Зимние наблюдения на прогулке (средняя группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.Декабрь, средняя группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Осмотр деревьев на участке. Предложить вспомнить, как узнавали деревья летом и осенью, как можно узнать их сейчас? Предложить найти клен, березу, осину. Отметить их характерные особенности.
2-я неделя: После обильного снегопада, осторожно, чтобы не поломать ветки, стряхнуть с них снег. Объяснить, что в мороз ветки хрупкие и легко могут сломаться под тяжестью снега. Воспитывать бережное отношение к природе.
3-я неделя: Сравнить дерево и кустарник. Назвать их отличительные признаки. Дерево имеет один ствол, оно высокое. У кустарника много тонких стволов, он гораздо ниже дерева. Закрепить умение отличать дерево от кустарника.
4-я неделя: Рассказать о том, что зимой под снегом растениям тепло, поэтому хорошо, когда много снега. Предложить сгрести снег к деревьям и кустарникам и таким образом позаботиться о них.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за первым снегом. Отметить красоту зимнего дня. Прочитать стихотворение Сурикова «Зима». Рассмотреть снежинки, послушать, как снег на морозе скрипит под ногами. Чем можно измерить глубину снега?
2-я неделя: Поставить в формочке воду, к концу прогулке вода замерзнет. Подвести детей к пониманию того, что лед – это вода, которая замерзла на холоде. Занести формочку со льдом в группу и понаблюдать, как лед тает.
3-я неделя: Отметить уменьшение продолжительности дня: поздно светает, рано темнеет. Подвести детей к пониманию того, что в начале зимы день очень короткий, солнце поздно всходит и рано заходит.
4-я неделя: Предложить измерить глубину снежного покрова палочкой – условной меркой. Развивать наблюдательность, умение сравнивать глубину снега в разных местах.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за синицами. Предложить послушать их мелодичное посвистывание. Рассказать, что птица так называется из-за звуков, которые она издает; зимой она прилетает к нам, чтобы прокормиться.
2-я неделя: Наблюдение за сороками и воронами. Рассмотреть следы на снегу. Определить внешний снег птиц по размеру, цвету, издаваемым звукам. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
3-я неделя: Наблюдение за кошками. Посмотреть на их игры (прыгают, бегают друг за другом). Рассмотреть их окрас. Рассказать о приметах, связанных с кошками. Если прячет нос – к холоду, катается – к теплу.
4-я неделя: Наблюдение за собаками. Бездомные собаки бегают стаями; их надо опасаться, так как они могут быть опасны. В стаи они добывают себе пищу. Рассказать, что некоторые дикие животные, например, волки, тоже живут стаями.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за овощехранилищем. В мешках, ящиках хранят фрукты и овощи, которые выдает кладовщик на кухню. Из этих продуктов ребятам готовят обеды и ужины.
2-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Зимой они убирают снег при помощи лопат, расчищают дорожки, для того, чтобы людям было удобней ходить. Лопатками прочистить дорожки на участке.
3-я неделя: Наблюдение за снегоочистительной машиной. Рассказать о том, что когда снега много, дворникам помогают снегоуборочные машины. Они убирают снег с дороги на обочину, затем грузовики увозят снег за город.
4-я неделя: Наблюдение за складом на складе хранят ненужные вещи, какие именно? Предложить подумать, что можно сделать со старыми ненужными вещами?
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Рассмотреть на снегу различные следы. Найти следы птиц, кошек, собак. Сделать на снегу отпечатки своих ботинок. Предложить угадать, где чей отпечаток.
2-я неделя: Пройтись вокруг детского сада, посмотреть какие изменения произошли с осени. Обратить внимание, что за детским садом снег менее утоптан.
3-я неделя: Наблюдение за лицами людей. Обратить внимание, что носы и лица людей красные от мороза, изо рта идет пар. Все одеты в зимнюю одежду, на руках – варежки.
4-я неделя: Игра с пузырями. Сделать специальный раствор и на улице попробовать сделать пузыри, которые на морозе застынут.
Январь, средняя группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они пробковеют и не пропускают холодный воздух. Все промежутки залиты жидким веществом.
