«Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях объединений как один из факторов успешного Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей младшего школьного возраста при реализации общеобразовательной общеразвивающей программы.освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы»
Оценка 4.7

«Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях объединений как один из факторов успешного Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей младшего школьного возраста при реализации общеобразовательной общеразвивающей программы.освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы»

Оценка 4.7
doc
07.04.2020
«Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях объединений как один из факторов успешного Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей младшего школьного возраста при реализации общеобразовательной общеразвивающей программы.освоения учащимися дополнительной общеобразовательной  программы»
методическое пособие Методики, диагностирующие экологическую культуру младших школьников.doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей младшего школьного возраста при реализации общеобразовательной общеразвивающей программы.

 

 

 

 

 

 

 

                                        Подготовила:

                                                           Шухлина Л.А., методист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кувандык, 2019

“Экологический светофор”

С помощью этой методики можно развивать:

·         представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

·         умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

·         расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование.

·         Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.

·         Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.

В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.

·         Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.

·         Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

·         Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора (см. приложение).

2

“Письмо зелёному другу”

Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.

“Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”

Далее учитель предлагает детям: “Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.

Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п. (смотрите приложение).

“Радости и огорчения”

Методика опирается на проведение прогулки в лес, тундру осенью. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:

1.     Что тебя больше всего порадовало во время прогулки в тундру?

2.     Что тебя больше всего огорчило во время прогулки в тундру?

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:

1.     Когда во время прогулки в тундру ты сильнее всего чувствовал радость?

2.     Когда во время прогулки в тундру ты сильнее всего огорчался?

 

 

 

3

При анализе ответов пользуйтесь схемой:

Фамилия, имя

Радости, огорчения

связанные с самим собой

связанные с др. людьми (друзьями, взрослыми)

эстетического характера, связанные с природой

эстетического характера, связанные с природой

Заметим, что проводить методику сразу по возращении детей с прогулки нежелательно, так как полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от прогулки. Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких путешествий.

“Секретный разговор”

Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.

Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: “О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..” Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.

Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.  

“Лес благодарит и сердится”

Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, тундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

4

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:

·         спасибо;

·         рассердиться на тебя;

При анализе детских работ рекомендуем обратить внимание на следующее:

1.     Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.

2.     Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.

3.     Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).

4.     Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.

5.     Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а так же какие практические дела дети выдвигают на первый план.

Игра «Загадки Лесовичка»

Цель игры: обогатить личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.

Кузя и Маркеша весело шагают по тропинке. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками. Хорошо! Вот и лес.

Маркеша. Смотри, Кузя, какой-то старичок сидит прямо на травке – муравке.

Кузя. Да это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!

Лесовичок. День добрый! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?

5

Выберите правило вежливости:

1.     Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2.     В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!

1.     Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

2.     Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

1.     Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2.     Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Маркеша. Мы выбрали правила вежливости. А вы, ребята, выбрали?

Стихотворения для обсуждения.

Г. Ладонников

ДИКАРЬ В ЛЕСУ

Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий….
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.

Б. Заходер

ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ

Все-все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Педагог: Спасибо за игру!

Игра «Экологическое лото».

Цель:

·         формирование целостного восприятия природы,

·         осознание необходимости чуткого, бережного отношения к природе.

Правила игры: вопросы игры находятся в шести конвертах. Участники – 6 человек (9-11кл) сидят за круглым столом и по очереди бросают кубик с цифрами. Какая цифра выпадет, с того конверта задается вопрос. Ответившему дается жетон. Победителями являются игроки, набравшие наибольшее количество жетонов.

ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ

1.Чем отличается заповедник от заказника?

2. Эти животные в беге на короткие дистанции показывали скорость более 110 км/ч. Это единственное животное, совмещающее в себе признаки кошек и собак, хотя относится к кошачьим. (Гепард)

3. Эта громадина длиной 7,5 метра, а весом в 3,5 т напоминала тюленя, а с хвоста – рыбу. Водилась она на командорских островах. Всего 27 лет потребовалось людям, чтобы уничтожить это животное. (Морская или стеллерова корова)

4. Когда появилась первая “Красная книга”? (1966 г.)

