«Значение горячего школьного питания для учащихся»

  • docx
  • 15.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала здоровьесберегающее Григорьева Ю.Г..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.С. Александрова

г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

Направление: здоровьесберегающее

 

Тема: «Значение горячего школьного питания для учащихся»

Категория: «Начинающий исследователь»

 

 

 

 

 

 

                                            Выполнил: Богданова Валерия Кирилловна

                                              Руководитель: Григорьева Юлия Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Николаевск-на-Амуре

2023г

 

 

 

                                                 Содержание

 

Введение ……………………………………………………… ……………………….3

 

Теоретическая часть……………………………………………………………………5

 

 Режим питания школьника …………………………………………………………...6

 

Санитарно-эпидемиологические правила…………………………………………….7

 

Организация питания в школьной столовой…………………………………………8

 

Правила формирования рациона школьного питания……………………………….9

 

Продукты необходимые/неподходящие для питания школьников ……………….11

 

 Практический блок исследования...............................................................................13

 

Заключение …….……………………………………………………………………..14

 

Список литературы……………………………………………………………………15

 

 

 

 


 

                                          Введение

1.     Актуальность выбранной темы:

Я считаю свою тему актуальной, т.к. значительное число современных проблем в системе общего образования  связано с негативной динамикой здоровья детей. Особую тревогу для меня вызывает сам характер нарушений. Такие нарушения получили название "школьной патологии" разных систем организма. Актуальность моего исследования обусловлена необходимостью проанализировать значение правильного питания в сохранении здоровья школьников. Через выполнение данной работы я  постараюсь  разработать рекомендации рационального питания для школьников.

2.     Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что питание в нашей школе соответствует всем нормам и велико значение питания в школьное время для растущего организма учащихся.

3.     Цель работы:

1.     Выяснить, создаются ли условия, способствующие укреплению здоровья школьников в МБОУ СОШ № 1

2.     Является ли приоритетным направлением деятельности нашей школы организация здорового питания детей.

4.     Задачи:

1.     Теоретически изучить материал о необходимых питательных элементах, витаминах, минеральных солей для детского растущего организма.

2.     Исследовать реализацию в МБОУ СОШ № 1 здорового и качественного питания учащихся.

3.     Определить, соответствует ли санитарно-эпидемиологическим требованиям организация школьного питания в МБОУ СОШ №1.

4.     Сделать вывод, созданы ли все условия и определить цель значения здорового питания для роста и развития детей, используя наблюдение, анкетирование.

 

5.     Практическая значимость:

Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность ребенка, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Я уверена, что только здоровый ученик  способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

6.     Методы исследования:

1.     Работа с информационными источниками.

2.     Наблюдение.

3.     Анкетирование учащихся МБОУ СОШ №1.

4.     Интервьюирование.

5.     Анализ полученных данных.

7.     Этапы работы над проектом:

1.     Организационно подготовительная работа

2.     Обработка собранной информации

3.     Выбор названия проекта

4.     Защита проекта 

8.     Объект исследования:

Столовая школы МБОУ СОШ № 1

9.     Предмет исследования:

Питание школьника и его влияние на здоровье.

10.  База исследования:

Учащиеся МБОУ СОШ№1 г. Николаевска-на-Амуре 2021-2023г.

Вывод: Я исследовала актуальность выбранной темы и пришла к выводу, что взаимосвязь показателей здоровья и показателей охвата горячим питанием очевидна.

Теоретическая часть

Перед началом работы мне было необходимо дать общее понятие объекта моего исследования.

Столо́вая — это объект общественного питания, предназначенный для приготовления и реализации с потреблением на месте разнообразных по дням недели завтраков, обедов, ужинов, а также отпуска их на дом.

Столовые как места общественного питания могут представлять собой как самостоятельные предприятия, для которых общепит является по уставу основным направлением деятельности, так и подразделения, создаваемые внутри организационной структуры того или иного учреждения или предприятия (школа, завод, фабрика, НИИ и т. д.). Блюда в столовой соответствуют перспективному меню. Со всей информацией  по данному направлению Вы можете познакомиться на сайт нашей школы https://nikolamur.khbschool.ru/food  . Обычной формой обслуживания в столовых является самообслуживание. При всех вариантах устройства столовой обязательна санитарно-эпидемиологическая и иная специальная сертификация, как помещения, так и работников, составляющих штат столовой.

Вывод: я исследовала нашу столовую и установила, что столовая нашей школы полностью соответствует определению.