2-я неделя: Спросить детей, почему зимой растения не растут, нет листьев, цветов. Закрепить понятие о том, что зимой нет условий для роста растений (холодно, мало света).
3-я неделя: Спросить, почему не погибают зимой многолетние растения (им тепло под снегом). Закрепить понятие о том, что снег предохраняет растения от вымерзания.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сидят на ветках стайками, нахохлившись, так им теплее. Насыпать в кормушку корм. Беседа о том, каких птиц мы можем увидеть в городе зимой.
2-я неделя: Рассмотреть следы на снегу. Обратить внимание на следы птиц и зверей. Попытаться понять, где чьи следы. Развивать наблюдательность, воображение.
3-я неделя: Спросить чем питаются зимующие птицы, почему они не улетают в теплые края (если дети не вспомнят, то напомнить, что некоторые птицы питаются только насекомыми).
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Измерить глубину сугробов в разных местах участка. Предложить подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более плотным слоем. Развивать умение логически мыслить.
2-я неделя: Наблюдение за снегом в разную погоду: в холодную и ветреную похож на крупу, в морозную – падает отдельными снежинками, в более теплую – хлопьями. Дать представление о том, что в разную погоду снег падает разный.
3-я неделя: Наблюдение за погодой стало еще холоднее, дуют холодные ветры. В ясный день воздух морознее, в пасмурный – теплее.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Обратить внимание, что дорожки детского сада расчищены, из снега сделана горка для ребят. Помочь залить горку.
2-я неделя: Наблюдение за транспортом. Беседа о правилах дорожного движения в период гололеда. Спросить, чем опасен гололед для транспорта и для пешеходов.
3-я неделя: Наблюдение за пожарной машиной. Зачем ей сирена, в чем заключаются ее функции. Как называются люди, которые тушат пожар.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Заморозить воду в формочках, сделать цветной лед. Уточнить знания о том, что вода на морозе застывает, превращается в лед. Закрепить знания о свойствах льда: скользкий, холодный, твердый, гладкий, прозрачный.
2-я неделя: Беседа о правилах поведения во время гололеда. Спросить, что можно сделать, чтобы гололед не мешал пешеходам.
3-я неделя: Пройти вокруг территории детского сада. Сравнить глубину снега и целостность снежного покрова на участках и на обратной стороне детского сада. Почему за детским садом снежный покров целее?
Февраль, средняя группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за тополем, за его веточками. Рассмотреть почки тополя. Предложить ребятам взять несколько веточек тополя и поставить в вазу с водой. Понаблюдать за раскрытием почек и появлением листочков.
2-я неделя: Предложить детям понаблюдать за травой около труб отопления. Есть ли там снег, какая почва, и не видно ли зеленой травы (если есть, то спросить, почему она растет именно там).
3-я неделя: Наблюдение за почками у осины. Они немного набухли, так как деревья ближе к весне просыпаются и набираются сил, чтобы порадовать нас зелеными листочками.
4-я неделя: Наблюдение за вербой. Рассмотреть цветущие почки вербы – они похожи на серые комочки. Дать детям потрогать их. Подобрать слова определения и сравнения.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение капели с крыш на солнечной стороне. Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха. Беседа о правилах безопасности при появлении сосулек.
2-я неделя: Наблюдение поземки. Обратить внимание, что по дороге, как бы подметая несется снег. Это – поземка. Прочитать стихотворение Маршака «Февраль».
3-я неделя: Обратить внимание на снег. Он становится серым, оседает, сверху образовывается корочка – наст. Развивать наблюдательность, умение делать выводы на основе наблюдений.
4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Они поднимается выше, его лучи светят ярче и уже несут тепло. Чувствуется приближение весны, но до тепла еще далеко. На смену теплым дням еще не раз придут холода.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за кошкой. Отметить ее окрас, отличительные особенности. Это животное, птица, рыба? Доказать. К каким животным – диким или домашним – относится кошка? Каких еще домашних животных знают ребята?
2-я неделя: Наблюдение за птицами у кормушки. Птицы стали оживленнее, больше летают, чирикают – чувствуют приближение весны. Уточнить, чем можно подкармливать птиц.
