Выступление на педагогическом совете
«Неуспеваемость обучающихся как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциациюи индивидуализацию обучения» заместителя руководителя по УМР БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания» Пушиной Н.В. по теме «Организация работы
со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на уроке»
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. И как отмечалось ранее, в нашем техникуме неуспевающих уже более 13%, а слабоуспевающих и того больше. Давайте попробуем разобраться, с чем это связано?
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности образовательных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками педагога сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно, не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на плечи педагогов.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема техникума – «не потерять», «не упустить» обучающихся с низкими учебными возможностями.
Для этого необходимо ответить, как минимум, на три вопроса:
Кого учить? Чему учить? Как учить?
Кого учить?
Давайте посмотрим на особенности неуспевающих обучающихся:
· низкий уровень знаний, как следствие этого - низкий уровень интеллектуального развития;
· отсутствие познавательного интереса;
· не сформированы элементарные организационные навыки;
· обучающиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
· нет опоры на родителей как союзников педагога;
· отсутствие адекватной самооценки со стороны обучающихся;
· частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и, как следствие этого - низкий уровень интеллекта.
Отставание студента в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
· не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
· учитывать все признаки предмета или явления.
· видеть общее и. д.
· не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное;
· не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
· характеризуется отвлекаемостью; подвижностью; неусидчивостью и т. д.
· ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение;
· несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач;
· конфликтные отношения со сверстниками; педагогами;
· отказ от усилий в учебной деятельности;
· низкий познавательный интерес
· не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.);
· низкий уровень развития словесно-логического мышления
Чему учить?
Соответствие требованиям программы, ФГОС.
Как учить?
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках обучающихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы и, при необходимости, их корректировать. Нужно систематически обучать студентов общеучебным умениям и навыкам.
Как можно помочь слабоуспевающему обучающемуся:
1) Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
2)Педагог для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который тот должен усвоить.
3) Повысить работоспособность:
· разнообразить виды деятельности;
· проветривать кабинет;
· проводить физминутки.
· всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
4) Виды работ со слабоуспевающими обучающимися:
· карточки для индивидуальной работы;
· задания с выбором ответа;
· карточки – тренажеры;
· творческие задания;
· “карточки-информаторы”,
· “карточки-с образцами решения”,
· “карточки-конспекты”.
4) Преподаватель должен:
· знать психическое развитие ребёнка;
· стремиться понять и принять каждого ребёнка;
· создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;
· проявлять разумную требовательность, терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика;
· уметь встать на позиции ученика;
· стремиться к внешней занимательности;
· использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
· учить работать со словарями и другим справочным материалом.
5)В обучении применять опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль, конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения.
6)Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!).
7)Применять частую смену видов деятельности на уроке.
8)Многократно проговаривать и закреплять материал урока.
9)Стремиться к алгоритмизации деятельности.
обучающиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, педагогов он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что преподаватель рад его успехам или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
· При закреплении.
· При проверке домашнего задания.
· При самостоятельной работе.
Дифференцированный подход предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
· специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
· карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
· карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
· карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
· карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся).
2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся (вариант определяет преподаватель).
5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у подростка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным», что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И я вам этого искренне желаю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.