5. Когда была издана Красная книга РСФСР? (1985 –животные, 1988-растения)

6. Когда была издана красная книга в Республике Татарстан? (1995 г.)

7. Какие ООПТ вы знаете? (Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)

8. Как называется заповедник в Татарстане? (Волжско-Камский Государственный заповедник)

9. Когда был основан Волжско-Камский государственный заповедник? (1960 г.)

10. Сколько национальных парков в Татарстане (1- Нижняя Кама)

7

ЖИВОТНЫЕ

1. У каких животных есть детские сады? (Пингвины, морские котики)

2. Какое животное может прожить 45 дней без воды? (Верблюд)

3. Замечательные строители и инженеры? (Бобры)

4. Какое животное изображают с фонтанчиком на спине? (Кит)

5. У кого язык длиннее тела? (Хамелеон)

6. У кого губа до земли? (Слон)

7. Как называется зверек, лапы которого вывернуты? (Крот)

8. У хищных когти, у копытных – копыта, а что у приматов? (Ногти)

9. Как называется наука о собаках? (Кинология)

10. Где раки зимуют? (В ямах на дне реки)

ПТИЦЫ

1. Какая птица может летать вперед хвостом. (Колибри)

2. Какая птица в нашей стране самая маленькая. (Королек)

3. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег. (Тетерева, куропатки, рябчики)

4. Какая птица спасла Рим. (Гусь)

5. Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания. (Сова)

6. Какую птицу считают сопливой. (Индюк)

7. Какая птица носит фамилию русского писателя. (Гоголь)

8. Какая птица может ходить под водой. (Оляпка)

9. Какая птица носит название танца. (Чечетка)

10. Какая птица не имеет голоса. (Аист)

8

 

РЫБЫ

1. Какая рыба носит имя человека. (Карп)

2. Какая рыба помогает нам чистить бутылки. (Ерш)

3. Какая рыба вооружена лучше других. (Рыба-меч)

4. Из какой рыбы была сварена Демьянова уха. (Стерлядь)

5. Самая большая рыба. (Китовая акула)

6. Какая рыба помогает в борьбе со страшной болезнью – малярией. (Гамбузия)

7. Дикий предок карпа. (Сазан)

8. Так называется и аквариумная рыбка ,и астрономический прибор. (Телескоп)

9. Морская рыба, самец которой вынашивает икринки в сумке на брюшке. (Конек)

10. Плавники этих рыб используют в пищу, из зубов делают сувениры и лекарства. Кожа, называемая шагренью, идет на изготовление футляров. (Акула)

РЕКОРДЫ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ

1. Самое высокое растение семейства злаков. (Бамбук)

2. Самая большая птица в мире. (Страус)

3. Самая маленькая лошадь. (Пони)

4. Самая высокая трава. (Банан-15м.)

5. Какая птица выше всех летает. (Орел)

6. Растение, имеющее самые крупные цветки. (Раффлезия)

7. У кого из птиц самое большое гнездо. (Орел)

8. Самая древняя из ныне живущих птиц. (Латимерия)

9

9. Самое крупное наземное млекопитающее. (Слон)

10. Самое долгоживущее растение. (Баобаб, 6000 лет)

ПЕРВОЦВЕТЫ

1. Лесное растение с кистью белых душистых колокольчиков. (Ландыш)

2. Расцветая в окружении снегов, он сам похож на снежинку и выдерживает 10-градусный мороз. (Подснежник)

3. Этот цветок появляется в середине апреля. Верхняя сторона его листа - холодная, а нижняя - теплая. (Мать-и-мачеха)

4. Из этого растения получают краситель оливкового цвета. (Первоцвет лекарственный)

5. Это растение зацветает только на 10-12 год, и цветет недолго, около недели. (Ветреница)

6. Цветы этого растения идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. Используют для изготовления духов, одеколона, мыла. (Ландыш)

7. Травянистое растение, встречающееся на песчаных почвах и называемое сон-трава. (Прострел)

8. Один из важнейших православных праздников связан с ветками этого растения. (Верба)

9. Будто снежный шар бела, по весне она цвела. Нежный запах источала, а когда пора настала, разом сделалась она вся от ягоды черна. (Черемуха)

10. Колокол колышется, а звона не слышится. (Колокольчик)

 

 

 

 

 

10

Упражнения для эколого-психологического тренинга.