3-я неделя: Наблюдение за дубовиком. Рассмотреть птичку. Она серенькая, похожа на воробья, но больших размеров и с мощным толстым клювом. Он прилетел поближе к жилищу людей в поисках пищи и тепла.
4-я неделя: Наблюдение за воронами и воробьями. Сравнить их, выявить сходства и различия, доказать, что это действительно птицы.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за работой прачки. Она вывешивает постиранное белье. Беседа о том, в чем заключается ее работа. Воспитывать уважительное отношение к труду других людей.
2-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Закрепить названия основных частей. Чем грузовые машины отличаются от лег7ковых и для чего они предназначены. Какие еще виды транспорта знают дети.
3-я неделя: Наблюдение за работой слесарей. Они чинят трубы отопления, чтобы в домах было тепло.
4-я неделя: Наблюдение за играми детей. В какие игры они играют на площадке. В какие игры можно играть зимой, а в какие нет, почему?
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Предложить детям заморозить воду в формочках для украшения участка. Формировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое и, наоборот.
2-я неделя: Наблюдение за небом. В ясную погоду оно синее, яркое, а в пасмурную – серое, затянуто облаками.
3-я неделя: Беседа о насекомых. Что с ними происходит зимой, куда они прячутся и почему.
4-я неделя: Наблюдение за домами. Предложить детям посчитать этажи в близлежащих домах. Из чего они построены. Какие еще материалы можно использовать при строительстве домов.
Наблюдения на прогулке на каждый день (средняя группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Сентябрь, средняя группа
Наблюдение за растениями:
1я неделя: Рассмотреть однолетние и многолетние растения, назвать и показать известные детям
цветы, собрать сухие семена. Беседа о том, что эти семена мы посеем на следующий год.
2я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Рассмотреть фасоль и зелень, выросшую на грядке.
Собрать зелень для обеда. Беседа о том, какие ягоды, фрукты, овощи выросли на даче.
3я неделя: Отметить какие изменения произошли в природе с деревьями, красоту осенней окраски.
Спросить. Какие краски стали проявляться в листве. П/и «Узнай дерево».
4я неделя: Наблюдение за кустарником калины и шиповника, рассмотреть ягоды, рассказать об их
полезных свойствах. Предложить попробовать ягоды на вкус.
Наблюдение за неживой природой:
1я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно ярко светит с голубого неба, но греет уже не так, как летом.
2я неделя: Наблюдение с веранды за осенним дождем. Предложить вспомнить летние дожди. Загадки
об осадках.
3я неделя: Наблюдение за ветром. Отметить, что в пасмурную погоду часто дует ветер, и он
холоднее, чем летом. Сделать несколько вертушек и поиграть с ними.
4я неделя: Наблюдение за лужами. Рассмотреть, мутная или прозрачная вода. Опустить в воду
деревянные, пластмассовые, металлические предметы, посмотреть, какие из них тонут.
Наблюдение за животными:
1я неделя: Наблюдение за птицами. Они собираются в стаи, готовятся к отлету. Беседа о том, какие
птицы от нас улетают осенью, а какие остаются.
2я неделя: Наблюдение за муравьями. Рассмотреть, как они идут цепочкой, могут поднять ношу в
несколько раз больше и тяжелее себя. Рассказать о пользе муравьев.
3я неделя: Наблюдение за собакой. Предложить вспомнить, что дети знают о волке, чем волк
отличается от собаки. Закрепить умение выделять сходство и различие в строении животных.
4я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сбиваются в стайки. Их часто можно увидеть на клумбе,
где они ищут зерна и насекомых. Загадки о птицах.
Наблюдение за работой людей:
1я неделя: Работа на клумбе. Собрать семена, срезать засохшие цветы. Спросить, какие работы люди
производят у себя на дачах, огородах, кто из ребят помогает родителям.
2я неделя: Наблюдение за школьниками. В какую одежду они одеты, что у них в руках, с каким
настроением они идут в школу. Прочитать стихотворение Михалкова «Первоклассник».
3я неделя: Наблюдение за малышами, которые недавно пришли в детский сад. Как они себя ведут,
почему некоторые плачут? Спросить, как сейчас ребята чувствуют себя в детском саду.
