Деятельность воспитателя ГПД в соответствии с требованиями ФГОС для сохранения и укрепления здоровья школьников
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня (далее – ГПД).
Физическое и духовное здоровье человека – основа развития цивилизации. В условиях сохраняющейся тенденции - ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей должна рассматриваться как необходимое условие развития российского общества.
ГПД создает благоприятные условия для становления личностных качеств, направленных на выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, способствует социализации детей.
Целевая направленность педагогической работы воспитателей ГПД состоит в том, чтобы ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Они должны учитывать то, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы формировать свое здоровье. Поэтому воспитателям перед собой надо ставить задачи, которые помогут научить детей быть здоровыми душой и телом, применять знания и умения в согласии с законами природы, а именно, создать условия для:
1) формирования основ здорового образа жизни (далее –ЗОЖ);
2) улучшения физического и психологического состояния здоровья учащихся в период пребывания в ГПД.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому огранизму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это надо учитывать, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы ГПД. Занятия в ГПД рационально начинать с часовой прогулки. Стараться, чтобы прогулка принесла пользу не только телу, но и душе.
После прогулки и обеда в течение часа дети готовят уроки. Во время самоподготовки необходимо проводить физминутки. Между подготовкой разных предметов делать перерыв 10-15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут почитать литературу по их усмотрению.
Для достижения задач здоровьесбережения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной активности:
- физкультминутка;
- гимнастика – оздоровительная, для глаз, пальцев, дыхательная, для бодрости;
- подвижные игры;
- специально организованная двигательная активность – спортивный час, «Веселые старты» и т.д.;
2) оздоровительные силы природы:
- экскурсия, прогулка;
- витаминотерапия;
- употребление в пищу в период эпидемии гриппа лука и чеснока;
3) гигиенические факторы:
- выполнение санитарно-гигиенических требований;
- личная и общественная гигиена;
- проветривание и влажная уборка помещений;
- соблюдение общего режима дня;
- привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле;
- обучение детей элементарным приемам ЗОЖ, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекции.
Чтобы достичь значительного прогресса в развитии детей, надо помнить, что их самочувствие в процессе воспитания должно быть хорошим, а состояние души – спокойным. Для этого голос педагога должен быть естественным, а общение с детьми – уважительным. Невербальные средства общения – «лучеиспускание» глаз (К.Станиславский), физические контакты – пожатие руки, поглаживание, обнимание плеч и т.д. рождают ощущение близости, защищенности. Все это способствует сохранению нервно-психического здоровья детей.
С целью сохранения и укрепления здоровья, учащихся воспитатель ГПД должен быть в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, медицинскими работниками, коллегами планирую и выстраиваю работу, применяя при этом технологии здоровьесберегающей педагогики, которая предполагает реализацию совокупности приемов и методов организации воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
Здоровьесберегающая работа в ГПД носит
- медико-гигиеническую направленность (воспитатель – медицинский работник – ученик; реализуется с помощью бесед, экскурсий, витаминотерапии и организации процесса вакцинации против гриппа);
- физкультурно-оздоровительную направленность (воспитатель – инструктор по физической культуре – ученик; проводится педагогом дополнительного образования в форме спортивного часа);
Важным направлением воспитательной работы в условиях ГПД считается формирование у детей эстетического вкуса, т.к. этот процесс оказывает влияние на здоровье детей. Создание домашнего уюта дает возможность поднять настроение детей, а продуманное цветовое оформление, обилие комнатных растений, наличие ковров на полу, аквариум с рыбками обеспечивают комфортное психологическое состояние учащегося.
Воспитание у школьников потребности быть здоровым дает положительный результат и в учебном процессе. Благодаря профилактической, физкультурно-оздоровительной работе среди детей ГПД в период эпидемии гриппа отмечен низкий процент заболеваемости, поэтому учащиеся успешно справились с учебными нагрузками. Активное посещение кружков и секций, направленных на развитие двигательной активности, способствует тому, что у детей сохраняется хорошее настроение.
Таким образом, формируя у детей мотивационные сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, достигаются значительный прогресс в развитии детей, в усвоении ими знаний. А использование в воспитании детей здоровьесберегающих технологий является залогом успеха и гарантией высокого результата педагогической деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.