Упражнение "Ритуалы и традиции"

Цель: развитие экологического мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с объектами природы.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы: бумага, ручка, домашние фотоматериалы.

Ход: вначале ведущий зачитывает описание какого-то ритуала, а затем участники сами создают свой ритуал, связанный с природой. Каждая группа - семья рассказывает или показывает данный ритуал.

Упражнение "Экскурсия"

Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг к другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.

Ориентировочное время: около 1 часа (с обсуждением).

Материалы: живой уголок (зоопарк, музей природы и т.д.), подготовка к экскурсии.

Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным. Эффективно использование механизма идентификации: "Вот представьте:", или "А если бы на Вас:" Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: "Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?", "Не кажется ли вам, что они теперь:" и т.д.

Целесообразно подчеркивание фактов, актуализирующих соответствующую эмоциональную реакцию" "Какие у него огромные глаза!" или "Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!".

Может быть использован целый ряд и других приемов нейролингвистического программирования отношения участников тренинга к животным.

 

 

11

Упражнение "Природа в моей жизни"

Основные цели: Упражнение подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.

Ориентировочное время: 30-40 минут.

Материалы и подготовка: Лист бумаги, ручка.

Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифрыот1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание "Природа для меня:" ("Природа в моей жизни:"). После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу.

В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участников тренинга:

"Природа в моей жизни - это:

·         источник вдохновения;

·         способ наслаждения;

·         погружение в гармонию;

·         проведение досуга;

·         способ самореализации;

·         сфера моего познавательного интереса;

·         стимул для расширения моего кругозора;

·         возможность восстановления душевного равновесия;

·         предмет моей заботы;

·         осознание моей ответственности перед ней".

 

 

 

 

 

 

12

 

 

Упражнение "Человек из коры"

Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.

Ориентировочное время: 30 минут.

Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человека. Этих человечков, соответствующих "своему "кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек "родился".

Упражнение "Музыкальные картинки"

Основные цели: Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, стимулирование воображения.

 

 

13

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: Магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.

Процедура: Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Упражнение заканчивается обсуждением, при этом участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.

Не следует оценивать, насколько каждый выбор "соответствует" музыке. Вообще, оценка "успешности" или "не успешности" того или иного результата, полученного кем - либо из участников в процессе упражнения противоречит принципам эколого- психологического тренинга.

Упражнение "Чистописание"

Основные цели: Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материал и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга. Затем нужно написать названия каждого животного подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом "надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы попалась ему на глаза".Упражнение заканчивается обсуждением.

Выполнение данного упражнения "включает" работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

Упражнение "Ателье мод"

Цель: развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.

Ориентировочное время: 30-40 минут

14

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.

Ход: участникам предлагается двух максимально различных животных (маленький - большой, пушистый - гладкий и т.д.), затем необходимо разработать для них комплект одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовало характеру и духу животного. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

Упражнение: "Зоологический балет"

Цель: идентификация с животными и растениями

Ориентировочное время: 30минут

Ход: участникам предлагается выбрать любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им. О своем выборе не объявляется, участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и "внутреннего мира" избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев, любовь. Целесообразно поделиться своими чувствами.

 

Упражнение "Внуки Карла Линнея"

Цель: развитие эмпатии, воображения

Ориентировочное время: 20минут

Материал: бумага, ручки

Ход: необходимо представить, что вы Карл Линней, или вы были в экспедиции и нашли новые животные и растения, неизвестные науки, их надо назвать. Участники придумывают видовые названия животным и растениям, то есть добавляют прилагательные к названию природного объекта, как например: " уж молочный, заяц беззащитный, еж игривый, мышь хохотушка, пырей стойкий, ландыш хрупкий, одуванчик радостный и т.д."