4я неделя: Наблюдение за одеждой детей и взрослых. Как изменилась одежда по сравнению с летом,
почему?
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1я неделя: Экскурсия к школе. Наблюдение за школьниками и учителями.
2я неделя: Наблюдение за погодой. Расширять активный словарь детей. Попросить описать погоду,
используя им. прилагательные.3я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Какие овощи и фрукты знают ребята. Д/и «Съедобное –
несъедобное.
4я неделя: Наблюдение за строительством нового дома. Рассмотреть подъемный кран, грузовики и
другую технику. Спросить для чего нужны все эти машины на строительстве.
Октябрь, средняя группа
Наблюдение за растениями:
1я неделя: Наблюдение за опавшими листьями. Как называется это явление, почему? Какого цвета
листья лежат на земле, какие листья можно увидеть на деревьях. Есть ли голые деревья?
2я неделя: Сравнить сосну с лиственными деревьями. Рассказать, почему они остаются зелеными, а,
если листья и падают, то заменяются молодыми, хвоя не боится мороза.
3я неделя: Сбор семян клена, ясеня для гербария и поделок. Понаблюдать за «оперением» семян,
закрепить названия деревьев.
4я неделя: Наблюдение за травой. Она стала желтой, пожухлой. Вспомнить, какая трава была
летом,и какой стала сейчас. Подобрать сравнительные прилагательные.
Наблюдение за неживой природой:
1я неделя: Наблюдение за окружающим пейзажем, закрепить приметы осени. Какие изменения
произошли в природе по сравнению с летом.
2я неделя: Рассмотреть камни, сравнить их с песком. Рассказать, что камни через много лет
превращаются в песок.
3я неделя: Наблюдение за породой. Отметить какая порода, солнечная или дождливая, пасмурная,
ветреная и т. д. расширять активный словарь детей.
4я неделя: Показать детям иней на траве, скамейках; понаблюдать, как он тает под лучами солнца.
Наблюдение за животными:
1я неделя: Предложить найти на участке насекомых – их нет. Спросить о том, почему осенью
насекомые исчезают. Они прячутся в коре деревьев и в других местах.
2я неделя: Повесить кормушку. К ней все чаще прилетают птицы, которые остались на зимовку.
Зимой птиц надо подкармливать, так как им трудно найти корм.
3я неделя: Спросить, каких диких животных знают ребята, как они готовятся к зиме. Как люди
могут помочь зверям зимой? Загадки о животных.
4я неделя: Наблюдение за стрижами. Посмотреть, как они сбиваются в стайки, ловят мошек и
готовятся к отлету. Они отгоняют чужих птиц, почему они это делают?
Наблюдение за работой людей:
1я неделя: Побеседовать с детьми о том, как люди готовятся к зиме, утепляют свои помещения.
Вспомнить, как утепляли окна в группе, спросить, для чего это делается?
2я неделя: Наблюдение за работой на клумбах: вскапывают землю, выкапывают клубни георгинов,
убирают отцветшие растения, сорняки.
3я неделя: Наблюдение за грузовым транспортом. Спросить, что могут перевозить грузовики на
стройку, в детский сад, в магазин? Что бы мы делали без грузовых машин? Закрепить названия частей
машины (кузов, кабина, колеса).
4я неделя: Наблюдение за вертолетом. Они низко летают над городом, почему? Недалеко от
детского сада есть вертолетная площадка, вертолеты летят туда. Спросить, как вертолеты могут
помочь в жизни людей.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1я неделя: На прогулке обратить внимание на следы после дождя. В одной почве ноги вязнут. В
другой нет. Оставить разнообразные отпечатки на влажной земле и постараться определить, что это за
отпечатки.
2я неделя: Наблюдение за строительством дома. Какие материалы используют строители, как
скрепляют кирпичи, блоки, зачем? Посчитать сколько этажей еще построили.3я неделя: Экскурсия на прачечную. Осмотреть оснащение прачечной, зачем стоят стиральные
машины? Спросить, где сушат белье. Зачем в детском саду стирать белье, кто это делает?