 


                              Режим питания школьника:

Я попросила пройти учеников нашей школы анкетирование, по результатам которого выяснила, что не всем известно, что детям школьного возраста необходимо есть 4-5 раз в день, перерыв между приёмами пищи – не более 3-3.5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина будет соблюдаться изо дня в день, организм ребенка начинает заранее готовиться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима питания – лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.

Я провела небольшие классные часы в 1-х  классах с целью рассказать, что режим питания предполагает прием пищи в определенное время. Распределение калорийности суточного рациона имеет следующий характер: 25-30% на завтрак, 35-50% на обед, 5-10% на ужин. Далее я представляю примерный режим питания для ученика:

Типовой режим питания школьников.

Горячий завтрак в школе       9:20 – 10:00

Обед в школе                         12:10 – 12:30

Полдник  в школе                  14:30 – 15:00

Ужин  дома                            17:30 – 18:30

Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым.

Вывод: не все дети правильно питаются дома, поэтому я ознакомила ребят нашей школы с правильным режимом питания, который характерен для их вида деятельности. В дальнейшем это поможет им правильно распределять свое питание по времени правильно. Благодаря решению Правительства страны, сегодня все дети начальной школы охвачены горячим питанием (только обед)


Санитарно-эпидемиологические правила:

Помимо правильного распорядка приема пищи, в школьной столовой обязательны для исполнения нормы СанПиНа. От того, насколько правильно будет организовано питание в школах, зависит не только здоровье, но и качество обучения детей. Я взяла  интервью у  сотрудников столовой в нашей школе и выяснила важную  информацию, затрагивающую санитарно-эпидемиологические правила.

-Необходимо соблюдение правил личной гигиены всеми без исключения сотрудниками пищеблока.

-К работе на пищеблок допускаются здоровые лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета.

-Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работающих осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний.

-В каждом пищеблоке должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи.

В столовой постоянно поддерживается чистота и порядок, санитарное состояние пищеблока соответствует нормам СанПиНа.

Ведется вся необходимая документация:

• Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;

• Книга складского учета продуктов;

• Калькуляционные карты и сертификаты качества;

• Журнал температурного режима холодильного оборудования;

Вывод: понаблюдав за работниками столовой, я сделала вывод, что столовая МБОУ СШ№1 полностью соответствует всем необходимым нормам, значит, она прекрасно подходит для нахождения там и употребления пищи.

 

                            Организация питания в школьных столовых:

Следующим аспектом правильного питания школьника, после соблюдения всех норм, является правильная организация питания. Отпуск горячего питания обучающихся в нашей школе организован по классам (группам) ,на переменах, продолжительностью не менее 15 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. За каждым классом (группой) в столовой закреплены определенные обеденные столы.

Не допускается присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой.

Организация и рацион питания учащихся в общеобразовательных учреждениях подлежат обязательному согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

Вывод: результат моего исследования показал, что организация питания в нашей школе отвечает всем требованиям. Это способствует улучшению работы инфраструктуры столовой.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила формирования рациона школьного питания:

С организацией питания неразрывно связаны правила формирования рациона школьного питания. Я изучила правила рациона школьного питания, при создании которого и приготовлении пищи должны соблюдаться основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания (что наблюдается в нашей школе), предусматривающего:

1.   соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона возрастными физиологическими потребностями детей и подростков;

2.     обеспечение в рационе определенного соотношения (сбалансированности) основных пищевых веществ в граммах;

3.     восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;

4.     максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки);

5.     соблюдение оптимального режима питания и правильного распределения суточного рациона по отдельным приемам пищи в течение дня.

Некоторые продукты, такие как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи следует включать в меню ежедневно. Рыбу, яйцо, сыр, творог, сметану можно давать 2-3 раза в неделю.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка.

Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель).

Большое внимание уделяется эстетике оформления обеденного зала. На стенах висят картины, способствующие формированию культуры поведения; имеется уголок, содержащий занимательную информацию о пользе тех или иных продуктов питания. Комнатные растения создают домашний уют и украшают зал.

В школе оформила стенд «Разговор о правильном питании» для учащихся.

В соответствии с требованиями по соблюдению личной гигиены школьников при входе в столовую имеются раковины для мытья рук, мыло на каждой, 2 сушки для рук.

Вывод: ознакомивший с материалами, находящимися в нашей столовой, я обнаружила, что все необходимые правила соблюдены, и рацион там является составленным верно по  всем выше перечисленным пунктам. Далее я привожу список продуктов, благодаря которому можно составить правильное меню школьника.


Продукты, необходимые/неподходящие для питания школьников:

Положительно влияют

Отрицательно влияют

Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. Они содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней.

