наблюдение на вечерней прогулке за луной и звездами. Обратить внимание, что сейчас  рано темнеет, поэтому на небе можно увидеть и луну и звезды. Предложить посчитать звезды, можно  ли это сделать? 4­я неделя: Беседа о диких животных. В спячку впадают медведь, еж, змеи, почему? Кто из животных меняет шубки, делает запасы на зиму, зачем? Чем мы можем помочь диким животным?         Наблюдение за работой людей: 1­я неделя: Наблюдение за работой сантехников. Они меняют в группах, коридорах батареи. Зачем  это делается? Обратить внимание как тепло стало в группе, когда затопили батареи. 2­я неделя: Обратить внимание на то, что люди уже надели теплую одежду. Рассказать, что многие  животные тоже готовятся к зиме: меняют свои шубки на более теплые и менее заметные. 3­я неделя: Наблюдение за машиной «Скорой помощи». Рассмотреть ее отличительные особенности.  Для чего нужна нам «Скорая помощь»? к кому нужно обращаться в случаи заболевания? 4­я неделя: Наблюдение за работой газонокосильщика. Он срезает косилкой пожухлую, сухую траву,  стебли, чтобы было красиво и аккуратно. Беседа о правилах поведения при работе с газонокосилкой.Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1­я неделя: Наблюдение за дождем. Дождь мелкий, моросящий, холодный. Лужи высыхают медленно. Вспомнить, как хорошо было летом после дождя. Отметить основное состояние погоды осенью –  пасмурно. 2­я неделя: Наблюдение за вертолетами. Обратить внимание, что летают военные вертолеты.  Спросить, чем отличаются вертолеты от самолетов. 3­я неделя: Экскурсия к школьному стадиону. Посмотреть какой он большой. Рассказать, что на  стадионе дети занимаются физкультурой и проводятся различные праздники. 4­я неделя: Наблюдение за первым снегом. Какой он на ощупь (подобрать прилагательные). Как  можно играть со снегом? Когда чаще всего идет снег, в какое время года? Поиграть в снежки,  очистить оборудование от снега.