4я неделя: Обратить внимание на кору деревьев. Она разная по цвету (у осины светлозеленая, у
березы – белая, у клена – темная). Расширять представления о деревьях.
Ноябрь, средняя группа
Наблюдение за растениями:
1я неделя: Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на то, как плавно падают листочки с
деревьев в тихую погоду и как стремительно – в сильный ветер. Учить замечать различия, сравнивать
форму и окраску листвы.
2я неделя: Предложить детям показать на участке высокое и низкое деревья. Спросить, как они
называются. Определить сходство и различие в строении, окраске коры. Закрепить характерные
признаки деревьев.
3я неделя: Наблюдение за сосной. Сравнить хвойное дерево с лиственными деревьями: они стоят
голые, без листвы, тогда как хвойные деревья красивы, зелены. Спросить, какое дерево мы наряжаем
на Новый год.
4я неделя: Беседа об осени, осенних месяцах, приметах. Вспомнить и рассказать стихи об осени.
Рассказать, что скоро наступит зима. Какие признаки зимы уже можно наблюдать?
Наблюдение за неживой природой:
1я неделя: Наблюдение за ветром: сильный он или слабый, теплый или холодный. Попробовать
определить направление ветра с помощью легкой ленточки.
2я неделя: Наблюдение за облаками, их движением. Закрепить умение замечать и называть состояние
погоды. Обратить внимание на то, что дни стали короче, вечером рано темнеет.
3я неделя: Наблюдение за почвой. Она твердая, замершая, потому что на улице холодно. Подводить
детей к пониманию взаимосвязи, что, если на улице холодно, то земля замершая.
4я неделя: Обратить внимание на тонкий лед на лужах. Спросить, отчего на лужах образовался лед.
Понаблюдать, как он тает под лучами солнца.
Наблюдение за животными:
1я неделя: Наблюдение за синицей. Рассмотреть ее окраску, послушать пение, подвести детей к
выводу, что с наступлением морозов зимующие птицы перебираются поближе к жилищу человека.
2я неделя: Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее, спросить, какую пользу приносит людям кошка –
домашнее животное. Закрепить понятие «домашнее животное».
3я неделя: Наблюдение на вечерней прогулке за луной и звездами. Обратить внимание, что сейчас
рано темнеет, поэтому на небе можно увидеть и луну и звезды. Предложить посчитать звезды, можно
ли это сделать?
4я неделя: Беседа о диких животных. В спячку впадают медведь, еж, змеи, почему? Кто из животных
меняет шубки, делает запасы на зиму, зачем? Чем мы можем помочь диким животным?
Наблюдение за работой людей:
1я неделя: Наблюдение за работой сантехников. Они меняют в группах, коридорах батареи. Зачем
это делается? Обратить внимание как тепло стало в группе, когда затопили батареи.
2я неделя: Обратить внимание на то, что люди уже надели теплую одежду. Рассказать, что многие
животные тоже готовятся к зиме: меняют свои шубки на более теплые и менее заметные.
3я неделя: Наблюдение за машиной «Скорой помощи». Рассмотреть ее отличительные особенности.
Для чего нужна нам «Скорая помощь»? к кому нужно обращаться в случаи заболевания?
4я неделя: Наблюдение за работой газонокосильщика. Он срезает косилкой пожухлую, сухую траву,
стебли, чтобы было красиво и аккуратно. Беседа о правилах поведения при работе с газонокосилкой.Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1я неделя: Наблюдение за дождем. Дождь мелкий, моросящий, холодный. Лужи высыхают медленно.
Вспомнить, как хорошо было летом после дождя. Отметить основное состояние погоды осенью –
пасмурно.
2я неделя: Наблюдение за вертолетами. Обратить внимание, что летают военные вертолеты.
Спросить, чем отличаются вертолеты от самолетов.
3я неделя: Экскурсия к школьному стадиону. Посмотреть какой он большой. Рассказать, что на
стадионе дети занимаются физкультурой и проводятся различные праздники.
4я неделя: Наблюдение за первым снегом. Какой он на ощупь (подобрать прилагательные). Как
можно играть со снегом? Когда чаще всего идет снег, в какое время года? Поиграть в снежки,
очистить оборудование от снега.