Регулярное употребление  свежевыжатых соков благоприятно воздействует на обмен веществ. В организм поступают полезные витамины и минералы в натуральном виде. Если принимать их регулярно, можно прекрасно оздоровить организм.

Злаки составляют основу питания. Это хлеб и хлебобулочные изделия, а также каши. Прежде всего, злаки полезны тем, что в них содержаться углеводы и клетчатка, которые способствуют очищению организма. В злаках содержатся витамины В и Е, а также такие полезные вещества, как марганец, кальций, цинк, железо, магний

 

 

Молочные продукты и яйца необходимы человеку для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии. В молоке, кефире, твороге содержатся необходимые человеческому организму белки, жиры, витамины.

В состав газированных напитков входят различные консерванты,

ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Если пить много лимонада, можно приобрести: кариес, гастрит, различные язвы (желудка, кишечника).

Жевательные резинки.

 Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса.

В чипсах и сухариках ученые обнаружили целый ряд вредных веществ. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему человека

 Быстрая пища высококалорийна, содержит много жиров и мало витаминов. В быстрой еде нашли широкое применение транс-жиры, т.е ненатуральные жиры. Их употребление грозит неминуемым ожирением, поскольку они увеличивают вес больше, чем любая другая пища с тем же количеством калорий.

Шоколадный батончик с одной стороны,

 

даёт энергию нашему организму. С другой– в их состав входят красители, консерванты, растительные жиры.

 

Общий вывод по части: для подготовки теоретического блока моей работы были использованы такие методы исследования как работа с информационными источниками и наблюдение. Я ознакомилась со всеми теоретическими вопросами и хочу с уверенностью заявить – столовая МБОУ СОШ№1 отвечает на все заданные вопросы на 100%

 

 


Практическая часть

Чтобы узнать мнение о работе столовой в нашей столовой, был проведён опрос, касающийся всех аспектов, осматриваемой в моей работе среди учеников начальных классов.  Я предоставляю результаты опроса, что позволит сделать мне выводы по моему исследованию.


 

 

 


Опрос учеников начальных классов

 

 

 

Общий вывод по части: после проведения бесед, представленной информации по данной теме, организация правильного здорового горячего питания школьников постоянно улучшается, то было отмечено учениками нашей школы.




 

 


                                              Заключение

Все цели и задачи исследования выполнены, гипотеза доказана – питание в нашей

школе соответствует всем нормам и его значение в формировании здорового

организма, бесспорно, велико. А значит, я могу переходить к заключению.

1.     Я исследовала актуальность выбранной темы и пришла к выводу, что взаимосвязь показателей здоровья и показателей охвата горячим питанием очевидна.

2.     Исследовав нашу столовую, установила, что она полностью соответствует определению.

3.     Не все дети правильно питаются дома, поэтому я ознакомила ребят с правильным режимом питания, который характерен для их вида деятельности. В дальнейшем это поможет им правильно распределять свое питание по времени правильно.

4.     Ознакомивший с материалами, находящимися в нашей столовой, я обнаружила, что все необходимые правила соблюдены, и рацион является составленным верно по  всем выше перечисленным пунктам.

5.     Для подготовки теоретического блока моей работы были использованы такие методы исследования как работа с информационными источниками и наблюдение.

 

 После проведения разных видов работ  организация правильного здорового горячего питания школьников улучшились, то было отмечено учениками  и учителями  нашей школы.

Я планирую продолжить свою работу в следующем году для обеспечения высокого качества школьного питания и  здоровьесбережения. 

 

 

                                   Список использованных источников:

1. Боровская Э.И. Здоровое питание школьника. М. «Эксмо», 2010.-328с.

2. Воронина Г.А. Физиология и гигиена питания: Методические рекомендации для студентов и педагогов. – Киров: ВГПУ, 2006. - 41с.

3. Волков. С.М. Детское питание М.: ЗАО  «Центрполиграф», 2010.

Иллюстрированная энциклопедия школьника – М.:АСТ: Астрель, 2011.-176с.

Книга о здоровом питании лучшие рецепты. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010-224с.

4. Павлова М. А., Гришанова О. С., Серякина А. В. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе. Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов, 2009.

5. Романов Ю.А. Справочник школьника. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.-234с.

6. Устинова Г. Н. Улучшение качества питания школьников // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2006. - № 3 – с. 21 – 25.

7. Хохлакова Г. Н. Правильное питание – залог здоровья // Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе - 2006 - №3 – с. 81 – 87. 

8. Интернет ресурс:  http://www.e-mama.ru/freed:nd/527.html


 

Скачано с www.znanio.ru