 

 

 

15

Литература

 

Агапова И.А. Сердце природы: Экологическая сказка/ И.А.Агапова// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2003.-№10.-С.45-50.

Бакулина Г.В. Это земля - твоя и моя: Экологический конкурс/ Г.В.Бакулина// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2003.-№11.-С.88-92.

Бобылева Л.Д. Экологическая игра "Счастливый случай"/ Л.Д.Бобылева// БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ.-2000.-№4.-С.55-59.-(Внеклассная работа).

Бочарова И.А. Школьный праздник "Цветы России": [Для учащихся VI-VII кл.]/ И.А.Бочарова// БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ.-2000.-№3.-С.39-44.

Бударина В.А. Деревья - украшение земли: Познавательная игра по экологическому воспитанию/ В.А.Бударина// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2004.-№6.-С.87-98.

Бударина В.А. Суд природы над человеком: Спектакль для 7-9 классов/ В.А.Бударина// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2003.-№2.-С.82-88.

Буканова М.С. Живая планета: [Экологический турнир]/ М.С.Буканова// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2004.-№8.-С.36.

Власова Н.А. Нептун в гостях у детей: Веселый праздник, посвященный Всемирному дню воды/ Н.А.Власова// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2003.-№12.-С.90-91.

Генералова В.Ф. Друзья леса: Лит. композиция/ В.Ф.Генералова// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2003.-№3.-С.77-78.

Герасимова Э.А. Кто развесил на поляне кружева?: Заседание экологического клуба "Клуб Почемучек"/ Э.А.Герасимова// КНИЖКИ, НОТКИ И ИГРУШКИ.-2005.-№4.-С.46-47.

Горохова М. Мой любимый Экоград: Эколого-краеведческая игра для подростков/ М.Горохова// БИБЛИОПОЛЕ. ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ.-2004.-№5.-С.62-65.

Сценарий проведения эколого-краеведческой игры в рамках эколого-краеведческой программы "Сохранить свой дом" (г.Ярославль).

Гурьева Г.С. Я хочу дружить с природой: [Представление экологических журналов для учащихся 3-5 классов]/ Г.С.Гурьева, С.Е.Ляхова, Т.М.Гниломедова// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-1999.-№5.-С.7-13.

Представление в игровой форме журналов "Свирель", "Юный натуралист", "Муравейник", "Борвинок" и др. Данный выпуск в целом посвящен теме "Человек и природа".

 

16

 

 

 


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников

Экологический светофор” С помощью этой методики можно развивать: · представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной…

Экологический светофор” С помощью этой методики можно развивать: · представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной…

Письмо зелёному другу” Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания,…

Письмо зелёному другу” Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания,…

При анализе ответов пользуйтесь схемой:

При анализе ответов пользуйтесь схемой:

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе: · спасибо; · рассердиться на тебя;

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе: · спасибо; · рассердиться на тебя;

Выберите правило вежливости: 1

Выберите правило вежливости: 1

Г. Ладонников ДИКАРЬ В ЛЕСУ

Г. Ладонников ДИКАРЬ В ЛЕСУ

Сколько национальных парков в Татарстане (1-

Сколько национальных парков в Татарстане (1-

РЫБЫ 1. Какая рыба носит имя человека

РЫБЫ 1. Какая рыба носит имя человека

Самое крупное наземное млекопитающее

Самое крупное наземное млекопитающее

Упражнения для эколого-психологического тренинга

Упражнения для эколого-психологического тренинга

Упражнение "Природа в моей жизни"

Упражнение "Природа в моей жизни"

Упражнение "Человек из коры"

Упражнение "Человек из коры"

Ориентировочное время: 20 минут

Ориентировочное время: 20 минут

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши

Литература Агапова И.А. Сердце природы:

Литература Агапова И.А. Сердце природы:

16

16
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020